Ответы на вопросы на стр.280 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Развиваем дар словаОбъясните слова и словосочетания: духовной жаждою томим, влачился, на перепутье, перстами лёгкими, отверзлись зеницы, неба содроганье, дольней лозы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Развиваем дар слова
Объясните слова и словосочетания: духовной жаждою томим, влачился, на перепутье, перстами лёгкими, отверзлись зеницы, неба содроганье, дольней лозы прозябанье, десницею кровавой, язык празднословный, во грудь отверстую, глаголом жги сердца людей.
Подберите синонимы. Обоснуйте точность выбора данных слов и слово-сочетан и й поэтом.
1. Духовной жаждою томим
Объяснение: Это выражение описывает глубокую внутреннюю жажду, стремление к чему-то духовному или возвышенному. Человек испытывает мучительное желание удовлетворить свою духовную потребность.
Синонимы: "духовно жаждущий", "страдающий от внутренней жажды".
Обоснование: Поэт использует это выражение, чтобы подчеркнуть не просто желание, а мучительное, настоятельное стремление к высшему смыслу, которое вызывает внутреннюю боль и страдание.
2. Влачился
Объяснение: Это слово означает "тянуться", "двигаться с трудом", "медленно передвигаться". Обычно используется в значении тяжелого и мучительного движения.
Синонимы: "тянулся", "брёл", "топал".
Обоснование: В данном случае поэт выбирает слово "влачился", чтобы создать образ трудного и болезненного пути, отражающего внутренние страдания или трудности персонажа.
3. На перепутье
Объяснение: Это выражение обозначает место, где сходятся несколько дорог или путей, символизируя выбор или неопределённость в жизни.
Синонимы: "на развилке", "в момент выбора".
Обоснование: Поэт использует это выражение, чтобы показать, что персонаж находится в сложной ситуации, когда ему нужно сделать важный выбор или решить проблему.
4. Перстами лёгкими
Объяснение: Это выражение означает "лёгкими пальцами", "с нежностью или осторожностью касаясь чего-то".
Синонимы: "нежно", "осторожно".
Обоснование: Поэт применяет это выражение для создания образа лёгкости и деликатности в действии, которое подчеркивает тонкость и чувствительность персонажа.
5. Отверзлись зеницы
Объяснение: Это выражение означает "глаза открылись", "появился взгляд". "Зеницы" — это поэтическое слово для "глаза".
Синонимы: "открылись глаза", "появился взгляд".
Обоснование: Поэт использует это выражение для создания эффекта пробуждения или осознания, когда персонаж начинает видеть или понимать что-то важное.
6. Неба содроганье
Объяснение: Это выражение означает "трепет или дрожь небес". В переносном смысле может обозначать эмоциональный или природный катаклизм.
Синонимы: "дребезжание неба", "дрожь небес".
Обоснование: Поэт применяет это выражение, чтобы передать масштабное и мощное эмоциональное воздействие, выраженное в природных явлениях.
7. Дольней лозы прозябанье
Объяснение: Это выражение относится к существованию или жизни "у подножия лозы", что может означать простое и малозначимое существование.
Синонимы: "беспросветная жизнь", "скромное существование".
Обоснование: Поэт использует это выражение для описания жизни в условиях ограниченных возможностей или скромного положения.
8. Десницею кровавой
Объяснение: Это выражение означает "кровавой рукой", где "десница" — поэтическое слово для "рука".
Синонимы: "кровавая рука", "рука, окрашенная кровью".
Обоснование: Поэт выбирает это выражение, чтобы подчеркнуть тяжесть и жестокость деяний, возможно, связанные с насилием или страданиями.
9. Язык празднословный
Объяснение: Это выражение означает "слова, полные пустословия", то есть не имеющие реальной ценности или смысла.
Синонимы: "пустые слова", "праздные слова".
Обоснование: Поэт использует это выражение, чтобы выразить критику или осуждение к бессмысленным и поверхностным разговорам.
10. Во грудь отверстую
Объяснение: Это выражение означает "в открытую грудь", может быть метафорой для ранения или глубокого эмоционального воздействия.
Синонимы: "в открытую грудь", "в раненое сердце".
Обоснование: Поэт применяет это выражение, чтобы показать глубокую эмоциональную рану или уязвимость персонажа.
11. Глаголом жги сердца людей
Объяснение: Это выражение означает "воздействовать на сердца людей словами", то есть использовать слова для сильного эмоционального влияния.
Синонимы: "словами разжигай сердца", "сожги сердца словами".
Обоснование: Поэт выбирает это выражение, чтобы подчеркнуть силу воздействия слов на эмоциональное состояние людей.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
А. С. Пушкин. «Пророк»
1. «Пророк» — программное произведение в творчестве Пушкина. Стихотворение связано с библейскими текстами пророков и традиционными философскими одами Ломоносова и Державина. Поэтическая речь выдержана в возвышенно-ораторском тоне. Как это проявляется в чтении актёра?
Стихотворение Александра Пушкина «Пророк» представляет собой программное произведение, в котором поэт обращается к библейским текстам пророков и традиционным философским одам Ломоносова и Державина. В произведении явно выражен возвышенно-ораторский тон, который отражает важность и масштаб тем, затронутых в стихотворении.
Как это проявляется в чтении актера:
Актер читает стихотворение с особой возвышенностью и значимостью, что подчеркивается размеренной и торжественной манерой произношения. Он акцентирует внимание на важных словах и фразах, расставляя паузы, которые помогают слушателю лучше воспринять философские и духовные идеи произведения.
Особенности актёрского чтения:
1. Возвышенно-ораторский тон: Актер передает величие и значимость стихотворения через интонацию и выразительность, создавая впечатление торжественного и важного обращения.
2. Паузы и логические ударения: Паузы помогают подчеркнуть ключевые моменты и идеи стихотворения, логические ударения выделяют важные слова, что делает текст более осмысленным и глубоким.
3. Таинственные интонации: Актер использует интонации, которые создают атмосферу мистичности и откровения, подчеркивая духовное и метафизическое содержание текста.
4. Динамическое изменение голоса: В конце стихотворения актер может повышать голос, чтобы выделить кульминационные и наиболее важные слова, что усиливает эмоциональное воздействие на слушателя.
Таким образом, чтение актера становится не только передачей текста, но и средством глубокого эмоционального и философского воздействия, соответствующего возвышенной природе стихотворения Пушкина.
2. Как передан в актёрском чтении процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины? Как звучит голос, приказывающий «глаголом жечь сердца людей»?
Как передан в актёрском чтении процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины:
В актёрском чтении процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины выражается через динамическое изменение интонации и тембра голоса. Сначала актер читает стихотворение размеренно и спокойно, что отражает состояние обычного человека, осознающего своё предназначение. Его голос передает внутреннее напряжение и неуверенность перед великой задачей.
Переход к глашатаю истины:
1. Нарастание интонации: Постепенно голос актера начинает нарастать, интонация становится более уверенной и решительной. Это соответствует процессу внутренней трансформации персонажа, который осознает свою миссию и готов передать истину.
2. Драматизм и повеление: В конце стихотворения актер читает драматично, его голос становится громче и полнее. Он передает повелительное и настойчивое настроение, что отражает мощь и решимость пророка. Слова «глаголом жечь сердца людей» звучат с особым напором и авторитетом, подчеркивая силу и значимость его призыва.
Таким образом, актерская интерпретация помогает зрителю ощутить процесс внутреннего преображения персонажа и его преобразование из обычного человека в могущественного глашатая истины через изменения в тембре голоса, интонации и динамике произнесения текста.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, сохранив суровую торжественность и величавость звучания стиха.
Для передачи суровой торжественности и величавости звучания стихотворения, актер должен соблюдать следующие ключевые принципы в выразительном чтении:
1. Ритм и темп:
o Размеренное начало: Начать чтение следует медленно и размеренно, чтобы создать ощущение глубины и важности. Это помогает установить тон произведения и позволяет слушателям погрузиться в его смысл.
o Постепенное нарастание: По мере развития стихотворения, темп и ритм могут постепенно ускоряться, чтобы подчеркнуть внутреннюю трансформацию и нарастающее чувство величия и решимости.
2. Интонация и выразительность:
o Суровость и торжественность: Голос должен звучать с торжественной строгостью, чтобы передать величие и значимость темы. Использование низкого и уверенного тембра поможет подчеркнуть суровость и серьезность.
o Эмоциональное окрашивание: Важно добавить в чтение элементы эмоционального напряжения и глубины, чтобы отразить внутренние переживания и осознание персонажа.
3. Динамика и акценты:
o Логические ударения: Расставляйте акценты на ключевых словах и фразах, чтобы подчеркнуть их важность и влияние. Это поможет усилить основное послание стихотворения.
o Паузы и паузы: Используйте паузы для создания драматического эффекта, особенно перед ключевыми моментами, чтобы дать слушателям время для размышлений и ощущения значимости сказанного.
4. Заключительная часть:
o Нарастающее напряжение: В финале стихотворения голос актера может стать более мощным и эмоциональным, чтобы подчеркнуть кульминацию и величие. Чтение должно стать более драматичным, с акцентом на повелительные и решительные элементы текста.
o Преображение: Важно, чтобы последние слова были произнесены с чувством окончательного триумфа и решимости, отражая полное преображение персонажа из простого смертного в величественного глашатая истины.
Таким образом, выразительное чтение должно не только передавать содержание стихотворения, но и создавать соответствующую атмосферу, которая будет передавать его суровую торжественность и величавость.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением