Готовимся к ЕГЭ 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Готовимся к ЕГЭ1. Лексическое значение какого слова определено неправильно? Исправьте ошибку в толковании слова, подобрав к нему верное лексическое значение.а)...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
Готовимся к ЕГЭ
1. Лексическое значение какого слова определено неправильно? Исправьте ошибку в толковании слова, подобрав к нему верное лексическое значение.
а) Инновации — востребованные нововведения.
б) Саммит — встреча на высшем уровне, переговоры глав государств или правительств.
в) Фрилансер — человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем.
г) Волонтёр — человек, вступающий в рыночные отношения с другими субъектами с целью получения прибыли.
2. Какое слово не является многозначным?
а) корпус в) лабиринт
б) основание г) сюжет
3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Буранный Едигей не только труженик от природы и по роду занятий. (2) Он человек трудолюбивой души.
(3) Человек трудолюбивой души будет задавать себе вопросы, на которые у других всегда есть готовый ответ.
(4) Людей же трудолюбивой души будто соединяет некое братство. (5) Они всегда способны отличить один другого и понять, а если не понять, то задуматься. (6) Наше время даёт им столько пищи для размышлений, как никакое не давало никогда. (7) Цепочка человеческой памяти уже тянется с Земли в космос. (По Ч. Айтматову)
3.1. Укажите верное лексическое значение слова время (предложение 6).
а) определённый, известный момент
б) пора дня, года
в) благоприятная пора, подходящий момент, удобный случай
г) досуг, свободное время
3.2. Подберите к выделенному слову в предложении 1 омонимы. Составьте с ними словосочетания так, чтобы эти слова различались значениями.
3.3. Выпишите из предложения 7 многозначное слово.
4. Выпишите пару слов, которые не являются паронимами.
а) желанный — желательный
б) искусный — искусственный
в) кампания — компания
г) гуманный — гуманистический
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте лексическую ошибку, заменив это слово паронимом.
а) Если вы хотите выпить вкусный, ароматный и наиболее богатый витаминами сок, то готовьте его непосредственно перед употреблением.
б) На улице светило такое яркое солнце, что, выйдя из дома, мне сразу пришлось одеть тёмные солнечные очки.
в) Остро пахло лесной прелью, под ногами хлюпала размокшая болотистая почва и с неприятной бесшумной податливостью оседал толстый слой мха.
г) Дизайнер для новой квартиры предложила строгий и одновременно романтичный стиль.
6. Исправьте синонимические ряды там, где это необходимо.
а) легкомысленный — легковесный — ветреный — неосновательный
б) мятеж — бунт — восстание — драка
в) васильковый — синий — аквамариновый — лиловый
г) чаща — глушь — дебри — заросли
7. В каком ряду все слова не являются антонимами? Составьте с этими словами антонимические пары.
а) частый — редкий, сходный — различный, горячий — хладнокровный
б) грамотный — безграмотный, конкретный — отвлечённый, простой — затейливый
в) плодородный — прибыльный, глухой — сплошной, важный — значительный
г) сухой — влажный, геройский — трусливый, откровенный — скрытный
8. Найдите в предложениях из романа И.Э. Бабеля «Конармия» устаревшие слова, выпишите их и укажите, историзмы это или архаизмы.
1) В корчме на подоконнике пришельцы разложили краски и гармонику.
2) Хлебников, ликуя, сделал сто вёрст для того, чтобы найти Савицкого, жившего тогда в изувеченном городишке, похожем на оборванную салопницу.
3) Писаря стучали на машинках, вестовые храпели всё заливистей, шпоры их резали войлок под бархатной обивкой диванов.
4) Вечером был я в усадьбе Лидино у весёлого барина моего Никитинского. Он сидел в горнице, старый старик, и разбирал три седла: английское, драгунское и казацкое.
9. Какое утверждение неверно? Исправьте ошибку.
а) Историзмы — слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы и понятия.
б) Неологизмы — слова, служащие для обозначения нового явления в жизни человека.
в) Термины — слова, используемые узким кругом лиц, объединённых общностью интересов, занятий и т. д.
г) Диалектизмы — слова, сфера употребления которых ограничена определённой территорией.
10. В каком варианте ответа неверно указано значение фразеологизма? Исправьте его.
а) Злоба дня — то, что особенно интересно и важно в данный момент.
б) Шито белыми нитками — что-то неискусно скрыто.
в) Кануть в Лету — бесследно исчезнуть.
г) Земля обетованная — сильно заселённое место.
11. Продолжите синонимические ряды фразеологизмов.
а) во весь дух, что есть мочи,...
б) на край света, на все четыре стороны, ...
в) считать ворон, бить баклуши, ...
г) раз-два и обчёлся, с гулькин нос, ...
12. Определите выразительное средство языка, которое использовано в данном предложении для придания художественному образу значения сильного преуменьшения какого-либо его качества: Ниже тоненькой былинояки надо голову клонить... (Н.А. Некрасов).
13. Какой троп, приписывающий свойства и признаки одушевлённых предметов неодушевлённым, использован в предложении: Локомотив свистит, шипит, пыхтит, сопит... (А.П. Чехов)?
14. Какая стилистическая фигура, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом, лежит в основе отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Ты и я»?
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
15.Запишите название тропа, который использован в этом отрывке из стихотворения А.А. Блока «Скифы».
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением