Упр.104 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 104. Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот». Выпишите сложные предложения с сочинительной связью, объясните постановку знаков препинания. Составьте...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
104. Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот». Выпишите сложные предложения с сочинительной связью, объясните постановку знаков препинания. Составьте схему одного из них.
Звонко отдавались в узких улицах шаги идущих — и пугались ученики звука шагов своих, на белой стене, озарённой луною, вырастали их чёрные тени — и теней своих пугались они. Так молча проходили они по спящему Иерусалиму, и вот уже за ворота города они вышли, и в глубокой лощине, полной загадочно-неподвижных теней, открылся им Кедронский поток. Теперь их пугало всё. Тихое журчание и плеск воды на камнях казался им голосами подкрадывающихся людей, уродливые тени скал и деревьев, преграждавшие дорогу, беспокоили их пестротою своею, и движением казалась их ночная неподвижность. Но по мере того как поднимались они в гору и приближались к Гефсиманскому саду, где в безопасности и тишине уже провели столько ночей, они делались смелее. Изредка оглядываясь на оставленный Иерусалим, весь белый под луною, они разговаривали между собой о минувшем страхе, и те, которые шли сзади, слышали отрывочно тихие слова Иисуса. О том, что все покинут его, говорил он.
В саду, в начале его, они остановились. Большая часть осталась на месте и с тихим говором начала готовиться ко сну, расстилая плащи в прозрачном кружеве теней и лунного света. Иисус же, томимый беспокойством, и четверо его ближайших учеников пошли дальше, в глубину сада. Там сели они на земле, не остывшей ещё от дневного жара, и Пётр и Иоанн лениво перекидывались словами, почти лишёнными смысла.
1. С какой целью используется тире в выделенном предложении? Объясните, какую стилистическую и синтаксическую функцию выполняет этот знак препинания.
Тире в первом предложении ставится, поскольку вторая и третья его части сообщают о резкой смене событий, которые вытекают из события, описанного в первой его части.
Тире в предложениях выполняет следующие функции:
- пропуск какого-либо члена предложения (главного или второстепенного);
- пропуск какого-либо союза или союзного слова (например, очень часто тире заменяет слово «это»);
- передает значение следствия в тех предложениях, где они не выражены при помощи союзов;
- является знаком» неожиданности» (неожиданного присоединения, внезапных результатов) – смысловой или интонационной;
- передает эмоциональное значение (быструю смену событий, резкость).
2. Найдите в тексте примеры инверсии. Какую стилистическую окраску придаёт тексту использование инверсии?
Инверсия: Там сели они на земле…; звонко отдавались в узких улицах шаги идущих…; Так молча проходили они…
Инверсия – это перестановка слов или словосочетаний в предложении в соответствии с замыслом автора, которая нарушает грамматически верный порядок слов. В текстах используется для того, чтобы подчеркнуть те слова, которые подразумеваются автором как основные, а также несут в себе какой-то очень важный для текста смысл.
3. Определите вид синтаксической связи в сочетаниях слов их пугало, плеск воды, тени скал, своею пестротою, поднимались в гору, делались смелее, изредка оглядывались, те слышали. Какое из перечисленных сочетаний слов не является словосочетанием?
Их пугало; пугало (кого?) их; бессоюзное управление.
Плеск воды; плеск (чего?) воды; бессоюзное управление.
Тени скал; тени (чего?) скал; бессоюзное управление.
Своею пестротою; пестротою (какой?) своею; согласование.
Поднимались в гору; поднимались (куда?) в гору; союзное управление.
Делались смелее; делались (каким образом?) смелее; примыкание.
Изредка оглядывались; оглядывались (когда?) изредка; примыкание.
Те слышали; подлежащее и сказуемое; сочетание слов не является словосочетанием.
4. Найдите в тексте относительное местоимение и выполните его морфологический разбор.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением