Упр.121 Глава 5 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 121. 1) Прочитайте текст. Озаглавьте его.Погода (словарное слово) скоро переменилась, (проверочное слово: переме?на) (запятая разделяет части сложного предложения) и...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
121. 1) Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Погода (словарное слово) скоро переменилась, (проверочное слово: переме?на) (запятая разделяет части сложного предложения) и на небе показались (проверочное слово: пока?жется) тёмные тучи. Они росли (чередование -раст-/-ращ-/-рос-, перед согласным с пишется гласная о) и приближались, (проверочное слово: бли?же) (запятая между однородными сказуемыми) становились всё больше и тяжелее.
Сильный ветер налетал порывами, (запятая между однородными сказуемыми) поднимал (чередование -ним-/-ня-, после корня стоит суффикс -а-) пыль и рвал листья с шумящих тополей (проверочное слово: то?поль) и берёз. Первые тяжёлые (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: тяжесть) капли дождя ударили внезапно, (запятая между однородными сказуемыми) забулькали в лужах и застучали (застучать, перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве) по крыше. Потом сверкнула (проверочное слово: посве?ркивает) молния и расколола (приставка перед основой на глухой согласный) небо ослепительным (проверочное слово: сле?пит) зигзагом. Раздались (приставка перед основой на звонкий согласный) глухие раскаты (приставка перед основой на глухой согласный) грома, (запятая разделяет части сложного предложения) и дождь хлынул сплошным (проверочное слово: сплошь) потоком.
Название: Начало грозы.

2) Работа в паре. Один из вас составляет схемы простых предложений. а другой — схемы сложных. Сравните ваши результаты — не работали ли вы с одними и теми же предложениями?
Схемы простых предложений:
Они росли и приближались, становились всё больше и тяжелее.
[- = и =, =].
Сильный ветер налетал порывами, поднимал пыль и рвал листья с шумящих тополей и берёз.
[- =, = и =].
Первые тяжёлые капли дождя ударили внезапно, забулькали в лужах и застучали по крыше.
[- =, = и =].
Потом сверкнула молния и расколола небо ослепительным зигзагом.
[= - и =].
Схемы сложных предложений:
Погода скоро переменилась1), и на небе показались тёмные тучи2).
[- =]1), и [= -]2).
Раздались глухие раскаты грома1), и дождь хлынул сплошным потоком2).
[= -]1), и [- =]2).

3) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

4) Составьте описание пейзажа на картине А.И. Куинджи, включив в него три разных по цели высказывания предложения и два восклицательных предложения.
Видели ли вы природу перед грозой? Если нет, то обязательно обратите внимание! Ведь это удивительное явление! Вся природа будто бы замирает в ожидании первых капель и раскатов грома. Такой будто бы замерший пейзаж мы видим на картине А.И. Куинджи.
На картине А.И. Куинджи мы видим природу в ожидании грозы. О том, что скоро разразится гроза, нам говорит тёмная, почти чёрная туча, нависающая с заднего края полотна. Небо ещё не полностью затянуто тучами. На переднем крае мы ещё видим еле пробивающиеся сквозь тучу лучи солнца.
Зелёная трава на поле ещё освещена солнцем. Однако на неё постепенно наползает тень от грозовой тучи. Кажется, будто время застыло и вся природа замерла в ожидании. Не слышно ни звуков, ни шелеста травинки.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением