Подведём итоги Глава 4 ГДЗ Пономарёва 5 класс (Биология)

Изображение Подведём итоги 1. Где на Земле появились первые предки человека?Первые предки человека жили в Африке.2. Почему одного из предков человека назвали человеком...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пономарёва, Николаев, Корнилова 5 класс, Вентана-Граф:
Подведём итоги

1. Где на Земле появились первые предки человека?
Первые предки человека жили в Африке.
2. Почему одного из предков человека назвали человеком умелым?
Одного из предков человека назвали человеком умелым, потому что они научились изготавливать простейшие каменные орудия.
3. Чем отличается человек разумный от своих древних предков?
Человек разумный от своих древних предков отличается более развитым головным мозгом речью, мышлением, сложной трудовой деятельностью.
4. Каким образом человек изменял облик нашей планеты?
Люди научились выращивать съедобные растения и одомашнивать животных, для чего стали распахивать земли, отводить участки земли для пастбищ. Человеческое общество развивалось, появлялись всё новые и новые города, между ними прокладывались дороги, строились промышленные предприятия.
5. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им природные богатства?
Для восстановления разрушенных природных богатств человек очищает ранее загрязнённые территории, высаживает деревья и кустарники, восстанавливает леса, изменяет виды деятельности на производстве.
6. Какое значение для развития человечества имел такой признак человека, как объём мозга?
За счёт развития головного мозга у человека развивалась речь. Стали возможными изготовление и использование более сложных орудий труда, повлияло на улучшение условий жизни. Большой объем мозга позволяет решать сложные задачи, строить планы на будущее, делать выводы, совершать в уме сложные вычисления, заниматься творчеством — фантазировать, сочинять музыку, изобретать сложные механизмы и многое другое.
7. Поясните, зачем нужны заповедники.
Заповедники нужны для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных и растений. А это возможно лишь запретив какую-либо деятельность человека на охраняемой территории.
8. Как школьники нашей страны участвуют в охране редких видов?
Чтобы помочь в сохранности редких видов, школьники нашей страны участвуют в озеленении территорий, создании плантаций лекарственных растений, делают кормушки для птиц, проводят субботники по очистке территорий.

А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните человека умелого и кроманьонца.
И человек умелый, и кроманьонец изготавливали орудия труда, умели создавать огонь, объединялись в племена, занимались охотой и собирательством. Для них характерны прямохождение, обособленный большой палец, большие размеры мозга, схожее строение скелета.
В отличие от кроманьонца человек умелый менее развит, у него больше волосяной покров и некоторые отличия в строении черепа. Кроманьонец же более развит, изготавливает более совершенные орудия труда, умеет рисовать, больше похож на современного человека и исторически произошел позднее человека умелого.
2. Объясните, каким образом некоторые растения и грибы из природных сообществ могут быть полезны для людей.
Огромное количество лекарств люди получают из растений и грибов. Например, самые первые антибиотики были получены из плесневых грибов. Из природных продуктов мы получаем витамины, необходимые для укрепления здоровья. Например, в плодах шиповника, смородины и в апельсинах содержится много витамина С. В моркови, томатах, тыкве, чернике содержатся витамины для поддержания зрения.
3. Объясните, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду.
Люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду, потому что природа является средой обитания человека, источником пищи, кислорода. Живая природа даёт человеку возможность существовать на Земле. Человек обязан сохранять природу, восстанавливать то, что разрушил, не допускать новых неблагоприятных воздействий.
Б. Выберите правильный ответ из предложенных утверждений.
1. Самый близкий предок современного человека — это
а) неандерталец
б) австралопитек
в) кроманьонец
г) человек умелый
в) кроманьонец (Кроманьонцы первые представители человека разумного. Они жили в Африке более 200 тыс. лет назад.)
2. Новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготавливать орудия
а) из дерева
б) из кости
в) из камня
г) из глины
б) из кости (Первыми орудиями труда из кости были лопаточки, шилья, дубины, острия, кинжалы.)
3. Из каких растений по велению Петра I была выращена Линдуловская роща под Петербургом?
а) из сосны
б) из лиственницы
в) из дуба
г) из кедра
б) из лиственницы (Недалеко от Петербурга по велению Петра I была создана целая роща из саженцев лиственницы сибирской и даурской — Линдуловская роща. Теперь это большой и красивый лиственничный лес, охраняемый государством.)
В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.
1. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные буквы используйте любые:
а) а, о, е, и
заповедник
б) е, о, е
человек
в) о, а, а
охрана
2. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы используйте любые:
а) в, с, т, р, л, п, т, к
австралопитек
б) л с, п, с, д, к
лесопосадка
в) в, р, б, к
вырубка

1. Почему вымерли многие виды древних людей?
Многие виды древних людей вымерли из-за изменения климата, так как не были к нему приспособлены, из-за неизлечимых болезней и эпидемий, из-за конкуренции с более совершенными видами людей.
2. Каким образом территория, занятая пышной растительностью, может превратиться в пустыню?
Территория, занятая пышной растительностью, может превратиться в пустыню в результате неразумной деятельности человека: вырубка лесов, вспашка земель, отведение земель под пастбища, загрязнение воздуха. Также это может произойти в случае изменения климата.
3. Можно ли в настоящее время восстановить в пустыне лес или степь?
Это сделать невозможно. Восстановить или изменить природную зону очень сложно. Любое природное сообщество состоит из множества взаимосвязанных видов, не всем видам подходят климатические условия пустыни. К тому же, пустыню покрывает песок, а степь – почва.
4. Вместе с учителем и одноклассниками обсудите, какие меры необходимо принимать, чтобы сохранить здоровье во время летнего отдыха.
Во избежание перегрева:
- одежда должна быть лёгкой, светлой, свободной и не стесняющей движений;
- закрывать открытые участки тела от прямых солнечных лучей;
- использовать головной убор (панама, кепка, шляпа);
- пить воду необходимо больше, чем обычно;
- не находиться на солнце с 12-16 часов дня, использовать это время для отдыха в помещении или находиться в тени;
- отказаться от длительных прогулок на открытом воздухе в жаркую погоду;
- использовать солнцезащитные средства, соответствующие типу кожи, возрасту и ультрафиолетовому индексу;
- после каждого купания, а также каждые 2 часа рекомендуется наносить солнцезащитное средство повторно.
Чтобы предотвратить заражение инфекциями, передающимися с продуктами питания, а также водой:
- нельзя пить и глотать воду из водоема;
- использовать для питья безопасные напитки – в производственной упаковке, кипяченую воду, чай;
- перед употреблением хорошо вымыть фрукты и овощи;
- следить за чистотой рук.
Чтобы защитить себя от укусов насекомых необходимо:
- использовать средства от насекомых;
- носить закрытую одежду;
- ограничить контакты с травой, полевыми букетами.

Каким образом школьники могут участвовать в охране природы?
Школьники должны изучать биологию и знать законы природы, могут участвовать в уборке территорий, посадке растений, изготавливать кормушки.

Выполните одно из предложенных заданий.
1. Постройте сравнительную таблицу, отображающую сходство и различия в жизнедеятельности человека умелого и кроманьонца.
Человек умелый Кроманьонец
Сходства Изготавливали орудия труда, умели создавать огонь, объединялись в племена, занимались охотой и собирательством. Для них характерны прямохождение, обособленный большой палец, большие размеры мозга, схожее строение скелета.
Различия Менее развит, у него больше волосяной покров, меньший объём головного мозга, большой надбровный валик, орудия труда менее совершенны. Более развит, изготавливает более совершенные орудия труда, умеет рисовать, больше похож на современного человека и исторически произошел позднее человека умелого.

2. Разработайте проект по оказанию помощи зимующим птицам вашего региона. Нарисуйте схему кормушки. Подберите необходимый материал для изготовления кормушки и сделайте её. Продумайте, как и где вы заготовите корм (семена растений) для птиц.
Тема проекта: Оказание помощи зимующим птицам
Введение
Зимой птицам очень трудно найти корм. В морозы огромное количество птиц погибает. Если птиц подкармливать, то можно помочь им пережить зиму.
У птиц очень быстрый обмен веществ. Особенно много энергии пернатые тратят в мороз. Мелкие птицы типа синиц зимой едят практически непрерывно. Световой день короткий, и важно успеть насытиться.
Актуальность проекта: зимой корма становится меньше – насекомых нет, семена растений скрыты под снегом и льдом, поэтому регулярно наполняемая кормушка существенно облегчит жизнь птиц в округе и поможет им пережить холода.
Цель проекта: помочь перезимовать птицам.
Задачи проекта:
1) Расширить представления об особенностях жизни зимующих птиц нашей местности и о роли человека в жизни птиц;
2) Изучить «зимнее меню» наших пернатых соседей;
3) изучить требования к кормушке;
4) Изготовить кормушку.
Планируемые результаты:
- иметь представление о зимующих птицах нашей местности;
- выяснить, как человек может помочь зимующим птицам;
- совместно с родителями изготовить кормушку;
- регулярно подкармливать птиц зимой.
Методы работы над проектом: наблюдение, описание, моделирование.
Особенности жизни зимующих птиц нашей местности
У каждой птицы свои повадки и ведут они себя по-разному. Как правило, первыми обнаруживают кормушку синицы — юркие маленькие птички. Синицы в зимнее время предпочитают держаться стайками. Поэтому птицы быстро обнаруживают вывешенную кормушку. Они по очереди прилетают за кормом, берут по 1 семени, отлетают и, зажав семя лапой, достают содержимое.
Воробьи держатся стайкой, примерно в 10-12 птиц. Они перелетают с дерева на дерево, суетливо подбирая корм по дороге. Вне кормушки воробьи кормятся всегда шумно и суматошно, роняя наземь массу семечек, но тут же опускаясь на снег и подбирая корм. Часто воробьи начисто опустошают кормушку за короткое время, не оставляя корма для других птиц.
Снегири встречаются в нашей местности редко. Это обычно небольшие стайки примерно около 10 особей.
Роль человека в жизни зимующих птиц
Зима – самое тяжелое и сложное время для птиц. В это время они переживают холод, заморозки, отсутствие крова и пропитания. Самое трудное время года – это февраль. Как правило, он сопровождается сильным ветром, метелями и низкой температурой воздуха. Именно человек может помочь птицам перенести это время и выжить. Как помогать птицам зимой, каждый должен выбрать для себя самостоятельно. Например, можно изготовить кормушку и содержать её в течение зимы.
Питание птиц
Самый простой корм, который подойдёт большинству птиц – это семечки подсолнечника (не жареные и не солёные). Также можно добавлять сырые зерна, крупы, орехи или овсяные хлопья. Хлеб, булка, а также любые солёные, острые и жареные продукты вредны для птиц.
Насекомоядные птицы любят зимой перекусить белком – салом, творогом или сливочным маслом.
Для снегирей подойдут свежие фрукты и ягоды или сухофрукты.
Изготовление кормушки
Разрабатывая проект деревянной кормушки, нужно учитывать следующие требования:
- Корм должен быть защищённым от осадков и ветра и при этом легкодоступным для птиц.
- Конструкция не должна иметь выступающих острых частей, o которые птицы могли бы травмироваться.
- Необходимо предусмотреть размещение кормушки на некоторой высоте, где птицы будут недосягаемы для наземных хищников. Будет достаточно 1,7 м — и кошка не доберутся, и корм подкладывать будет легко.
- Если кормушка ориентирована на мелких птичек, то и вход должен быть маленьким, чтобы крупные конкуренты добраться до корма не могли.
- Если при изготовлении кормушки применяются клей и краска, следует выбирать составы на водной основе как наиболее безопасные для птиц.
- Для изготовления кормушки лучше использовать дерево или фанеру, в этом случае кормушка не будет скользкой и в силу низкой теплопроводности не так холодна на ощупь, как металл или пластик.
Схема кормушки:

Заключение
Таким образом, нами было изучены особенности зимующих птиц нашей местности, видовой состав, роль человека в жизни птиц.
Мы выяснили, что в нашей местности зимуют только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях птицы. Сытой птице мороз не страшен.
Чтобы помочь птицам, нами была изготовлена кормушка. Главное, не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
3. Сделайте вместе с друзьями скворечник или домик для синиц для привлечения птиц.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением