Упр.107 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 107. Прочитайте два отрывка из монологов Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза».I.	И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
107. Прочитайте два отрывка из монологов Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза».
I. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра.
Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
II. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от неё не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да всё про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самоё себе совестно сделается.
Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, всё мерещится шёпот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведёт меня куда-то, и я иду за ним, иду.
1. Сравните отрывки. Какова тема и главная мысль первого и второго отрывков? Каков их эмоциональный фон? За счёт каких синтаксических средств выразительности он создаётся?
Главная мысль первого отрывка – счастье и восторженность Катерины, её душевное состояние до замужества. Ей ничего было не нужно, она была счастлива. Также Катерина описывает те сказочные сны, которые она видела в ту пору своей жизни.
Главная мысль второго отрывка – беспокойство в её душе и изменения, произошедшие с Катериной после брака. Прежде всего оно отражается в её снах, которые теперь стали более мрачными, как и её мысли.
Первый отрывок – яркий, радостный, второй – мрачный и беспокойный. Отрывки содержат большое количество риторических восклицаний и вопросов. Именно они придают разницу в эмоциональном фоне отрывков. Первый, восторженный, содержит большое количество риторических восклицаний (И до смерти я любила в церковь ходить! Варенька, какие сны!). Второй содержит риторические вопросы, целью которых является показать смятение в душе Катерины.
2. Выпишите из первого отрывка два сложных предложения:
1) с бессоюзной и союзной сочинительной связью; 2) сложносочинённое. Выделите грамматические основы и составьте схемы этих предложений.
3. Определите тип каждого текста. В чём они различны, а в чём схожи?
Типы текстов – монолог-рассуждение. Тексты отличаются эмоциональной окрашенностью, т.е. они противопоставляются друг другу. Схожи тексты в способе передачи эмоционального состояния лирической героини – в обоих текстах оно передается с помощью риторических восклицаний и вопросов, а также при помощи элементов описания.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением