Упр.14 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Сформулируйте её в виде односоставного определённо-личного предложения.Основная мысль текста:Избавьтесь от...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Сформулируйте её в виде односоставного определённо-личного предложения.
Основная мысль текста:
Избавьтесь от слов-паразитов, используя самоконтроль и пополняя свой лексикон новыми словами.

Согласитесь, наше впечатление о человеке во многом зависит от его манеры говорить. Верный признак дурной речи — привязчивые слова-паразиты вроде «ну», «значит», «вот», «это самое», «так сказать» и др.
Слушаешь человека, повторяющего через каждые два-три слова «короче», «типа», и поражаешься тому, насколько беден его лексикон. Ведь слова-паразиты используют от беспомощности, когда не знают, что говорить дальше, или не могут должным образом выразить свои мысли.
Просто выкинуть из речи слова-паразиты не всегда получается, элементарного самоконтроля бывает недостаточно. А вот заменить их можно.
Для этого прежде всего выясните, при каких обстоятельствах вы их употребляете. Они могут выражать удивление, возмущение, негодование. Придумайте какую-нибудь достаточно сложную и длинную фразу, которая выразит те же чувства, но звучать будет грамотно и симпатично. Хорошенько запомните её. Дальше — полный самоконтроль. Как только очередное словцо сорвётся с ваших губ, сразу же говорите эту фразу. Попробуйте! В конце концов вам по-настоящему надоест и эта фраза, и слово-паразит, и все мучения, с ним связанные! Вы будете выбирать самые разные формулировки, лишь бы больше не произносить это слово!
(По книге «Путеводитель по этикету»)

2. Выпишите из текста определённо-личные предложения. Подчеркните сказуемые. Какой формой глагола они выражены?
Определённо-личные предложения:
Согласитесь (повелит. накл., 2-е л., мн. ч.), наше впечатление о человеке во многом зависит от его манеры говорить.
Слушаешь (изъявит. накл., 2-е л., ед. ч., наст. вр.) человека, повторяющего через каждые два-три слова «короче», «типа», и поражаешься (изъявит. накл., 2-е л., ед. ч., наст. вр.) тому, насколько беден его лексикон.
Для этого прежде всего выясните (повелит. накл., 2-е л., мн. ч.), при каких обстоятельствах вы их употребляете.
Придумайте (повелит. накл., 2-е л., мн. ч.) какую-нибудь достаточно сложную и длинную фразу, которая выразит те же чувства, но звучать будет грамотно и симпатично.
Хорошенько запомните (повелит. накл., 2-е л., мн. ч.) её.
Как только очередное словцо сорвётся с ваших губ, сразу же говорите (повелит. накл., 2-е л., мн. ч., буд. вр.) эту фразу.
Попробуйте! (повелит. накл., 2-е л., мн. ч.)

3. Как вы считаете, чем объясняется употребление слов-паразитов в речи? Как характеризует человека речь, «пересыпанная» такими словами?
Я согласен с авторами статьи, что слова-паразиты люди используют от беспомощности, когда не знают, что говорить дальше или не могут правильно выразить свои мысли. Чаще всего словами-паразитами в своей речи пользуются малообразованные люди. Однако бывают исключения, когда достаточно культурные, образованные люди сознательно используют такие слова для создания своего имиджа. Если у человека низкая скорость мышления, он также использует слова-паразиты, чтобы выиграть время и сформулировать свою мысль. Это может быть влияние моды: какое-то словечко буквально прилипает ко всем.
Речь, «пересыпанная» словами-паразитами, может, по мнению психологов, кое-что рассказать о человеке. Например, слово «кстати» – в большинстве его любят те, кому не достаёт внимания окружающих. Они ощущают дискомфорт и неловкость в новой среде или при встрече с новым собеседником и пытаются компенсировать смущение таким словом.
Слово-паразит «короче» – прямой показатель спешки, нервозности и даже агрессии.
Слово-паразит «так сказать» помогает людям с чрезмерно быстрой и несвязной речью делать паузы в словах, облегчая собеседникам понимание произносимого.
Слово паразит «вообще-то» встречается у тех, кто не уверен в своих силах.
«На самом деле» – говорят люди эгоистичные и самоуверенные. Они доверяют лишь себе и своему мнению, с пренебрежением относятся к опыту и позиции окружающих. В споре им важно не найти истину, а заставить оппонента замолчать.
Слова-паразиты «типа» и «значит» употребляют противники всего нового, а свое мнение предпочитают навязывать (как и предыдущая категория) с помощью агрессивного стиля разговора.
Когда человек часто говорит бессмысленные словечки «это…», «ну…», «ээээ…» – то ему просто сложно подобрать нужное слово, с помощью слова-паразита он тянет время, подыскивая его.
Многие говорят «ну», когда волнуются, даже если не отдают себе в этом отчёт.

4. Замечали ли вы за собой привычку использовать слова, «засоряющие» речь? От каких слов-сорняков вы хотели бы избавиться? Как вы думаете, зачем эти слова существует в вашей речи? Что вы на самом деле хотите сказать, когда произносите «лишнее» слово?
Я замечала, что иногда я употребляю «ну». Видимо, когда волнуюсь. Но стараюсь от этого избавляться. Мне не нравится, когда в речи окружающих вместо правильных слов я через каждые два-три слова слышу «короче», «это», «как там» и прочий мусор.

5. Как вы считаете, почему в устной речи слова-паразиты употребляются чаще, чем в письменной? Напишите четыре-пять причин.
Причины, по которым в устной речи слова-паразиты используются чаще, чем в письменной:
1) бедность словарного запаса говорящего;
2) замедленность мышления;
3) желание привлечь внимание;
4) желание выделиться;
5) дань моде.

6. Какие способы избавления от слов-паразитов вы могли бы предложить? Запишите эти способы, используя определённо-личные предложения.
Как избавиться от слов-паразитов?
1) Больше читайте. Чтение обогащает словарный запас.
2) Запоминайте новые слова и используйте их в своей речи, предварительно выяснив по словарю их значение.
3) Пользуйтесь словарями – толковым, иностранных слов, синонимов, антонимов и другими.
4) Готовясь к выступлению, запишите его на диктофон. Потом прослушайте, сколько слов-паразитов вы употребили. Перескажите ещё раз, старясь не употреблять ненужные слова.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением