Упр.21 Глава 5 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
21. 1) Прочитайте сказку. Определите её тему и основную мысль.
Дуб и ветер
Красивый и могучий дуб рос в долине. Ни у кого не было сил покорить его.
Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал2 ветер звать на помощь молнию.
Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошёл дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.
Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу погубить тебя? »
Дуб ответил, что не ствол его держит, как думают некоторые. Сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за неё держится. «Потому никто мне не страшен», — добавил дуб.
Тема: борьба ветра с дубом.
Основная мысль: того, кто крепко держится за родную землю, не сломить ничем.
2) Выпишите из текста словосочетания, которые соответствуют схемам:
прил. + сущ.
гл. + сущ.
гл. + нареч.
сущ. + сущ.
а) прилагательное + существительное:
- у величественного дуба; у дуба (какого?) величественного
б) глагол + существительное:
- погубить дуб; погубить (что?) дуб
- звать молнию; звать (что?) молнию
- залил огонь; залил (что?) огонь
в) глагол + наречие:
- однажды налетел; налетел (когда?) однажды
- спросил тогда; спросил (когда?) тогда
г) существительное + существительное:
- вершина дуба; вершина (чего?) дуба
3) Работа в паре. Найдите в тексте предложения, передающие диалог ветра и дуба. Разыграйте диалог между персонажами сказки. Как при этом придётся изменить текст?
Спросил ветер у величественного дуба:
- Почему я не могу погубить тебя?
- Не ствол меня держит, как думают некоторые, - ответил ветру дуб.
- Сила моя в том, что я в землю родную врос и корнями за неё держусь. Потому никто мне не страшен.
4) Подходит ли иллюстрация к тексту, отражает ли его основную мысль? Составьте словосочетания, связанные с содержанием картины.
Да, иллюстрация отражает основную мысль текста.
- одинокий дуб
- облачное небо
- тёмно-синий горизонт
- узкая тропинка
- зелёная трава
- высокий дуб
5) Определите тип текста. Составьте его план и перескажите текст по плану.
Тип текста: повествование.
План текста:
1. Могучий дуб в долине.
2. Ветер пытает погубить дуб.
3. Ветер обращается за помощью к молнии.
4. Налетела молния.
5. Разговор ветра с дубом.
Фонетический разбор:
Налетел
1. Налетел - на-ле-тел (3 слога).
2. Налетел - [налиэтэл].
3. В слове 7 букв: 3 гласных и 4 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
н - [н]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
а - [а]: гласный, безударный
л - [л]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
е - [иэ]: гласный, безударный
т - [т]: согласный, глухой парный, мягкий парный, шумный
е - [э]: гласный, ударный
л - [л]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
5. В слове 7 звуков: 3 гласных и 4 согласных.
Морфемный разбор:
побежал
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением