Упр.359 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 359.	Прочитайте отрывок из повести А.П. Чехова «Степь». Определите тип текста. На какие признаки вы при этом опирались? Какие изобразительно-выразительные средства языка...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
359. Прочитайте отрывок из повести А.П. Чехова «Степь». Определите тип текста. На какие признаки вы при этом опирались? Какие изобразительно-выразительные средства языка используются в тексте? Назовите их, приведите примеры.
Сколько микротем можно выделить в тексте? Сформулируйте их и запишите.
Тип речи – описание. Текст представляет собой описание летней степи – пейзаж. Для этого автором используется большое количество различных эпитетов – багровое зарево; веселая, молодая трескотня; тревожный крик; запоздалые цветы; одинокий куст; бледная и томная ночь; прекрасной суровой родине. Помимо эпитетов в тексте используются следующие изобразительно-выразительные средства:
- олицетворения (холмы заслоняли; степь пряталась; землю окутает мгла; небо манит к себе);
- сравнения (широкие тени ходят по равнине, как облака по небу; был ли то где-нибудь пожар или собиралась восходить луна);
- метафора (степь вздыхает; воздух прозрачен, свеж; неподвижный воздух).
В тексте присутствуют пять микротем:
1. Сумерки в степи;
2. Ночь в степи;
3. Силуэты кустов;
4. Восход луны в степи;
5. Красота ночной степи.
Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днём, но уж её нежная лиловая окраска, затушёванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле.
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и стець легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потёмках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём; треск, подсвистыванъе, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос, вроде удивлённого «а-а!», и дремота опускает веки. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.
Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждёт и что-то держит в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растёт, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение.
А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тёпел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далёкое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздаётся чьё-то удивлённое «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в неё, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему тёплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землёю ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознаёт, что она одинока, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь её тоскливый, безнадёжный призыв: певца! певца!
1. Выпишите выделенные слова, расставьте ударение.
2. Выполните морфологический разбор двух-трёх имён существительных (по выбору).
3. Найдите в тексте краткие прилагательные. Какими членами предложения они являются?
Краткие прилагательные: прекрасна, полна, густ, сладко-приторен, нежен, прозрачен, свеж, тёпел, недвижим, страшно, красиво, ласково, одинока.
Краткие прилагательные в предложениях выступают в качестве сказуемых.
4. Найдите в тексте относительные местоимения. Какую роль они выполняют в предложении и какими членами предложения являются?
Относительные местоимения: которые, какой, который, котором, кем, что. Относительные местоимения в предложениях несут функции союзных слов. Местоимения которые, какой, который, котором в предложении являются определениями. Местоимения кем, что выступают в качестве дополнения.
5. Составьте таблицу «Разряды причастий», заполнив её примерами из текста. Выделите суффиксы, укажите время причастий и их форму (полную или краткую), объясните правописание суффиксов причастий.
Действительные причастия, образованные от глаголов 1-го спряжения, в настоящем времени имеют суффиксы –ущ-/-ющ-; образованные от глаголов 2-го спряжения имеют суффиксы –ащ-/-ящ-.
Действительные причастия прошедшее время образуются с помощью суффиксов –ш-, -вш-. Гласная, которая пишется перед суффиксом – та же, что и в инфинитиве.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов –нн-, -н-. Гласная перед суффиксом причастия та же, что и в инфинитиве.
Краткая форма причастий образуется с помощью суффиксов –т-, -н-.
6. К какой части речи относятся слова в сочетании чаще и чаще в четвёртом абзаце? Сделайте их морфемный разбор.
Слово чаще является наречием. К нему можно поставить вопрос от глагола: раздается как? чаще и чаще.
Чаще
1. Чаще – наречие (обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?)
2. Обстоятельственное наречие времени
3. Сравнительная степень
4. В предложении является обстоятельством (раздаётся (когда?) чаще и чаще).
7. Какому правилу подчиняется написание ъ в глаголах?
Казалось, собиралась, пряталась – на конце возвратных глаголов в третьем лице пишется мягкий знак.
Едешь, чувствуешь, засыпаешь, едешь, видишь, поймешь, слышишь – в форме 2-го лица единственного числа глаголы имеют окончания –ешь, -ишь.
Понять, восходить, вспоминать, грустить, различить, всматриваться, шевельнуться, утерять, судить, увидеть, постичь, чудиться, лететь – в инфинитиве глагола пишется мягкий знак. Определить, нужно ли ставить мягкий знак можно, поставив к нему вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в самом глаголе мягкий знак также нужен.
8. Объясните написание не ни в словах текста.
Неведомое – при помощи частицы не от прилагательного «ведомый» образуется новое слово с противоположным значением: неведомый = безвестный
Не кричат – частица не с глаголами пишется раздельно
Не поют – частица не с глаголами пишется раздельно
Не пахнет – частица не с глаголами пишется раздельно
Не видно – частица не с предикативными наречиями пишется раздельно
Не бывает – частица не с глаголами пишется раздельно
Непрерывный – при помощи частицы не от прилагательного «прерывный» образуется новое слово с противоположным значением: непрерывный = сплошной
Неуснувшей – нет зависимых слов, частица не с причастием пишется слитно
Неопределенный – при помощи частицы не от прилагательного «определенный» образуется новое слово с противоположным значением: неопределенный = смутный
Не шевелится – частица не с глаголами пишется раздельно
Не разбойник ли это – частица не с существительным является частью вопроса
Не человек, а одинокий куст – частица не с существительным пишется раздельно, так как имеется противопоставление
Неподвижные – при помощи частицы не от прилагательного «подвижный» образуется новое слово с противоположным значением: неподвижный = застывший
Не бывало – частица не с глаголами пишется раздельно
Непонятной – с помощью частицы не от прилагательного «понятный» образуется новое слово с противоположным значением: непонятный = неясный, смутный
Немножко – наречие, без частицы не слово не употребляется
Ни облачка, ни пятна – сочинительный союз ни…ни, служит для связи однородных членов предложения
Недвижим – краткое прилагательное, при помощи частицы не от прилагательного «движимый» образовано новое слово с противоположным значением: недвижим = застывший
Необъятной –без частицы не слово не употребляется
Никем – отрицательное местоимение, пишется слитно
Не воспетые никем – причастие, есть зависимое слово, частица не пишется раздельно
Никому – отрицательное местоимение, пишется слитно
Не нужные никому – причастие, есть зависимое слово, частица не пишется раздельно.
9. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях рассказы встречных, сказки няньки-степнячки, (в) трескотне насекомых.
Рассказы (главное слово) встречных - управление (рассказы (кого?) встречных)
Сказки (главное слово) няньки-степнячки - управление (сказки (кого?) няньки-степнячки
В трескотне (главное слово) насекомых – управление (в трескотне (кого?) насекомых).
10. Объясните постановку тире в выделенном предложении. Спишите его и выполните синтаксический разбор.
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из пяти простых предложений, 1 и 2 предложения связаны между собой подчинительным союзом что, 2 и 3 предложение связаны бессоюзной связью, 3 и 4 предложения связаны бессоюзной связью, 4 и 5 предложения связаны подчинительным союзным словом который.
11. Запишите предложение, в котором роль сказуемого выполняют прилагательные в форме сравнительной степени, подчеркните в нём грамматические основы.
Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением