Анализируем текст Параграф 13 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 6 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 6 класс, Русское слово:
1 Прочитайте отрывок из книги «Русский язык: страницы истории». О чём в нём говорится? Придумайте заголовок, который отражал бы темУ или основную мысль.
Сегодня в русский язык опять хлынул поток иностранных слов. Это ничего, это уже было в истории при ПетРе при Екатерине II. Русский язык переварит чужое, оставит то, что ему нужно, отвергнет остальное.
Вернулись в повседневную жизнь старые слова: гувернёр, гпмназия, губернатор... Ушли разнообразные советы, совхозы... Это тоже нормально. Возникают новые слова и выражения: новые русские, нефтедоллары... Это естественная, хотя и непростая жизнь языка.
Опаснее другое... В последние 15 лет с нормами русского Языка стали обращаться слишком вольно. И в газетах, и на телевидении — неправильные ударения, безграмотные фразы. В книгах — ошибки и опечатки.
Подсчитано, что снизилось употребление синонимов — русский язык становится куцым и убогим. Снижается активный словарный запас — количество слов, которые употребляются в повседневной жизни. Разноцветный, яркий русский язык выцветает, как старая фотография...
Но, хочется надеяться, ничего ещё не потеряно. Русский язык живёт: устаревают слова, рождаются новые, меняются окончания, изменяется интонация, ускоряется темп, шлифуются нормы — ежечасно идёт развитие языка.
И осуществляют это развитие не учёные, а все мы. От нас с тобой зависит, чтобы «гордый наш язык» — язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого — на века остался «великим и могучим»! (По С.Лавровой)
В тексте говорится о тех изменениях, которые в настоящее время происходят с русским языком.
Заголовок: Жизнь языка. (отражает тему)
Тема: жизнь русского языка.
Основная мысль: язык всегда подвергается изменениям, как хорошим, так и плохим.
2. Объясните, почему текст разделён на шесть абзацев. Сформулируйте микротемы каждого абзаца. Запишите их. Что у вас получилось?
Текст разделён на шесть абзацев по количеству микротем в тексте. Каждому абзацу соответствует своя микротема
Микротемы:
1. Заимствования были всегда в языке.
2. Одни слова ушли из языка, другие пришли, третьи возникли.
3. Опасность пренебрежения нормами языка.
4. Русский язык становится убогим.
5. Русский язык всё ещё живёт.
6. Развивают язык не учёные, а обычные люди.
3. Докажите, что этот текст — рассуждение.
Тип текста - рассуждение. В нём можно выделить три части: тезис, аргументы и вывод.
Тезис: жизнь русского языка непроста.
Аргументы: возникают новые слова, уходят старые, не соблюдаются нормы языка, снижается словарный запас.
Вывод: «русский язык живёт - устаревают слова, рождаются новые, меняются окончания, изменяются интонации, ускоряется темп, шлифуются нормы - ежечасно идёт развитие языка. И осуществляют это развитие не учёные, а все мы».
4. О каких явлениях в русском языке идёт речь в этом тексте? Приведите свои примеры, иллюстрирующие каждое из этих явлений.
В тексте идёт речь о таких изменениях, как заимствования, уход ненужных слов, изменение норм языка.
Заимствования последних лет: пандемия, инсайдер, стартап, блогер.
Изменение норм языка:
- изменение рода существительных (например, для слова кофе ранее было допустимо употребление только мужского рода, сейчас его можно употреблять как в мужском, так и в среднем роде)
- изменение ударения (например, не так давно правильным ударением в слове йогурт считалось ударение на гласную у: йогурт. Однако сейчас в слове зафиксирован две нормы ударения: йогурт и йогурт.
5. Задание по выбору. Как вы понимаете последнее предложение в тексте? Что нужно делать для сохранения и развития русского языка? Что вы можете для этого сделать? Может ли любовь к родному языку сделать человека счастливее? Напишите об этом сочинение-рассуждение или подготовьте доклад на эту тему и проведите диспут с одноклассниками.
Сохранение русского языка
Язык - наше основное средство общения. При помощи языка мы можем обмениваться мыслями, передавать информацию, общаться друг с другом. Однако в последнее время ярко встаёт проблема оскудения русского языка. Красота и разнообразие языка уступили место краткости и быстроте общения.
В первую очередь это связано с тем, что большая часть общения в современном мире происходит в соцсетях. Ограничения в символах, желание поскорее высказать своё мнение играют здесь свою роль и практически все пышут как можно короче, не соблюдая грамматических и синтаксических норм, сокращая слова и уменьшая их количество. Кроме того, уже доказано, что большинство людей длинные тексты просто не дочитывает до конца. Из-за этого краткость написанного - залог того, что твой текст точно дочитают до конца.
Мы забывает, что русский язык - необыкновенно красивый, разнообразный, яркий. Неважно, где происходит общение: в социальных сетях, в личной переписке, при личной встрече - следует всегда стараться использовать все возможности языка. Ведь изменение языка происходит не в научных кабинетах, его делают не учёные. Это делаем мы сами. Именно те нормы, которые закрепляются в бытовом общении, со временем входят в лингвистические учебники и становятся уже научной нормой. Чем больше мы будем использовать все те возможности, которые предоставляет нам для общения русский язык, тем дольше он будет великим, разнообразным и могучим, чем дольше продлится его жизнь.
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением