Упр.3 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 3.	Прочитайте тексты. Сформулируйте основную мысль каждого из них.I. Изучение истории слов открывает такие стороны в их прошлой жизни, о которых почти невозможно...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
3. Прочитайте тексты. Сформулируйте основную мысль каждого из них.
I. Изучение истории слов открывает такие стороны в их прошлой жизни, о которых почти невозможно догадаться. Так, например, слово интеллигенция, по внешнему облику воспринимаемое нами как иностранное, в действительности создалось в русском языке, в России середины позапрошлого века. Конечно, его основа иноязычная (от франц. elligence ум, разум), но образовано оно на русской языковой почве, а затем было заимствовано другими языками.
(77. Крысин «Жизнь слова» )
II. Каждый народ, занимая страну, более или менее отличную от других и, следовательно, непохожую на другие, выражает своим существованием свою идею, которую не выражает уже никакой другой народ. Вследствие этого каждый народ делает только свои, только ему принадлежащие завоевания и приобретения в области духа и знания и создаёт язык и терминологию для своих духовных стяжаний. Вот почему каждый народ... владеет известным количеством слов, терминов, даже оборотов, которых нет и не может быть ни у какого другого народа. Но как все народы суть члены одного великого семейства — человечества и как, следовательно, всё частное каждого народа есть общее человечества, то и необходим между народами размен понятий, а следовательно, слов. <...> Поэтому... и русское слово степь, означающее ровное, безводное и пустое пространство земли, вошло в европейские языки.
(В. Белинский «Сто русских литераторов»)

1. Как вы понимаете смысл выделенного словосочетания во втором тексте? В каком значении употреблено в нём слово стяжание?
духовные стяжания - духовное саморазвитие, т.е. накопление знаний и опыта.
Слово «стяжание» употреблено здесь в переносном значении.

2. Во втором тексте найдите слово суть и определите его значение Какой частью речи оно является? Определите синтаксическую функцию этого слова в предложении. Какие ещё значения слова сить вам известны? Как вы думаете, это разные значения многозначного слова или значения омонимов? Докажите своё мнение употребив это слово в разных контекстах.
Суть - есть, являются. Здесь - глагол. Синтаксическая роль - сказуемое.
Суть - 1. Самое существенное и основополагающее в чём-либо. Пример: Я хочу понять самую суть проблемы.
2. (книж., устар.) Форма множественного числа глагола «быть». Пример: Все народы суть члены одного семейства.
Слова «суть» - имя существительное и «суть» - глагол - являются омонимами, т.е. словами, которые пишутся одинаково, но имеют не связанные другом с другом лексические значения.

3. О каких ещё заимствованиях из русского языка в языки других народов вы знаете?
Заимствования из русского языка в другие языки называют «русизмами». Среди наиболее известных русизмов можно назвать:
- блины (английский);
- тройка (английский, немецкий);
- погром (английский);
- квас;
- изба.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением