Ответы на вопросы на стр.397 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какие чувства рождает у поэта первый снег в одноимённом стихотворении Вяземского?В стихотворении Петра Вяземского
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какие чувства рождает у поэта первый снег в одноимённом стихотворении Вяземского?
В стихотворении Петра Вяземского "Первый снег" поэт выражает чувства восторга и радости от прихода зимы. Он с нетерпением ждет и приветствует первый снег как символ обновления природы и красоты зимнего пейзажа. Описание первого снега наполнено ощущением легкости, свежести и волшебства, которое приносит зима. Природа преображается: унылые пейзажи осени уступают место белоснежному покрывалу, и все вокруг оживает.
Первый снег вызывает у поэта не только радость от визуального обновления мира, но и глубокие личные чувства. Он ассоциируется с молодостью, весной жизни, первой любовью и романтическими переживаниями. Однако, за этим восторгом скрывается и легкая печаль, осознание быстротечности этих прекрасных мгновений.
2. Какими метафорами награждает автор окружающий мир: окрестность, небеса, долины, поля, снег, ель, сосну, горы, солнце, пруд, лёд?
Петр Вяземский использует множество метафор для описания окружающего мира в стихотворении "Первый снег". Вот основные из них:
1. Окрестность – «новый вид окрестность приняла, как быстрым манием чудесного жезла». Метафора чудесного жезла передает волшебство зимы, которая преобразила окрестность.
2. Небеса – «Лазурью светлою горят небес вершины». Небеса описаны как ярко горящие вершины, что создает впечатление величественности и обновления.
3. Долины – «Блестящей скатертью подернулись долины». Долины сравниваются с блестящей скатертью, что передает гладкость и чистоту снежного покрова.
4. Поля – «И ярким бисером усеяны поля». Поля, покрытые снегом, сравниваются с бисером, подчеркивая их мерцающую, блестящую красоту.
5. Снег – «Снег, как легкий пух, повис на ели гибкой». Снег сравнивается с легким пухом, что передает его мягкость и воздушность.
6. Ель – «Снег, как легкий пух, повис на ели гибкой». Ель здесь предстает как гибкая, грациозная, благодаря легкому снегу на ее ветвях.
7. Сосна – «На мрачной сосне он разрисовал узоры». Снег на сосне описан как узор, который природа нанесла на ее ветви, подчеркивая декоративность зимнего пейзажа.
8. Горы – «И засверкали горы». Горы, покрытые снегом, кажутся сверкающими, что создает впечатление яркого, сияющего пейзажа.
9. Солнце – «И солнца шар вспылал на своде голубом». Солнце описано как шар, вспыхивающий на голубом небе, что подчеркивает его яркость и теплоту среди зимней природы.
10. Пруд – «Цепями льдистыми покорный пруд окован». Пруд метафорически окован цепями льда, что создает образ неподвижности и замерзшего спокойствия.
11. Лёд – «Синим зеркалом сравнялся в берегах». Лед на пруду описан как синее зеркало, что отражает его гладкую, сверкающую поверхность.
Эти метафоры создают образы преобразившейся зимней природы, подчеркивая как красоту, так и волшебство первого снега.
3. Как в стихотворении Вяземского «Первый снег» люди празднуют первый снег и приход зимы?
В стихотворении Петра Вяземского «Первый снег» люди радостно и активно празднуют первый снег и приход зимы. Это выражается через следующие образы:
1. Катание на льду: Смельчаки собираются на замерзшем пруду и катаются на коньках: «По льду свистящему кружатся и скользят».
Это символизирует радость и беззаботность, которые приносит первый снег.
2. Охота: Описывается охота на зверя, когда снег выдает следы добычи: «На бегство робкого нескромный снег донес; / С неволи спущенный за жертвой хищный пес / Вверяется стремглав предательскому следу».
Это тоже часть зимних развлечений, связанных с природой и первыми снегами.
3. Поездка на санях: Описывается прогулка на санях, которая приносит удовольствие и радость: «В тесноте саней с красавицей младой, / Ревнивых не боясь, сидел нога с ногой».
Это символ романтики зимних поездок, когда радость от первого снега сочетается с близостью и нежностью.
4. Эмоции молодости и радости: Люди, ощущающие восторг от зимы, сравниваются с горячей молодостью, которая стремится наслаждаться жизнью: «По жизни так скользит горячность молодая, / И жить торопится, и чувствовать спешит!»
Это говорит о том, что первый снег пробуждает в людях жажду ощущений и радостных моментов.
Таким образом, первый снег празднуется весело и активно, через катание на коньках, охоту, прогулки на санях и другие зимние забавы, которые подчеркивают радость жизни и молодости.
4. Как вы воспринимаете первый снег? Можете ли вы описать свои чувства, используя метафоры Вяземского, обновляя их или придумывая свои?
Первый снег для меня — это словно мгновение тишины, когда природа будто затаила дыхание перед новым сезоном. Он ложится на землю, как нежная белоснежная пелена, скрывая прошлое и создавая ощущение обновления. Под его легким покрывалом город становится чистым и светлым, словно заново родившимся.
Первый снег — это хрустальная мелодия, когда каждый шаг по снежной дороге напоминает звон маленьких колокольчиков. Он кружится в воздухе, как танец легких перышек, которые с каждым взмахом приближают мир к волшебной зимней сказке.
Когда первый снег садится на ветви деревьев, они, как величественные хранители зимы, надевают свои серебристые мантии. Земля, одетая в снежное одеяло, словно укрыта от суеты и печалей, давая всему миру мгновение спокойствия.
Солнце отражается на снегу яркими бликами, словно разбросало по земле сияющие жемчужины. Оно словно шутит с зимой, пытаясь согреть землю своими лучами, но снег в ответ только сверкает, как зеркало, отражая это тепло обратно в небеса.
Для меня первый снег — это приглашение к началу новой, чистой страницы, когда даже дыхание кажется более свежим, а воздух пропитан ожиданием чего-то волшебного и светлого.
5. О чём сожалеет Дельвиг в первых стихах сонета «Вдохновение»?
В первых строках сонета «Вдохновение» Антон Дельвиг выражает сожаление о том, что вдохновение посещает поэтов очень редко и длится всего лишь короткий миг: «Не часто к нам слетает вдохновенье, / И краткий миг в душе оно горит».
Поэт жалеет, что этот момент быстротечен и недолговечен, однако подчеркивает его ценность: для поэта этот краткий миг имеет такую же значимость, как для мученика момент разлучения с землей, то есть со всем мирским.
6. Что происходит с поэтом, когда к нему приходит вдохновение? Сравните описание этого события с описаниями других поэтов, например Пушкина в стихотворении «Осень».
В стихотворении Антона Дельвига «Вдохновение» поэт описывает момент прихода вдохновения как редкое и кратковременное явление, но при этом чрезвычайно важное и возвышенное. Когда к поэту приходит вдохновение, он на время забывает о всех жизненных трудностях:
«В друзьях обман, в любви разуверенье / И яд во всем, чем сердце дорожит, / Забыты им».
Вдохновленный поэт словно уходит от всего земного и обращается к вечности: «Он говорит с грядущими веками».
Для Дельвига этот момент — своего рода высшее переживание, когда поэт становится выше временных и мирских проблем и находит связь с будущими поколениями и бессмертием. Вдохновение дает ему возможность выразить себя, несмотря на презрение или гонения со стороны окружающих.
Сравнивая это с описанием вдохновения у Пушкина в стихотворении «Осень», можно отметить несколько сходств и различий. У Пушкина вдохновение тоже приходит в особое время года — осенью. Он описывает этот момент как пробуждение от долгого сна: «Чредой слетает сон, чредой находит голод; / Легко и радостно играет в сердце кровь».
Приход вдохновения у Пушкина пробуждает в нем молодость, энергию и жажду жизни: «Желания кипят — я снова счастлив, молод, / Я снова жизни полн».
Как и у Дельвига, у Пушкина момент вдохновения связан с внутренней свободой, когда мысли и рифмы приходят к нему легко и непринужденно:
«И рифмы легкие навстречу им бегут, / И пальцы просятся к перу, перо к бумаге».
Однако, в отличие от Дельвига, у Пушкина вдохновение тесно связано с его ощущением физической и эмоциональной бодрости, с пробуждением чувств и энергии. Для Дельвига же вдохновение — это скорее духовное переживание, момент, когда поэт находит смысл и высшее предназначение в творчестве, несмотря на тяготы жизни.
Оба поэта описывают вдохновение как состояние, при котором они поднимаются над обыденностью и мирскими заботами, но у Дельвига это более философское и возвышенное чувство, тогда как у Пушкина оно больше связано с энергией и радостью жизни.
7. Какой приём используется Дельвигом в строках: «Он говорит с грядущими веками», «делится бессмертием с богами»?
В строках Антона Дельвига «Он говорит с грядущими веками» и «делится бессмертием с богами» используется гипербола — стилистический прием, заключающийся в намеренном преувеличении. В этих строках Дельвиг усиливает значимость поэта и его творчества, представляя его способным к диалогу с будущими поколениями и равным богам в вопросах бессмертия.
Эти образы подчеркивают идею о том, что поэт через свое творчество преодолевает время и обретает бессмертие, его влияние выходит за пределы человеческой жизни и переходит в вечность.
8. Как воспринимает море Языков в стихотворении «Пловец»? Сравните стихотворение Языкова со стихотворениями Жуковского «Море» и Пушкина «К морю».
В стихотворении Николая Языкова «Пловец» море воспринимается как мощная, опасная и нелюдимая стихия, полная бед и опасностей: «Нелюдимо наше море, / День и ночь шумит оно; / В роковом его просторе / Много бед погребено».
Для поэта море — это пространство, где человек сталкивается с трудностями и бурями, но также с возможностью проявить мужество и стойкость. Описание бури передает ощущение борьбы и мужества, необходимого для преодоления жизненных испытаний: «Будет буря: мы поспорим / И помужествуем с ней». Тем не менее, за непогодой и опасностями скрывается «блаженная страна» — идеализированный мир, куда могут добраться только сильные духом: «Там, за далью непогоды, / Есть блаженная страна…».
Василий Жуковский в стихотворении «Море» воспринимает море как живое существо, полное таинственной, непостижимой жизни. Оно способно переживать как покой, так и бурю, отражая небо и взаимодействуя с ним. Море для Жуковского символизирует борьбу между покоем и тревогой: «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье». Поэт восхищается морем и его вечным стремлением к небесам, к чему-то возвышенному: «Иль тянет тебя из земныя неволи / Далекое, светлое небо к себе?» Жуковский подчеркивает, что даже во время покоя море всегда скрывает внутреннюю тревогу, что делает его символом вечной борьбы и стремления к гармонии.
В стихотворении Пушкина «К морю» море представлено как свободная и могущественная стихия, с которой поэт прощается, осознавая, что его собственные стремления к свободе не были реализованы. Море для Пушкина символизирует свободу и величие духа, но также и трагедию несбывшихся надежд. Поэт ассоциирует его с образом Наполеона и Байрона, величайших личностей, которые также стремились к свободе, но столкнулись с собственными трагедиями: «Твой образ был на нем означен, / Он духом создан был твоим: / Как ты, могущ, глубок и мрачен, / Как ты, ничем неукротим». Море у Пушкина — это символ личных и исторических стремлений к свободе, которые не всегда можно осуществить.
Сравнение:
1. Языков описывает море как враждебную, но при этом вызывающую на борьбу стихию. Для него море — это поле битвы, где можно проявить мужество и силу духа, и где через преодоление опасностей можно достичь идеала.
2. Жуковский воспринимает море как символ гармонии и борьбы между покоем и тревогой. Море у Жуковского живое, оно таит в себе внутренние переживания и стремление к чему-то возвышенному, несмотря на внешнюю силу и опасность.
3. Пушкин видит в море символ свободы, могущества и глубокой трагедии. Море для него связано с неукротимой природой великих людей, таких как Наполеон и Байрон, и отражает их стремление к свободе и величию, но также и неизбежные ограничения, которые накладывает судьба.
Таким образом, для всех трех поэтов море является символом силы, борьбы и свободы, но каждый из них интерпретирует его по-разному: для Языкова это пространство мужества, для Жуковского — внутренней тревоги, для Пушкина — свободной и трагической стихии.
9. К чему призывает пловцов автор стихотворения: с кем поспорить и с кем иомужествовать?
В стихотворении Николая Языкова «Пловец» автор призывает пловцов к смелости и решимости перед лицом опасности, когда они отправляются в море. Пловцы должны «поспорить» и «помужествовать» с бурей, которая символизирует стихию природы и жизненные испытания. Буря представлена как сила, с которой необходимо вступить в спор — в переносном смысле это значит не просто столкнуться с трудностями, но активно противостоять им, проявляя мужество и стойкость: «Будет буря: мы поспорим / И помужествуем с ней».
Таким образом, автор призывает не бояться трудностей, а смело принимать вызов стихии, которая в данном случае олицетворяет жизненные препятствия.
10 Выучите стихотворение Языкова «Пловец» наизусть и прочитайте его, интонационно выделив наиболее важные мысли поэта.
Интонационный разбор:
1. Первая строфа: «Нелюдимо наше море, / День и ночь шумит оно; / В роковом его просторе / Много бед погребено.»
Здесь важно передать таинственность и опасность моря. Читайте медленно, с паузами, подчеркивая слова «нелюдимо» и «роковом», чтобы создать ощущение мрачности.
2. Вторая строфа: «Смело, братья! Ветром полный / Парус мой направил я: / Полетит на скользки волны / Быстрокрылая ладья!»
Здесь интонация должна быть более решительной и энергичной. Слово «смело» — ключевое, оно задает настроение действия и уверенности. Ускорьте темп на словах «полетит» и «быстрокрылая», чтобы подчеркнуть динамику.
3. Третья строфа: «Облака бегут над морем, / Крепнет ветер, зыбь черней, / Будет буря: мы поспорим / И помужествуем с ней.»
Здесь важно передать приближение опасности. Медленно и с нарастанием напряжения произносите строки до «будет буря». Далее, интонация снова становится уверенной и решительной — «мы поспорим и помужествуем с ней».
4. Четвертая строфа: «Смело, братья! Туча грянет, / Закипит громада вод, / Выше вал сердитый встанет, / Глубже бездна упадет!»
Здесь интонация на слове «смело» снова решительная. Слова «туча грянет», «громада вод» и «сердитый вал» должны быть прочитаны с усилением интонации, как будто буря уже наступает.
5. Пятая строфа: «Там, за далью непогоды, / Есть блаженная страна: / Не темнеют неба своды, / Не проходит тишина.»
Интонация становится спокойной, плавной. Это описание желанного идеала — «блаженной страны». Передайте мечтательность через замедление ритма и мягкость.
6. Шестая строфа: «Но туда выносят волны / Только сильного душой!.. / Смело, братья, бурей полный / Прям и крепок парус мой.»
Здесь важен призыв к силе духа. Подчеркните слова «сильного душой» и «смело». Завершите стихотворение решительной интонацией на последней строке.
Таким образом, ключевые слова «смело», «буря», «сильного душой» должны звучать с максимальной уверенностью, а описания бури — напряженно, создавая контраст с мечтательными строками о «блаженной стране».
11. Что понимает Баратынский под словами «болящий дух»? В чём состоит врачующая миссия поэзии? Согласны ли вы с мнением поэта?
Под словами «болящий дух» Евгений Баратынский имеет в виду душу человека, страдающую от внутренних конфликтов, заблуждений и страстей. Это состояние душевной боли и смятения, когда человек теряет внутренний покой и гармонию, испытывая страдания или тревогу.
Врачующая миссия поэзии состоит в том, что она помогает исцелять душевные раны через гармонию и красоту, даруемые песнопениями и стихами. Поэзия способна укротить бунтующие страсти и заблуждения, вернуть человеку внутренний мир и чистоту. Она действует как своего рода духовное очищение: «Душа певца, согласно излитая, / Разрешена от всех своих скорбей». Поэт считает, что через творчество душа очищается от боли и обретает гармонию.
Я согласен с мнением Баратынского. Поэзия, как и любое искусство, действительно может служить своего рода лекарством для души. Когда человек переживает трудные моменты, стихи или музыка могут стать источником утешения и помощи в обретении внутреннего равновесия. Поэзия дает возможность выразить и пережить эмоции, что может привести к их осмыслению и успокоению. Она помогает людям найти глубинные смыслы и восстановить гармонию в душе.
Опыт литературоведческого исследования
Публичное выступление. Подготовьте устный рассказ об одном из поэтов пушкинской плеяды. Обратите особое внимание на своеобразие его поэтического голоса, а также на темы, жанры, образы, характерные для творчества поэта.
Евгений Абрамович Баратынский — один из самых ярких представителей пушкинской плеяды, чье творчество оставило значительный след в русской литературе. Он родился 2 марта 1800 года в дворянской семье в имении Мара, недалеко от Тамбова. Баратынский получил хорошее домашнее образование и был отправлен в Санкт-Петербургский Пажеский корпус, престижное учебное заведение. Однако его военная карьера не задалась — он был исключен за участие в краже, что стало для семьи ударом и вынудило его начать служить рядовым в армии в Финляндии. Этот непростой период подтолкнул Евгения к поэзии.
Литературный путь и место в пушкинской плеяде
Несмотря на жизненные сложности, Баратынский нашел свое призвание в литературе. В 1820-х годах его стихи начали публиковаться, и вскоре он был признан среди литературной элиты. Баратынский сблизился с Пушкиным, Дельвигом, Вяземским и другими поэтами того времени, став важной частью так называемой пушкинской плеяды. Тем не менее, его поэтический голос отличается от голосов его современников.
Особенности поэтического голоса
Поэзия Баратынского уникальна своим философским характером и глубоким пессимизмом. Он часто размышлял о жизни, времени, судьбе и смерти, его стихи пропитаны меланхолией и поисками внутренней гармонии. Одной из главных тем его творчества была душевная борьба, поиски смысла в мире, полном страданий. В стихотворении «Болящий дух врачует песнопенье» поэт описывает поэзию как способ исцеления души, когда внутренние страсти и заблуждения можно укротить через гармонию искусства. В этом произведении Баратынский выражает мысль, что поэзия — это не только средство самовыражения, но и духовное лекарство.
Его поэзия, в отличие от Пушкина или Жуковского, была менее романтичной и более философской. Баратынский не искал радости в внешнем мире, его интересовали внутренние конфликты и борьба души. В своих стихах он часто размышлял о бренности жизни и неизбежности страданий, но при этом видел в поэзии способ достичь духовной чистоты и гармонии.
Темы, жанры и образы
Темы страданий и поисков духовной чистоты проходят через многие его произведения. В поэме «Эда» (1826) Баратынский изображает героев, пытающихся найти смысл в мире, полном искушений. Его лирические стихотворения наполнены философскими размышлениями о природе человека, времени и конечности бытия.
В поэзии Баратынского также много образов природы, которые он использует как метафоры для человеческого состояния. Например, образ времени в его стихах — это неумолимая сила, приносящая страдания, но через нее же человек может достичь понимания. Одна из ключевых тем его творчества — душа, проходящая через испытания страстями и заблуждениями, но стремящаяся к очищению.
Личная жизнь и философские взгляды
Баратынский был человеком глубокой рефлексии, склонным к внутренним конфликтам и сомнениям. Его жизненный путь был полон духовных поисков и личных кризисов. Он стремился осмыслить свою жизнь и свое место в мире через поэзию, что отражалось в его творчестве. В последние годы жизни, живя во Флоренции и Неаполе, Баратынский все больше углублялся в философию и религию, размышляя о смысле жизни и смерти.
Важные произведения и признание
Его сборник стихов «Сумерки» (1835) стал вершиной его творчества. В этом сборнике поэт наиболее полно раскрыл свой философский потенциал и погруженность в темы бренности и пессимизма. Его поэзия была высоко оценена современниками за глубину мыслей и выразительность.
Последние годы и смерть
Евгений Баратынский скончался 11 июля 1844 года в возрасте 44 лет в Неаполе. Несмотря на сравнительно короткую жизнь, его вклад в русскую литературу остается значимым, а его философская лирика продолжает привлекать внимание исследователей и читателей.
Заключение
Таким образом, Евгений Баратынский является одним из выдающихся поэтов пушкинской плеяды, который сумел выразить в своих произведениях не только страдания и внутренние конфликты, но и показать силу поэзии как средства духовного очищения. Его философская глубина, тонкая лирика и поиск гармонии делают его творчество уникальным и значимым в истории русской литературы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением