Ответы на вопросы на стр.13-14 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Чему посвящено стихотворение и когда оно написано?Стихотворение Михаила Лермонтова «Смерть поэта» было написано в 1837 году в ответ на...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Чему посвящено стихотворение и когда оно написано?
Стихотворение Михаила Лермонтова «Смерть поэта» было написано в 1837 году в ответ на трагическую смерть Александра Сергеевича Пушкина, который погиб в дуэли. Лермонтов был глубоко потрясён этой утратой и выразил своё негодование и горечь в данном произведении. Стихотворение посвящено гибели поэта, его несправедливой судьбе и осуждению общества за злобные нападки на Пушкина, что привело к его трагическому финалу.
В первой части стихотворения Лермонтов описывает смерть поэта, подчёркивая её трагизм и бессмысленность. Он осуждает тех, кто когда-то преследовал Пушкина, высмеивая его творчество и внося в его жизнь клевету и злобу. Лермонтов акцентирует внимание на жестокости и бессердечии общества, которое способствовало гибели великого гения.
Во второй части стихотворения Лермонтов переходит к обвинению тех, кто стоит у власти. Он описывает, как высокопоставленные лица и аристократы скрываются за законом, но напоминает, что существует божий суд, который не подкупить и не обмануть. Эта часть стихотворения насыщена мощными обличительными мотивами и горьким чувством утраты.
Таким образом, «Смерть поэта» — это не только траурное произведение, но и политический манифест, выражающий протест против общественной несправедливости и лицемерия.
2. Как строится лирический монолог и как меняется его стиль на протяжении всего текста? Какими средствами это достигается?
В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтова лирический монолог развивается в несколько этапов, и его стиль изменяется в зависимости от настроения и цели каждой части.
Начало стихотворения
В первой части монолог носит торжественно-траурный характер. Лермонтов повествует о смерти поэта с глубоким состраданием. Стиль здесь спокойный и величественный, слова наполнены печалью и скорбью. Лексика монолога включает эмоционально насыщенные слова: «невольник чести», «свободный, смелый дар», «дивный гений». Этот торжественный тон подчеркивает значимость утраты и трагедию произошедшего.
Переход к осуждению общества
Во второй части тон монолога резко меняется. Лермонтов переходит к обвинению тех, кто оклеветал и преследовал поэта. Стиль становится резким, обличающим, а эмоции — напряжёнными. Используются такие слова, как «злобно», «клеветники», «судьбы приговор», что подчеркивает негодование лирического героя. Лермонтов осуждает не только конкретных лиц, но и все общество, которое, по его мнению, виновно в гибели поэта.
Кульминация — критика власти
В заключительной части монолога стилистика снова меняется — она становится пророческой и возвышенной. Лермонтов обращается к тем, кто у власти, к «надменным потомкам», и предупреждает их о неминуемом божественном суде. Здесь лексика преисполнена пафосом и величием: «грозный суд», «божий суд», «поэта праведную кровь». Образы суда и возмездия символизируют неизбежность справедливости, которая настигнет виновных.
Средства выразительности
Для достижения таких изменений в стилистике Лермонтов использует различные средства выразительности:
1. Эпитеты: «дивный гений», «чудные звуки» — создают торжественный тон в начале.
2. Метафоры: «свободный, смелый дар», «светоч угас» — символизируют гибель поэта и его значимость.
3. Риторические вопросы: усиливают эмоциональное напряжение, как в строках «К чему теперь рыданья?».
4. Обращения и восклицания: подчеркивают обличительный характер второй части, например, «Что ж? веселитесь...».
5. Повторение: «есть грозный суд» — для акцентирования на неизбежности возмездия.
Таким образом, на протяжении всего текста Лермонтов последовательно усиливает эмоциональный накал, меняя стиль монолога от торжественного траура к гневному обличению и пророческой угрозе.
3. Можно ли считать, что в стихотворении сочетаются черты разных жанров
(ода, воспоминания, элегия и пр.)? Найдите в тексте стихотворения признаки разных жанров.
В стихотворении Михаила Лермонтова «Смерть поэта» действительно можно увидеть сочетание черт разных литературных жанров, что придаёт произведению многослойность и глубину.
1. Ода
Стихотворение содержит элементы оды — торжественного произведения, прославляющего героическую личность. Лермонтов возвеличивает Пушкина, называя его «дивным гением», «невольником чести». В стихах чувствуется восхищение подвигом поэта, его несломленным духом. Оды часто прославляют высокие идеалы, как это делает Лермонтов, описывая Пушкина как символ свободы и честности.
Признаки оды:
• Величественный тон.
• Прославление героической личности.
• Использование высоких эпитетов («гордая голова», «свободный дар»).
2. Элегия
Элегические мотивы также явно выражены в стихотворении. Лермонтов оплакивает гибель Пушкина, выражая глубокое чувство утраты. Элегии обычно посвящены теме смерти и связаны с размышлениями о горечи жизни, что особенно заметно в первых строках стихотворения, где говорится о «гордой голове», поникшей в знак поражения и смерти.
Признаки элегии:
• Печаль и траурный тон.
• Тематика смерти и утраты.
• Размышления о трагической судьбе поэта.
3. Сатира и обличение
В стихотворении присутствуют и черты сатиры, особенно в отношении тех, кто оклеветал Пушкина и привел к его гибели. Лермонтов с презрением описывает представителей общества, которые преследовали и уничтожили поэта, обличая их лицемерие и безнравственность. Такие строки, как «жадная толпа, стоящая у трона», подчеркивают сатирический характер второго блока произведения.
Признаки сатиры:
• Резкие обличительные интонации.
• Критика общества и лицемерия.
• Презрительное отношение к виновникам смерти поэта.
4. Реквием
В стихотворении есть черты реквиема — произведения, посвящённого памяти умершего. Лермонтов размышляет о том, что Пушкина больше нет, его голос замолк навсегда, «приют певца угрюм и тесен». Таким образом, поэт воздаёт дань памяти своему учителю и выражает скорбь о его кончине.
Признаки реквиема:
• Память об умершем.
• Отражение окончательной утраты и прощания с великим человеком.
Заключение
Таким образом, стихотворение «Смерть поэта» представляет собой сложное переплетение жанров: оно включает элементы оды, элегии, сатиры и реквиема. Лермонтов, используя эти жанры, не только выражает свои личные переживания, но и придаёт произведению многозначность, обличая общество, выражая траур по великому человеку и прославляя его подвиг.
Учимся читать выразительно
Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, передав интонациями грусть, скорбь, досаду, сожаление но поводу гибели поэта, негодование в адрес его убийц, их обличение.
Для подготовки выразительного чтения стихотворения Михаила Лермонтова «Смерть поэта» важно передать несколько эмоциональных состояний:
1. Грусть и скорбь — это основное настроение начала стихотворения, когда говорится о смерти поэта. Чтение должно быть медленным, с паузами после каждой значимой мысли. Пример: «Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой».
2. Досада и сожаление — эти эмоции отражают отношение Лермонтова к несправедливой судьбе поэта. Их можно передать изменением интонации, слегка ускорив темп, но сохраняя печальный оттенок.
3. Негодование и обличение — кульминационная часть стихотворения, где поэт обличает общество и убийц Пушкина. Здесь важна решительность и строгость в голосе. Пример: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи».
Для передачи этих эмоций рекомендуется разделить текст на части и репетировать каждую из них с соответствующими интонациями и паузами.
Развиваем дар слова
Объясните слова и словосочетания, подберите к ним синонимы: оклеветанный молвой, невольник чести, не вынесла душа поэта, жалкий лепет, злобно гнали, дивный гений, угас, как светоч, пустое сердце, дерзко презирал, щадить, добыча ревности глухой, клеветники ничтожные. пламенные страсти, венец терновый, иглы тайные, отравлены... мгновенья, коварный шёпот.
Как объяснить, что слова найдены самые удачные, нужные и никакие синонимы не могли заменить те, которые так верно нашёл М. К). Лермонтов? Какие из этих слов используются вами в речи?
Давайте рассмотрим каждое выражение в контексте стихотворения «Смерть поэта» Михаила Лермонтова и подберем синонимы к ним:
1. Оклеветанный молвой — оклеветанный общественным мнением, несправедливо обвиненный обществом.
Синонимы: опозоренный, оболганный, оговорённый.
2. Невольник чести — человек, связанный обязательствами чести, который вынужден действовать в соответствии с высоким моральным долгом.
Синонимы: заложник чести, раб долга.
3. Не вынесла душа поэта — поэт не смог смириться с обидой, не выдержал давления.
Синонимы: не выдержал, не стерпел, не справился.
4. Жалкий лепет — пустые, неубедительные оправдания, которые не имеют значения.
Синонимы: бессмысленные оправдания, пустословие, нелепая речь.
5. Злобно гнали — преследовали с ненавистью и враждебностью.
Синонимы: яростно нападали, жестоко преследовали.
6. Дивный гений — выдающийся, необыкновенный человек с великой силой таланта.
Синонимы: удивительный талант, восхитительный дар.
7. Угас, как светоч — погас, как факел, символизирующий исчезновение яркой жизни.
Синонимы: угас, как огонь, затух.
8. Пустое сердце — сердце без чувств, бессердечность.
Синонимы: холодное сердце, бездушное сердце.
9. Дерзко презирал — смело, нагло выражал пренебрежение.
Синонимы: открыто пренебрегал, вызывающе ненавидел.
10. Щадить — проявлять милосердие, избегать причинения вреда.
Синонимы: миловать, жалеть.
11. Добыча ревности глухой — жертва неосознанной, скрытой зависти или ревности.
Синонимы: жертва зависти, объект недоброжелательства.
12. Клеветники ничтожные — люди, распространившие ложь, но сами ничтожные, мелкие.
Синонимы: жалкие злословцы, ничтожные сплетники.
13. Пламенные страсти — сильные, бурные чувства.
Синонимы: горячие эмоции, сильные чувства.
14. Венец терновый — символ мученичества и страданий, намёк на венец Иисуса Христа.
Синонимы: венок страданий, символ мучений.
15. Иглы тайные — скрытые, но мучительные обиды, которые ранят.
Синонимы: скрытые уколы, невидимые раны.
16. Отравлены… мгновенья — последние моменты жизни омрачены.
Синонимы: омрачены минуты, испорчены последние мгновения.
17. Коварный шёпот — скрытые, злонамеренные речи.
Синонимы: зловещие намеки, предательские речи.
Уникальность слов Лермонтова:
Каждое слово и фраза в этом стихотворении Лермонтова подобраны настолько точно, что заменять их синонимами сложно без утраты эмоциональной насыщенности и глубины. Например, выражение «невольник чести» подчёркивает вынужденное подчинение человека моральным принципам, и замена на «заложник чести» не передаёт ту же величественную окраску. «Жалкий лепет» звучит оскорбительно и уничижительно, а синонимы вроде «пустословие» теряют силу метафоричности. Именно меткость и выразительность делают лексический выбор Лермонтова неподражаемым.
Личные примеры использования слов:
Некоторые слова, такие как «злобно», «пламенные страсти», «жалкий лепет», могут использоваться и в современной речи, хотя многие выражения, особенно поэтические метафоры («венец терновый», «дивный гений»), больше характерны для художественной литературы и в повседневном разговоре встречаются редко.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ М. Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта»
1. Стихотворение «Смерть Поэта» М. Ю. Лермонтова — подтверждение его мыслей о тяжёлой и суровой доле певца-поэта. Удаётся ли это выразить актёру в чтении стихотворения? Как помогает этому музыкальное сопровождение?
Актёр действительно прекрасно передает мысли Лермонтова о тяжёлой и суровой судьбе поэта. При чтении стихотворения «Смерть поэта» можно ощутить весь трагизм и безысходность, которые пронизывают это произведение. Эмоции, такие как скорбь, негодование и гнев, выражены актёром через темп речи, интонацию и паузы. Эти приёмы помогают акцентировать внимание на ключевых местах, где автор обличает общество и тех, кто способствовал гибели поэта.
Музыкальное сопровождение усиливает драматизм стихотворения. Обычно оно состоит из медленных, минорных мелодий, что подчеркивает чувство утраты и неотвратимости трагедии. Музыка действует как эмоциональный фон, который не только поддерживает пафос стихотворения, но и усиливает напряжённость в моментах, где Лермонтов обращается к «надменным потомкам», обличая их жестокость и лицемерие. Это сочетание выразительного чтения и музыки помогает более глубоко погрузиться в содержание и эмоциональную насыщенность стихотворения.
Таким образом, актёр в полной мере смог передать трагизм судьбы поэта, и музыкальное сопровождение стало важной частью этой интерпретации, дополняя и углубляя восприятие текста.
2. Почему актёр делает долгую паузу перед словами «И он убит...»? Что в состоянии лирического героя подчёркивает эта пауза? Помогает ли нам понять и прочувствовать это состояние музыка?
Актёр делает долгую паузу перед словами «И он убит...» для того, чтобы подчеркнуть внезапность и трагичность этого события. Эта пауза как бы готовит слушателя к самому важному и драматичному моменту в стихотворении — смерти поэта. В этот момент лирический герой переходит от печали к глубокому потрясению и негодованию. Пауза перед этими словами символизирует не только осознание утраты, но и момент внутреннего перелома, когда скорбь сменяется гневом и обличением общества.
Пауза создаёт эффект неожиданности и эмоционального контраста: до этого момента стихотворение разворачивается в более повествовательной манере, но слова «И он убит...» являются кульминацией, поэтому актёр искусственно замедляет темп, чтобы это произвело на слушателя сильное впечатление.
Музыкальное сопровождение в этот момент также играет ключевую роль. Музыка, как правило, становится тише или замедляется, создавая атмосферу напряжённого ожидания. Это помогает слушателю глубже прочувствовать трагизм момента и состояние лирического героя. Благодаря этой паузе и поддержке музыки, у слушателя возникает более глубокое осознание не только трагедии самого поэта, но и несправедливости, окружавшей его.
3. С какими чувствами прочитаны актёром последние 16 строк стихотворения, начиная со слов «А вы, надменные потомки...*? Как вы прочитали бы эти строки? Почему именно так?
Последние 16 строк стихотворения, начиная со слов «А вы, надменные потомки...», актёр читает с выражением презрения и обличительной интонацией. Эти строки обращены к потомкам, к лицемерному обществу, которое стоит у власти и причастно к гибели поэта. Презрение и горечь Лермонтова здесь особенно сильны, что актёр передаёт через резкие интонации и долгие паузы, создавая ощущение тяжести и торжественности. Назидательный тон присутствует особенно в строках о божьем суде, где актёр подчёркивает, что правда и справедливость, по мнению поэта, будут установлены на высшем уровне — перед лицом Бога.
Я бы прочитал эти строки так же, с той же силой презрения и обличения. Важно сделать акцент на словах о Божьем суде, который «не доступен звону злата», чтобы подчеркнуть бессилие людей перед высшей справедливостью. Этот отрывок требует эмоциональной глубины и строгости, ведь он является кульминацией всего стихотворения, в котором поэт не только скорбит, но и гневно осуждает общество и власть.
Таким образом, презрительный и назидательный тон в сочетании с подчёркиванием справедливости Божьего суда создают мощное эмоциональное воздействие на слушателя, и именно такой подход к чтению наиболее точно передаёт замысел Лермонтова.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением