Ответы на вопросы на стр.124-125 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Каковы особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?Особенности композиции романа Михаила Юрьевича Лермонтова...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Каковы особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Особенности композиции романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» включают в себя следующие ключевые аспекты:
1. Цикличность и несоблюдение хронологии. Роман состоит из пяти отдельных повестей («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»), которые расположены не в хронологическом порядке. Например, повесть «Бэла» рассказывает о более поздних событиях, чем «Тамань», которая представлена раньше. Это нарушает традиционную последовательность и создает особую композиционную динамику.
2. Повествование от разных лиц. В романе используется несколько точек зрения. Первая часть повествования ведется от лица безымянного автора, который описывает свои встречи с Печориным и Максимом Максимычем. Во второй части («Журнал Печорина») события рассказываются от лица самого Печорина. Такая смена повествователей создает многослойность романа и позволяет глубже раскрыть характер главного героя через восприятие разных людей.
3. Жанровая мозаичность. В «Герое нашего времени» соединены различные жанры: психологическая повесть, дневник, философское размышление, приключенческий роман. Каждый из элементов романа погружает читателя в новый контекст, расширяя понимание Печорина как сложной личности.
4. Психологизм и философские размышления. Композиция романа построена таким образом, что акцент делается не столько на событиях, сколько на внутреннем мире главного героя — Печорина. Его размышления, дневниковые записи и поступки раскрывают философские и психологические аспекты романа, делая его характер центральным элементом повествования.
5. Кольцевая композиция. Начало и конец романа объединены образом Максима Максимыча. В первой повести «Бэла» он выступает как центральный рассказчик, а в финальной встрече с Печориным в «Максим Максимыче» мы видим его взгляд на главного героя, что создает определенное завершение истории, подчеркивая изменения в восприятии Печорина.
6. Фрагментарность и структура личных историй. Роман напоминает сборник отдельных новелл, каждая из которых посвящена конкретному периоду жизни Печорина. Однако все эти эпизоды объединены единым героем, который раскрывается по-разному в каждом фрагменте.
Композиция «Героя нашего времени» подчеркивает многогранность личности Печорина и отражает философские поиски Лермонтова, посвященные теме «лишнего человека» и роли личности в обществе.
2. Дискуссии. Каков характер Печорина? Он «герой» или «злодей*? Осуждает или оправдывает Печорина автор?
Характер Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени» очень сложен и многогранен. Его нельзя однозначно назвать ни героем, ни злодеем. Печорин является представителем типа «лишнего человека» в русской литературе, и автор создает образ, который вызывает одновременно и осуждение, и сочувствие.
Особенности характера Печорина:
1. Интеллектуальность и рефлексия. Печорин обладает острым умом, глубоким аналитическим мышлением и склонностью к самоанализу. Он осознает свои поступки и даже их разрушительное влияние на других, но часто продолжает действовать вопреки этим знаниям. Его размышления о жизни, судьбе и обществе показывают его как человека с философским складом ума, однако это не делает его счастливым.
2. Цинизм и разочарование. Печорин разочарован в жизни и людях, что выражается в его циничном отношении к окружающим. Он не верит в подлинность чувств и высокие идеалы, часто использует других людей для удовлетворения собственных потребностей или из любопытства. Это делает его эмоционально отстраненным и холодным в отношениях.
3. Эгоизм и манипулятивность. Он часто ведет себя как манипулятор, играя с чувствами других персонажей. Например, его отношения с Бэлой и княжной Мери подчеркивают его равнодушие к последствиям своих действий. Печорин разрушает жизни других людей, не получая при этом ни радости, ни удовлетворения.
4. Одиночество и поиск смысла. Несмотря на свою циничную натуру, Печорин — глубоко одинокий человек. Он стремится найти смысл жизни, но не находит его ни в приключениях, ни в отношениях с другими людьми. Его действия часто продиктованы скукой и желанием испытать что-то новое, но это лишь усиливает его внутреннюю пустоту.
Печорин: герой или злодей?
Печорина нельзя назвать классическим героем в положительном смысле, так как его действия нередко приводят к страданиям других людей. Однако он и не типичный злодей, поскольку его поведение продиктовано не злой волей, а внутренними противоречиями и пустотой. Печорин, скорее, трагическая фигура — человек, который осознает бессмысленность своих поступков, но не способен изменить себя или свое отношение к жизни.
Осуждает или оправдывает Печорина автор?
Лермонтов не дает однозначной оценки своему герою. Он не оправдывает Печорина, но и не осуждает его полностью. Автор показывает его как представителя своего времени — человека, который лишен цели и мотивации жить полноценной жизнью. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что Печорин — это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Это подчеркивает, что автор видит в Печорине не личное зло, а продукт общественных условий, которые создают таких «лишних людей».
Таким образом, Лермонтов, скорее, сочувствует Печорину, но не идеализирует его. Печорин изображен как жертва своего времени и внутренних конфликтов, что делает его одновременно и осуждаемым, и вызывающим понимание.
3. Подготовьте (на выбор) характеристику одного из героев — Грушницкого, княжны Мери, Веры, Вулича, Вернера, Максима Максимыча и др.
Грушницкий
Грушницкий — молодой юнкер, представляющий собой типичного романтика своего времени. Однако за его внешней романтичностью и демонстративным героизмом скрывается пустота и отсутствие настоящих идеалов. Он стремится казаться человеком благородным и возвышенным, но на деле является поверхностным, легкомысленным и тщеславным. Его манеры и поведение кажутся показными, словно он постоянно играет роль, стараясь привлечь внимание окружающих. Грушницкий испытывает искреннюю зависть к Печорину и одновременно стремится ему подражать. Его зависть и жажда мести приводят к трагическим последствиям: в дуэли с Печориным Грушницкий проявляет трусость, что разоблачает его истинную натуру. Лермонтов через образ Грушницкого показывает неискренность и духовную слабость молодого поколения своего времени, которое стремится лишь к внешнему блеску, не обладая внутренней силой.
Княжна Мери
Княжна Мери Лиговская — молодая аристократка, воспитанная в лучших традициях светского общества. Она красива, умна, образованна и привыкла к вниманию со стороны мужчин. На первый взгляд, она кажется гордой и даже несколько высокомерной, но в глубине души Мери мечтает о настоящей любви и искренности. Её чувства к Печорину пробуждаются не сразу, но постепенно она попадает под его обаяние и начинает испытывать к нему сильные эмоции. Однако Печорин играет с её чувствами, не проявляя настоящей заинтересованности. В итоге княжна переживает душевное потрясение, когда осознает, что стала жертвой его циничной игры. Мери — это символ наивной и чистой девушки, которую общество приучило к идеализированным представлениям о любви, и её встреча с Печориным разрушает эти иллюзии. Она страдает, но сохраняет свою внутреннюю гордость, что делает её образ глубоко трагическим.
Вера
Вера — единственная женщина в жизни Печорина, которую он по-настоящему любит. В отличие от остальных героинь, Вера — зрелая женщина с богатым жизненным опытом. Она прекрасно осознаёт сложный характер Печорина, его недостатки и слабости, но продолжает его любить. Их любовь лишена иллюзий: Вера понимает, что счастье с ним невозможно, но продолжает поддерживать связь, несмотря на общественные и личные преграды. Она замужем за другим мужчиной, что создаёт невозможность для их совместного будущего. Вера страдает от этой невозможной любви, но остаётся верной своим чувствам. Она понимает Печорина глубже, чем кто-либо другой, и именно её потеря становится для него настоящим ударом. Вера — символ утраченной любви, той единственной близости, которая могла бы изменить жизнь Печорина, если бы была возможна.
Вулич
Вулич — офицер и фаталист, человек, убеждённый в неизбежности судьбы и предопределённости всех событий. Он отличается хладнокровием, решительностью и мрачным мировоззрением. В романе он выступает в качестве философского оппонента Печорина, представляя собой воплощение идеи фатализма. Вулич уверен, что судьба предопределена, и демонстрирует свою веру в сцене с пистолетом, когда сознательно рискует жизнью ради доказательства своей правоты. Его смерть, несмотря на мнимую победу в испытании судьбы, подтверждает мнение Печорина, что каждый человек сам создаёт свою судьбу. Вулич является важным философским персонажем в романе, воплощая идею борьбы человека с неизбежностью судьбы.
Вернер
Доктор Вернер — человек с глубоким интеллектом и ироничным взглядом на жизнь. Он — единственный персонаж, который по-настоящему понимает Печорина, хотя и не всегда разделяет его поступки. Вернер — интеллектуал и философ, циничный наблюдатель, который, как и Печорин, разочарован в людях и жизни. Он видит мир в мрачных тонах, но не проявляет активной жестокости или безразличия. Его скептицизм и умение смотреть на вещи с философской точки зрения делают его интересным собеседником для Печорина. Несмотря на свои циничные взгляды, Вернер способен на дружбу и симпатию, что видно в его отношении к Печорину. Он выступает своеобразным «двойником» Печорина в интеллектуальном плане, однако, в отличие от него, не позволяет своим философским убеждениям стать причиной нравственного упадка.
Максим Максимыч
Максим Максимыч — старый штабс-капитан, человек простодушный, добродушный и практичный. Он не склонен к философским размышлениям и воспринимает мир через простые категории добра и зла. Максим Максимыч привязан к Печорину как к человеку, которому он однажды помогал и с которым разделял сложные жизненные обстоятельства. Однако его искренние чувства и дружба к Печорину не находят ответа. В сцене их встречи после долгой разлуки Печорин демонстрирует холодность и безразличие, что глубоко ранит Максима Максимыча. Этот персонаж является воплощением человеческой доброты и простоты. Его образ противопоставлен Печорину, чей цинизм и равнодушие контрастируют с добродушной прямотой и теплотой Максима Максимыча.
4. Какую роль играют эти персонажи в раскрытии характера главного героя?
Персонажи романа «Герой нашего времени» играют важную роль в раскрытии характера Печорина. Каждый из них помогает нам понять различные аспекты его личности, его мировоззрение, внутренние противоречия и отношения с окружающими. Взаимодействие Печорина с этими персонажами освещает его эмоциональную и моральную неоднозначность.
Грушницкий
Грушницкий выступает своего рода зеркалом для Печорина. Их отношения построены на скрытом соперничестве и взаимной неприязни, несмотря на видимость дружбы. Грушницкий восхищается Печориным, но его зависть превращается в ненависть. Их дуэль — кульминация этого конфликта, и через отношение Печорина к Грушницкому раскрывается его внутренний цинизм. Печорин понимает тщетность амбиций Грушницкого, видит его слабости и легко манипулирует им. В конечном итоге, убийство Грушницкого показывает бездушие Печорина и его способность разрушать жизни людей ради своего удовольствия или любопытства, подчеркивая его одиночество и отчужденность.
Княжна Мери
Княжна Мери является жертвой одной из игр Печорина. Через её образ раскрывается его безразличие к чувствам других людей, его стремление удовлетворить своё тщеславие и испытать власть над чужими эмоциями. Печорин соблазняет Мери, не испытывая к ней настоящих чувств, лишь чтобы развлечься и показать своё превосходство. Его отношение к ней подчеркивает его эгоизм и неспособность к истинной любви. Взаимодействие с княжной Мери также демонстрирует одну из главных черт Печорина — его скуку, которая движет его поступками. Через Мери автор показывает, как легко Печорин разрушает жизни людей, не задумываясь о последствиях.
Вера
Вера — единственный человек, к которому Печорин испытывает настоящие чувства. Однако даже к ней его любовь смешана с отчуждением и фатализмом. Вера понимает Печорина глубже, чем кто-либо другой, и поэтому её потеря становится для него настоящей трагедией. Вера играет роль человека, который мог бы спасти Печорина от внутреннего краха, но их любовь невозможна, что усиливает драму их отношений. Через образ Веры Лермонтов раскрывает способность Печорина к глубинным чувствам, но также его неспособность реализовать их в реальной жизни. Этот романтический и трагический элемент усиливает образ Печорина как «лишнего человека», неспособного найти счастье.
Вулич
Вулич представляет философский аспект романа и помогает раскрыть взгляды Печорина на судьбу и смерть. Сцена с пистолетом и смерть Вулича демонстрируют мрачное мировоззрение Печорина. Печорин видит в Вуличе человека, который воплощает в себе идею фатализма, и, наблюдая за его гибелью, ещё больше укрепляется в своих мыслях о том, что судьба человека — это лишь набор случайностей, которые, однако, не зависят от высших сил. Взаимодействие с Вуличем подчёркивает равнодушие Печорина к жизни, как к своей, так и к чужой, и его внутреннюю обречённость.
Вернер
Доктор Вернер является своеобразным интеллектуальным двойником Печорина. Их философские беседы помогают глубже понять цинизм Печорина и его философские убеждения. Вернер, как и Печорин, разочарован в жизни и людях, но он не проявляет такого активного внутреннего разрушения, как Печорин. Через их дружбу и беседы Лермонтов раскрывает философскую сторону главного героя: его размышления о смысле жизни, судьбе и человеческих отношениях. Вернер также помогает понять, что Печорин осознает свою духовную пустоту, но не стремится её изменить, поскольку видит в этом бессмысленность.
Максим Максимыч
Максим Максимыч — олицетворение простоты, доброты и честности. Взаимодействие Печорина с Максимом Максимычем раскрывает его холодность и неспособность к настоящей дружбе. Максим Максимыч искренне привязан к Печорину и воспринимает его как друга, но встреча спустя годы показывает, насколько чуждым и далёким Печорин стал для людей, которые его любят. Печорин не проявляет никакой теплоты или благодарности, чем ранит Максимыча. Через этот контраст Лермонтов подчёркивает эмоциональную отстранённость и эгоизм Печорина, который лишен привязанностей и чувств к людям, даже тем, кто был к нему добр.
Таким образом, каждый персонаж в романе играет свою уникальную роль в раскрытии сложного характера Печорина. Эти взаимоотношения показывают его цинизм, внутреннюю пустоту, но одновременно и способность к глубоким чувствам, которые он подавляет.
5. Почему лермонтовский роман называют психологическим?
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» называют психологическим, потому что в нём автор делает акцент на внутреннем мире главного героя, его переживаниях, мотивах и сложных душевных процессах. Лермонтов глубоко исследует психологию Печорина, раскрывая его внутренние противоречия и мотивацию поведения. Вот основные причины, почему этот роман называют психологическим:
1. Глубокий анализ внутреннего мира героя
Роман сосредоточен на том, что происходит внутри души Печорина. Лермонтов подробно описывает его мысли, сомнения, желания, страхи и внутренние конфликты. Читатель получает возможность следить за его рассуждениями, самоанализом и осознанием собственного места в жизни. Через монологи и дневниковые записи Печорина, особенно в «Журнале Печорина», автор показывает весь спектр его эмоций и психологических состояний.
2. Психологические мотивы поступков
Поступки Печорина не всегда объясняются внешними обстоятельствами. Лермонтов показывает, что большинство его действий продиктованы внутренними переживаниями, такими как скука, желание испытать свои силы, разочарование в людях, поиск смысла жизни. Печорин действует не ради достижения конкретных целей, а чтобы утолить свой психологический голод, пытаясь преодолеть внутреннюю пустоту и скуку. Взаимодействие с другими людьми для Печорина часто является способом самоутверждения и поиска ответов на внутренние вопросы.
3. Изучение «лишнего человека»
Образ Печорина — это классический пример «лишнего человека», который является типичным для русской литературы XIX века. Психологический роман Лермонтова исследует, почему такие люди, как Печорин, ощущают себя оторванными от общества, какие внутренние процессы ведут их к отчуждению и скуке. Печорин постоянно рефлексирует над своим положением, стремится понять, почему он не может быть счастливым и почему окружающий мир не приносит ему удовлетворения.
4. Самоанализ и рефлексия
В романе много места отведено самоанализу героя. Печорин постоянно рефлексирует о своих поступках и чувствах, но при этом осознает свою неспособность измениться. Это глубокое осознание своей природы, признание своих недостатков и слабостей делает роман ярким примером психологической прозы. Печорин видит свои пороки, но вместо того, чтобы их исправить, он принимает их как неизбежность.
5. Внимание к деталям и нюансам эмоций
Лермонтов мастерски передаёт самые тонкие психологические нюансы. Он описывает мимолетные состояния души, такие как чувство скуки, разочарования, внутреннего конфликта. Автор показывает не только внешние поступки Печорина, но и внутренние эмоциональные движения, которые ведут к этим поступкам. Читатель видит, как меняется настроение героя, как его внутренние переживания приводят к внешним действиям.
6. Контрасты в характере героя
Печорин — очень противоречивый персонаж. С одной стороны, он способен на глубокие чувства (его любовь к Вере), с другой — он часто действует безжалостно и цинично. Лермонтов показывает, как в одном человеке могут уживаться противоположные черты — эгоизм и сострадание, стремление к любви и равнодушие. Такие контрасты позволяют глубже понять внутренний мир Печорина и делают его психологически сложным героем.
7. Психологическая интерпретация второстепенных персонажей
Лермонтов уделяет внимание не только Печорину, но и другим героям, изучая их внутренний мир. Каждый персонаж в романе — от Грушницкого до княжны Мери — раскрывается с точки зрения их психологии, их мотивов и эмоциональных состояний. Через отношения с этими персонажами Лермонтов раскрывает и самого Печорина, исследуя, как он влияет на их чувства и судьбы.
Таким образом, роман «Герой нашего времени» называют психологическим, потому что он глубоко исследует внутренний мир человека, его мотивации, внутренние конфликты и чувства. Лермонтов не просто рассказывает историю, а показывает сложные и многообразные психологические состояния главного героя, создавая многогранный образ «лишнего человека».
6. Какое место в романе «Герой нашего времени» занимает каждая повесть?
В романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» каждая повесть занимает важное место и играет роль в раскрытии характера Печорина и в общей философской концепции произведения. Композиция романа построена не линейно, и порядок повестей создает многослойность и глубину, позволяя взглянуть на Печорина с разных сторон. Вот какое место занимает каждая повесть:
1. «Бэла»
Эта повесть открывает роман и знакомит читателя с Печориным через рассказ Максима Максимыча. Она вводит нас в мир Кавказа и раскрывает одну из ключевых черт Печорина — его склонность к разрушительным и бессмысленным отношениям. Печорин завоевывает любовь горянки Бэлы, но быстро теряет к ней интерес, что приводит к трагическим последствиям. Повесть «Бэла» показывает цинизм героя, его неспособность к настоящей привязанности и эмоциональную холодность. Это введение создает первое впечатление о Печорине как о человеке, который играет судьбами других ради развлечения, оставаясь при этом внутренне пустым.
2. «Максим Максимыч»
В этой повести, следующей за «Бэлой», происходит встреча рассказчика и Максима Максимыча с Печориным спустя несколько лет. Важность этой повести заключается в том, что она раскрывает, как Печорин относится к людям, которые когда-то были ему близки. Максим Максимыч, простодушный и искренний человек, ждет теплой встречи, но Печорин проявляет холодность и равнодушие. Эта повесть служит важной связкой между событиями первой части романа и последующими частями, а также акцентирует внимание на отчужденности Печорина и его неспособности к подлинной дружбе и человеческому теплу.
3. «Тамань»
Эта повесть помещена в центр романа и знакомит читателя с менее привычной стороной Печорина. Здесь он оказывается в новом окружении — среди контрабандистов в маленьком приморском городке Тамань. Печорин сталкивается с опасностью, его жизнь оказывается под угрозой. Это приключение показывает его храбрость, но также его внутренний конфликт: он как будто оказывается не на своем месте, что отражает его извечное чувство оторванности от мира и поиска смысла. «Тамань» служит своеобразным эпизодом, раскрывающим его способность быстро адаптироваться к любой ситуации, но при этом не находить удовлетворения ни в каких обстоятельствах.
4. «Княжна Мери»
Это одна из самых крупных и центральных повестей в романе, где через события раскрываются ключевые внутренние черты Печорина. В этой повести происходит сложная любовная интрига, в которой Печорин манипулирует чувствами княжны Мери и одновременно играет с Грушницким. Через эти отношения Лермонтов показывает цинизм и эгоизм Печорина, его склонность к самоутверждению за счёт других. Он осознаёт, что причиняет боль княжне, но продолжает игру ради собственного удовольствия и эксперимента над чужими чувствами. Конфликт с Грушницким заканчивается дуэлью, в которой Печорин убивает своего противника, что подчёркивает его разрушительную силу и неспособность к сочувствию.
5. «Фаталист»
Последняя повесть романа завершает философские поиски Печорина. Она связана с идеей фатализма и вопросами предопределённости судьбы. В центре повести — спор о том, управляет ли судьба человеком или у каждого есть свобода выбора. Печорин наблюдает за Вуличем, который принимает вызов судьбы, и вскоре Вулич погибает при случайных обстоятельствах. Эта повесть заставляет Печорина задуматься о роли случая и судьбы в жизни человека. Она показывает его философское размышление о собственном существовании и отношении к смерти. «Фаталист» служит своеобразной кульминацией в понимании Печориным жизни, подчёркивая его мрачное, обречённое восприятие мира.
Общая роль повестей
Роман «Герой нашего времени» построен как цикл повестей, где каждая из них раскрывает разные аспекты личности Печорина. Они не следуют хронологически, что подчеркивает многослойность образа главного героя и позволяет взглянуть на него с разных точек зрения. Это даёт возможность читателю постепенно собирать полный портрет Печорина, исследуя его через различные ситуации, его отношения с людьми, любовь, философские вопросы жизни и смерти.
Повести варьируются по тону и содержанию: от драматической «Бэлы» до философской «Фаталиста», что подчеркивает богатство внутреннего мира Печорина и его сложные взаимоотношения с миром.
7. Проанализируйте одну из сцен свидания Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы (на выбор).
Сцены свиданий Печорина с тремя главными героинями романа — Верой, Мери и Бэлой — играют важную роль в раскрытии характера Печорина и его отношения к любви, женщинам и жизни в целом. Эти эпизоды показывают его сложные внутренние переживания, цинизм, эмоциональную отстранённость, а также его стремление к поиску чего-то неизведанного, что могло бы его удовлетворить, но чего он не находит. Каждое из этих свиданий раскрывает различные грани его личности.
Свидание Печорина и Веры
Сцена свидания Печорина и Веры происходит в контексте их сложных и долгих отношений. Вера — единственная женщина, которую Печорин по-настоящему любит, хотя и осознаёт, что их отношения невозможны. Это свидание наполнено трагизмом и чувством неизбежной утраты. Вера замужем, и их любовь скрыта от общества, что добавляет глубины их встречам. В этой сцене проявляются искренние чувства Печорина: он осознаёт, что теряет единственного человека, который его понимает и любит безусловно. Несмотря на свою любовь, Печорин остаётся внутренне холодным и безнадёжным. Он осознаёт, что даже эта любовь не способна дать ему того, что он ищет в жизни. Взаимоотношения с Верой показывают его страх перед привязанностью и неспособность строить длительные и искренние отношения.
Их сцена пронизана напряжённостью и чувством неизбежной разлуки. Вера понимает Печорина глубже, чем кто-либо, и её уход символизирует потерю последней ниточки, связывающей его с настоящими чувствами. Эта сцена подчёркивает трагедию Печорина — он способен любить, но не способен удержать любовь и найти счастье даже в тех редких моментах, когда он чувствует себя живым.
Свидание Печорина и Мери
Сцена свидания Печорина и княжны Мери разворачивается как часть его игры. Печорин изначально не испытывает настоящих чувств к княжне, его интерес к ней продиктован скукой, желанием развлечься и проверить свою власть над чувствами других. Это свидание наполнено иронией и цинизмом. Печорин флиртует с Мери, очаровывает её, но при этом остаётся эмоционально отстранённым. Он наслаждается процессом соблазнения, понимая, что княжна испытывает к нему искренние чувства, а он лишь играет с её сердцем.
Мери, в отличие от Веры, молода и наивна, она ещё не сталкивалась с жестокостью таких людей, как Печорин, и видит в нём романтического героя. Однако для Печорина это свидание — не более чем развлечение. Через эту сцену раскрывается его эгоизм и способность манипулировать людьми. Он завоёвывает доверие княжны, но не чувствует ответственности за её судьбу. Эта сцена подчёркивает моральную пустоту Печорина и его неспособность к глубоким, искренним чувствам, кроме как к кратковременному удовлетворению собственного тщеславия.
Свидание с Мери также показывает его способность к саморефлексии: он осознаёт, что причиняет боль, но это не останавливает его. Он наслаждается тем, как княжна попадает под его влияние, демонстрируя своё превосходство над другими людьми.
Свидание Печорина и Бэлы
Свидания Печорина и Бэлы отличаются от встреч с Мери и Верой. Бэла — горянка, дикая и свободная, она отличается от женщин светского общества, к которым привык Печорин. Её природная красота и экзотичность привлекают Печорина как нечто новое, интересное. Однако и здесь его любовь оказывается поверхностной и временной. Он быстро завоёвывает Бэлу, но так же быстро теряет к ней интерес, как только она становится «его».
Свидание с Бэлой показывает, что Печорин относится к женщинам как к трофеям. Вначале он испытывает страсть и интерес, но когда добивается желаемого, эти чувства угасают. Бэла становится для него неинтересной, поскольку он не способен к длительным отношениям и глубокой привязанности. Эта сцена также подчеркивает его эгоизм: он разрушает жизнь Бэлы, но не ощущает вины или ответственности за это.
Бэла искренне любит Печорина, но он не может ответить ей взаимностью. Её трагическая судьба, как и судьба других женщин в жизни Печорина, показывает, что он несёт разрушение в жизни тех, кто к нему привязывается. В сцене их свидания мы видим, как Печорин теряет к ней интерес, как только исчезает новизна. Это подчёркивает его неспособность к постоянству и глубокой привязанности.
Общие черты
Во всех трёх сценах свиданий проявляется ключевая черта Печорина — его эмоциональная отстранённость и неспособность к настоящим, глубоким отношениям. Хотя он может испытывать мимолётные страсти, его внутренний мир настолько отдалён от искренних чувств, что все его отношения заканчиваются разочарованием и болью для тех, кто его любит. Печорин постоянно ищет чего-то нового и неизведанного, но как только добивается цели, теряет к ней интерес. Это создаёт образ человека, который не способен быть счастливым и приносит несчастье другим.
Каждое свидание показывает Печорина с разной стороны: с Верой — это его единственная искренняя любовь, с Мери — игра и манипуляция, с Бэлой — страсть, которая быстро угасает. Эти сцены помогают глубже понять его характер и трагизм его личности, которая ищет, но не находит смысла и удовлетворения ни в любви, ни в жизни.
8. Кто из героев этого произведения кажется самой интересной или самой загадочной личностью? Проанализируйте одну из сцен, эпизоды, которые подтверждают вашу точку зрения.
Одним из самых интересных и загадочных персонажей романа Лермонтова «Герой нашего времени» является сам Григорий Александрович Печорин. Его многослойная личность, глубокие внутренние противоречия и философские размышления делают его центральной фигурой произведения, а его поступки и мотивы вызывают одновременно осуждение, симпатию и непонимание. Печорин — яркий представитель «лишнего человека», который отчаянно пытается найти смысл жизни, но в итоге остаётся внутренне пустым и одиноким.
Сцена дуэли Печорина и Грушницкого как подтверждение его загадочности
Одним из ключевых эпизодов, который подчёркивает сложность и загадочность Печорина, является сцена дуэли с Грушницким в повести «Княжна Мери». Эта сцена не только раскрывает его характер, но и демонстрирует глубину его внутренних конфликтов и философских взглядов.
Описание сцены
Перед дуэлью Печорин узнаёт, что Грушницкий и его секундант намерены убить его обманным путём, поставив в пистолет холостую пулю. Это знание даёт Печорину психологическое преимущество, но вместо того чтобы предотвратить кровопролитие или открыто разоблачить интригу, он решает участвовать в игре до конца, осознавая смертельную опасность.
Важным моментом является то, что Печорин сначала даёт Грушницкому возможность отказаться от дуэли, предложив ему извиниться, но тот, движимый гордостью и завистью, отказывается. Печорин, зная о подлом плане соперника, играет на его чувствах, проявляя хладнокровие и демонстрируя моральное превосходство. В этой сцене Печорин выступает как стратег, манипулятор, но и как человек, способный к жестокости. Он видит слабость Грушницкого, понимает его внутренние мотивы, но не проявляет ни жалости, ни сочувствия.
Когда наступает момент выстрела, Печорин позволяет Грушницкому сделать свой ход первым, что является не только актом храбрости, но и демонстрацией его фаталистического отношения к жизни. Печорин не боится смерти и принимает её возможность как естественный исход. Он убивает Грушницкого, но эта победа не приносит ему удовлетворения. Вместо этого дуэль вызывает в Печорине ощущение пустоты и глубокого разочарования.
Анализ сцены
Эта сцена показывает несколько ключевых черт Печорина:
1. Хладнокровие и стратегическое мышление. Печорин умеет контролировать себя в критических ситуациях и использовать свои знания о людях, чтобы манипулировать ими. Его участие в дуэли — это своего рода психологическая игра, где он сознательно идёт на риск, зная, что может погибнуть. Это хладнокровие подчёркивает его внутреннюю отстранённость от окружающих и даже от собственной жизни.
2. Фатализм. Печорин не боится смерти и видит её как неизбежную часть жизни. В момент дуэли он готов принять любой исход, что подчёркивает его философское отношение к судьбе. Он не пытается избежать дуэли, даже понимая, что Грушницкий и его секундант играют нечестно, потому что не видит смысла в борьбе за собственное выживание. Этот фатализм — одна из центральных тем романа, которая раскрывается через его поступки и размышления.
3. Отчуждение и эмоциональная пустота. Несмотря на драматичность ситуации, Печорин остаётся внутренне холодным. Он не проявляет эмоций, убивая Грушницкого, хотя мог бы избежать этого. Этот эпизод подчёркивает его неспособность к глубоким чувствам и состраданию. После дуэли он осознаёт бессмысленность всего произошедшего и испытывает лишь глубокое разочарование.
4. Этическая амбивалентность. Печорин сложно поддаётся моральной оценке. С одной стороны, он убивает Грушницкого, сознательно провоцируя конфликт до кровопролития. С другой стороны, он даёт Грушницкому шанс спастись, предложив извиниться. Эта дуэль раскрывает Печорина как человека, который действует по своим внутренним законам, не принимая общепринятые нормы морали и этики.
Почему Печорин — загадочная личность?
Печорин — загадочная личность, потому что его мотивы и поступки часто не поддаются простому объяснению. Он одновременно вызывает осуждение и сочувствие. Читатель не всегда может понять, что движет Печориным: это ли скука, философская разочарованность в жизни или же глубокая внутренняя боль, которую он скрывает за цинизмом и холодностью. Внутренний мир Печорина полон противоречий: он стремится к счастью, но сам разрушает его; он ищет смысл жизни, но отвергает все возможные пути к нему. Его действия кажутся продиктованными тщетными попытками преодолеть внутреннюю пустоту, но каждый новый опыт лишь усиливает его разочарование.
Заключение
Таким образом, Печорин — самый интересный и загадочный персонаж романа, поскольку его действия, мысли и поступки заставляют читателя задумываться о более глубоких вопросах человеческой природы, смысла жизни и судьбы. Сцена дуэли с Грушницким — яркий пример того, как Лермонтов создаёт многослойный и сложный образ, который невозможно полностью разгадать, но который продолжает интриговать и вызывать множество интерпретаций.
9*. Постарайтесь на примере одной из сцен или одного эпизода показать особенности стиля М. 10. Лермонтова (психологизм, ясность, лаконизм и другие черты, о которых говорили современники Лермонтова и наши современники).
Одним из ярких примеров, демонстрирующих особенности стиля Михаила Юрьевича Лермонтова, является сцена дуэли Печорина и Грушницкого из повести «Княжна Мери». В этом эпизоде Лермонтов раскрывает свой характерный психологизм, лаконизм и ясность стиля, создавая напряжённую атмосферу и раскрывая внутренний мир героев через их поступки и мысли.
Психологизм
Лермонтов мастерски передаёт внутренние состояния Печорина и Грушницкого, показывая, как их эмоции управляют действиями. Психологическая борьба героев начинается ещё до самого выстрела. Печорин, зная о намерении Грушницкого обмануть его, сохраняет хладнокровие и уверенность, наблюдая за тем, как нервы его противника сдают. В тексте Лермонтов передаёт эту внутреннюю напряжённость через лаконичные, но точные описания: «Я выстрелил. Грушницкий упал на колени...»
Эта фраза передаёт и кульминационный момент, и внутреннее состояние Печорина, который осознаёт результат своих действий, но сохраняет внешнее спокойствие. Лермонтов погружает читателя в психологический процесс, который протекает в душе Печорина: от внутреннего самоконтроля до ощущения пустоты после победы. Само размышление Печорина о дуэли, его отказ от эмоционального вовлечения подчёркивают его внутреннее отчуждение и трагическое осознание своей роли в происходящем: «Я застрелил его не по своей воле…»
Эта мысль отражает внутренний конфликт героя, его осознание бессмысленности собственных действий и неумолимую тягу к фатализму.
Ясность и лаконизм
Стиль Лермонтова в этой сцене отличается ясностью и лаконизмом. Он избегает лишних описаний и избыточных подробностей, сосредотачивая внимание на сути событий и эмоциональном фоне. Каждое слово здесь имеет вес, а каждая фраза точно передаёт действие или мысль героя. Например, когда Печорин сталкивается с Грушницким на месте дуэли, сцена разворачивается быстро, без лишних диалогов или долгих описаний природы: «Грушницкий медленно поднял пистолет, рука его дрожала...»
Эта фраза проста, но мощно передаёт напряжение момента, при этом лишена излишнего пафоса. Лермонтов не стремится чрезмерно драматизировать сцену, что делает её ещё более реалистичной и психологически насыщенной. Лаконичность и точность языка помогают сосредоточиться на внутренней борьбе героев.
Точность психологических характеристик через детали
Лермонтов искусно использует детали, чтобы передать психологическое состояние персонажей. Например, реакция Грушницкого перед дуэлью — его дрожащая рука, медленные движения, нерешительность — раскрывает его страх и неуверенность. Это не просто внешние проявления, но внутренний мир героя, который проявляется в мелочах: «Он боялся; я это ясно видел: ужас смерти пробежал по его лицу...»
Эти детали делают персонажей живыми и многомерными, помогая читателю понять их внутренние переживания. Лермонтов использует минимум слов, чтобы передать максимум смысла, что является одной из главных особенностей его стиля.
Трагический подтекст и философские размышления
Эпизод дуэли не просто момент напряжённого действия — это также глубокий философский и психологический конфликт. Печорин размышляет о судьбе, жизни и смерти. Внутренний монолог Печорина, который сопровождает сцену, отражает его фаталистическое восприятие жизни:
«Я начал смеяться... Я смеялся над Грушницким, над собой, над всем миром...»
Этот фатализм и внутренний сарказм подчёркивают отчуждение Печорина от жизни, его понимание бессмысленности происходящего. Лермонтов через простые и ясные фразы вводит читателя в размышления о сущности человеческой жизни и её непредсказуемости.
Заключение
Таким образом, сцена дуэли в романе «Герой нашего времени» ярко иллюстрирует основные черты стиля Лермонтова: психологизм, ясность и лаконизм. Лермонтов мастерски передаёт внутренние переживания героев через точные и экономные описания, уделяя внимание важнейшим деталям. Его стиль наполнен философскими размышлениями, но остаётся простым и понятным. Эта сцена демонстрирует, как Лермонтов сочетает глубокий психологический анализ с лаконичным и точным повествованием, создавая произведение, которое остаётся актуальным и по сей день.
10. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери?
Характер Печорина раскрывается через его отношения с другими персонажами, и каждое из этих взаимодействий показывает разные грани его личности. В его отношениях с Грушницким, Вернером, Верой и княжной Мери проявляются основные черты его характера: цинизм, эмоциональная холодность, интеллектуальное превосходство и внутренняя опустошённость. Эти черты ярко выражены в его действиях, мыслях и поведении по отношению к каждому из персонажей.
Взаимоотношения с Грушницким
Грушницкий — молодой, романтичный юнкер, который стремится к восхищению и пытается выглядеть героем в глазах окружающих. Печорин с самого начала видит в Грушницком позёра и завистника, который пытается ему подражать, но не обладает той глубиной и внутренней силой. Печорин относится к Грушницкому с определённым презрением, видя его внутреннюю слабость и склонность к демонстративности.
Печорин проявляет свои характерные черты в этих отношениях следующим образом:
• Цинизм: Печорин относится к Грушницкому как к игрушке, с которой можно поиграть, но которую он не воспринимает всерьёз. Он осознаёт, что Грушницкий завидует ему, и использует это в своих интересах. Дуэль, которая становится кульминацией их конфликта, показывает, как Печорин хладнокровно манипулирует ситуацией.
• Интеллектуальное превосходство: Печорин понимает слабость Грушницкого и сознательно подчёркивает своё превосходство над ним. Он даёт ему шанс избежать дуэли, но делает это с намерением ещё больше унизить его в собственных глазах. Это подчеркивает его способность к моральному доминированию над людьми.
В финале дуэли Печорин убивает Грушницкого, но не испытывает удовлетворения или чувства мести. Этот эпизод демонстрирует его глубокую эмоциональную отстранённость и внутреннюю пустоту, ведь даже победа не приносит ему радости.
Взаимоотношения с Вернером
Доктор Вернер — единственный человек, который понимает Печорина на интеллектуальном уровне. Они оба разделяют циничное восприятие жизни, и их дружба основана на взаимном уважении и понимании внутренней пустоты друг друга. Вернер — философ и наблюдатель, и в нём Печорин видит своего рода «зеркало».
В этих отношениях проявляются следующие черты Печорина:
• Скептицизм: Печорин часто обсуждает с Вернером философские вопросы о судьбе, жизни и смерти, и в этих беседах проявляется его фатализм и разочарование в жизни. Он не верит в высокие идеалы, и эти взгляды разделяет Вернер.
• Интеллектуальная близость: Печорин уважает Вернера за его ум и способности к анализу. В отличие от других персонажей, Печорин не манипулирует Вернером, что подчёркивает их равенство на интеллектуальном уровне.
Тем не менее, даже в этих отношениях Печорин сохраняет свою эмоциональную отстранённость. Он не раскрывается полностью перед Вернером, оставляя его лишь наблюдателем своей сложной внутренней жизни.
Взаимоотношения с Верой
Вера — единственная женщина, к которой Печорин испытывает настоящие чувства. Их отношения наполнены трагизмом, поскольку они не могут быть вместе из-за обстоятельств (Вера замужем). Вера понимает Печорина глубже, чем кто-либо другой, и он дорожит её любовью, хотя осознаёт, что не способен её удержать.
Через отношения с Верой проявляются следующие черты Печорина:
• Эмоциональная глубина: Хотя Печорин обычно эмоционально холоден, в отношениях с Верой он раскрывает свои истинные чувства. Он осознаёт, что любит её, но при этом понимает, что их любовь невозможна. Этот конфликт между желанием и невозможностью его реализации создаёт в нём внутреннюю трагедию.
• Страх привязанности: Печорин боится сильных привязанностей, и это ощущение проявляется в его отношениях с Верой. Несмотря на любовь к ней, он осознаёт, что не сможет быть с ней по-настоящему счастлив. Его страх быть связанным с кем-то глубже заставляет его отстраниться, даже когда он понимает ценность этой любви.
Эти отношения подчёркивают противоречивость Печорина: он способен любить, но его собственные барьеры не позволяют ему наслаждаться этой любовью, что делает его ещё более одиноким.
Взаимоотношения с княжной Мери
Княжна Мери — молодая, наивная аристократка, которая становится жертвой циничной игры Печорина. Он соблазняет её, не испытывая к ней настоящих чувств, просто ради развлечения и самоутверждения. Печорин наслаждается тем, как княжна попадает под его чары, но при этом остаётся эмоционально холодным и безразличным.
В этих отношениях проявляются следующие черты Печорина:
• Манипулятивность: Печорин целенаправленно играет с чувствами Мери, чтобы испытать своё влияние на людей и развлечь себя. Он осознаёт её искренние чувства, но не останавливается, продолжая свою игру до тех пор, пока это не становится ему скучно.
• Эгоизм: В отношениях с Мери Печорин думает только о себе и своём удовольствии. Он не испытывает ни сожаления, ни угрызений совести за то, что причиняет ей боль. Его эгоизм подчёркивает его неспособность испытывать подлинные чувства к другим людям, особенно если эти чувства требуют от него ответственности или жертвы.
Отношения с княжной Мери — яркий пример того, как Печорин разрушает жизни людей, не испытывая при этом глубоких эмоций. Он осознаёт свою жестокость, но это не останавливает его от дальнейших манипуляций.
Заключение
Во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой и княжной Мери характер Печорина проявляется многогранно. Его цинизм, интеллектуальное превосходство, эмоциональная холодность и неспособность к глубоким привязанностям создают образ внутренне разорванного человека, который, несмотря на свои таланты и ум, не может найти гармонию ни с собой, ни с окружающими. Печорин осознаёт свою разрушительность, но не способен изменить свой путь, что делает его трагической и загадочной фигурой.
11. Меняются ли характеры Мери и Веры на протяжении их взаимоотношений с Печориным?
Да, характеры Мери и Веры меняются на протяжении их взаимоотношений с Печориным, но эти изменения различны по своей природе. Вера, будучи более зрелой и опытной женщиной, изначально понимает Печорина глубже, чем кто-либо, и её внутренние изменения связаны с осознанием неизбежности разрыва. Мери, наоборот, молода и наивна, и её характер претерпевает более заметную трансформацию, когда она сталкивается с жестокостью и цинизмом Печорина.
Изменение характера княжны Мери
Наивная и романтичная в начале: В начале повести «Княжна Мери» героиня предстает перед нами как молодая, красивая и аристократичная девушка. Она окружена вниманием мужчин и привыкла к тому, что её восхищаются. Однако её представления о жизни и любви довольно идеализированные и романтичные. Когда Печорин начинает флиртовать с Мери, она видит в нём загадочного и благородного героя, который явно отличается от других мужчин в её окружении. Её романтическая натура делает её восприимчивой к его обаянию и уверенности.
Разочарование и внутренний рост: По мере развития отношений с Печориным княжна Мери начинает осознавать, что её представления о нём были иллюзорными. Сначала она поддаётся его обаянию, но затем начинает видеть его равнодушие и жестокость. Постепенно она понимает, что стала жертвой игры, и её идеал Печорина рушится. Эта внутренняя боль приводит к тому, что Мери меняется: из наивной девушки, мечтающей о возвышенной любви, она превращается в женщину, которая столкнулась с реальностью. Этот процесс взросления сопровождается её разочарованием в Печорине, но также приводит к её внутреннему росту и осознанию жестокости жизни.
Обретение независимости: В финале истории мы видим, что Мери не просто пострадала от Печорина, но и вынесла важный урок. Несмотря на пережитую боль, она сохраняет свою гордость. Когда Печорин пытается извиниться перед ней, она отвергает его, показывая, что стала более сильной и независимой. Её характер к концу повести стал более зрелым, она перестала быть наивной и доверчивой, её мировоззрение стало более реалистичным.
Изменение характера Веры
Зрелость и понимание с самого начала: В отличие от Мери, Вера с самого начала знает Печорина гораздо глубже и лучше понимает его сложный внутренний мир. Она осознаёт его цинизм, разочарованность и неспособность к счастью, но продолжает его любить, несмотря на это. Вера не питает иллюзий по поводу Печорина и не стремится его изменить. В начале их взаимоотношений Вера уже пережила немало страданий из-за него, и её любовь к нему — это любовь, полная понимания и осознания его пороков. Это делает её более устойчивой, но также и более трагической фигурой.
Жертва и самопожертвование: Вера постепенно осознаёт, что её любовь к Печорину обречена. Она не может быть с ним из-за своего брака и общественных условностей, но её чувства остаются неизменными. Вера готова на самопожертвование ради него, что проявляется в сцене, когда она пишет ему прощальное письмо. Она понимает, что им не суждено быть вместе, но всё равно продолжает его любить. Её внутренняя борьба заключается в том, чтобы отпустить Печорина, несмотря на глубину своих чувств. Это показывает её способность к самоотречению и сильную внутреннюю стойкость.
Печаль и прощание: На протяжении их отношений Вера меняется, но её изменения связаны скорее с осознанием того, что их любовь невозможна. В финале она решает разорвать отношения с Печориным окончательно, осознав, что для неё больше нет пути назад. Её прощание с ним наполнено глубоким трагизмом. Вера сохраняет свою любовь, но понимает, что ради своего счастья она должна уйти. Этот акт жертвенности подчёркивает её моральную зрелость и способность принимать трудные решения, несмотря на боль.
Сравнение изменений
Изменения в характере Мери и Веры существенно отличаются по своей природе. Мери, будучи молодой и наивной, претерпевает процесс взросления и обретения внутренней силы. Её романтические представления о жизни и любви разбиваются о цинизм и жестокость Печорина, но это не делает её слабой, а, напротив, позволяет ей осознать свои ошибки и стать более независимой.
Вера же, будучи более зрелой и опытной, изначально понимает природу Печорина и его неспособность к счастью. Её изменения связаны с осознанием невозможности сохранить любовь к нему. Её любовь глубока и трагична, она идёт на самопожертвование ради Печорина, но в итоге уходит, понимая, что их связь обречена. Вера не меняется в своём отношении к Печорину, но её внутренние страдания становятся более острыми по мере осознания неизбежности разлуки.
Заключение
Таким образом, на протяжении романа характеры Мери и Веры действительно меняются, но эти изменения имеют разную природу. Мери взрослеет, учится на своих ошибках и становится более сильной и независимой. Вера же переживает глубокую внутреннюю драму, осознавая, что её любовь к Печорину, несмотря на всю её силу, не может спасти ни его, ни её. Обе героини показывают, как воздействие Печорина на окружающих приводит к их трансформациям, но каждая из них претерпевает изменения по-разному, отражая разные уровни зрелости и восприятия жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением