Ответы на вопросы на стр.47 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Проверьте себя1. Где учился М. В. Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро одарён? Какие из его произведений вам...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Проверьте себя
1. Где учился М. В. Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро одарён? Какие из его произведений вам известны? О чём они?
М.В. Ломоносов сначала учился в Славяно-греко-латинской академии, далее в Киевской академии, потом продолжил образование в Германии.
Ломоносова называют ярким примером «универсального человека», которого интересовало буквально все. Он сделал открытия во многих областях науки: химия, физика, астрономия, филология. Он смог заново открыть секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и обобщал факты в исторические труды. Михаил Васильевич Ломоносов серьезно занимался картографией. Трудно переоценить его вклад в развитие и становление литературного языка: он вывел правила стихосложения и сам был автором многих поэтических произведений. Нет, пожалуй, ни одной области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт Московский университет. Впрочем, он сам был, по глубокому и верному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».
Мы изучали такие произведения Ломоносова:
- «Случились вместе два астронома в пиру...» – это басня о споре Коперника и Птолемея о вращении Земли и Солнца, который был разрешен поваром на примере жаркого и очага;
- «К статуе Петра Великого» – о человеке говорят его дела, его достижения; памятник ничего не значил бы, если бы не было тех деянии, которые совершил Петр I;
- отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» – прославление отечественных наук, которыми должны овладевать молодые люди, потому что российская земля богата талантами.
2. Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать рядом с великими учёными мира?
Ломоносов обладал мощным умом, наблюдательностью, способностью к обобщениям, трудолюбием, настойчивостью, стремлением доводить дело до конца, искренностью, страстностью, правдивостью. Ломоносов был одарен красноречием, безусловным педагогическим талантом. Он любил Россию и все силы свои приложил к тому, чтобы принести стране и народу как можно больше пользы.
3. Что было целью жизни Ломоносова?
Ломоносов величайший русский учёный, универсальный. Его целью всегда было служение русской науке, обществу. Он был настоящий университет, в том смысле, что талантлив во многих сферах и науках. Он создал русскую систему стихосложения, дал развитие русской литературе. Он был талантливым химиком, физиком и математиком. Он сам сделал первую мозаику, то есть работал со стеклом. Его задачей был прогресс в русском обществе.
Он сделал все для открытия Московского университета, который сейчас носит имя своего основателя.
4. Что вы знаете о теории «трёх штилей*? Определите устно, к какому из них (высокому. сродному, низкому) относится каждый ряд жанров: героические поэмы, оды, трагедии;
драмы, сатиры, письма, элегии; комедии, эпиграммы, песни, басни.
В 1757 году учёный написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором изложил знаменитую теорию «трёх штилей». Он разделил слова по стилистической окраске на несколько родов. К первому он отнёс лексику церковнославянского и русского языка, ко второму – знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему – слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные слова, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях.
В зависимости от количественного смешения слов трёх родов создаётся тот или иной стиль:
- «высокий» – церковнославянские слова и русские;
- «средний» – русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов;
- «низкий» – русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.
Каждому стилю соответствуют свои жанры:
- героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи – жанры «высокого» стиля;
- сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии – жанры «среднего» стиля;
– комедии, эпиграммы, песни, басни – жанры «низкого» стиля.
5. Что говорил о значении М. В. Ломоносова для России А. С. Пушкин?
Александр Сергеевич Пушкин отзывался о Ломоносове как о «величайшем уме новейших времён, о человеке, произведшем в науках сильнейший переворот и давшем им то направление, по которому текут они ныне». По словам Пушкина, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник». Он сам был «первым нашим университетом»
Пушкин отмечал, что Ломоносов сделал значительный вклад в развитие российской литературы, правильно разграничив область употребления церковнославянского и обиходного, разговорного, языков.
Однако Пушкин также критиковал Ломоносова за кажущиеся недостатки, например, за тяжеловесность и неудачность его поэзии.
Александр Сергеевич отдавал должное научным заслугам Ломоносова. Убеждённый и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением