Упр.119 Глава 5 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 119. 1) Работа в паре. Просмотрите текст, не читая его внимательно, вспомните название сказки. Опишите ситуацию на рисунке и разыграйте диалог. Потом прочитайте текст и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
119. 1) Работа в паре. Просмотрите текст, не читая его внимательно, вспомните название сказки. Опишите ситуацию на рисунке и разыграйте диалог. Потом прочитайте текст и оцените, хорошо ли вы помните сказку.
Была зима. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами. В лесу деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.
Люди сидели в домах и топили печки.
В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла2 дверь и поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:
— Ступай в лес да набери подснежников. Завтра сестрица2 твоя именинница.
Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах.
А сестра говорит ей:
— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
(По С. Маршаку)
Сказка «Двенадцать месяцев».

2) Выпишите из отрывка по одному предложению разных видов: а) по цели высказывания: б) по эмоциональной окраске: в) по наличию второстепенных членов.
а) по цели высказывания:
Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами. (повествовательное)
Ступай в лес да набери подснежников. (побудительное)
Да и какие среди зимы подснежники? (вопросительное)
б) по эмоциональной окраске:
Страшно теперь в лесу! (восклицательное)
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. (невосклицательное)
в) по наличию второстепенных членов:
Была зима. (нераспространённое)
Ступай да без цветов не возвращайся. (распространённое)

3) Есть ли в отрывке сложные предложения? Что надо сделать, чтобы их найти? Выпишите одно сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы.
В данном тексте есть сложные предложения:
Снегу намело столько1), что от дверей его приходилось отгребать лопатами 2).
В лесу деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли1), когда на них налетал ветер2).
В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела1), как метёт вьюга2), а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице1).
Посмотрела на мачеху девочка1): шутит она или вправду посылает её в лес?2)
Раньше марта они и не появятся на свет1), сколько их не ищи2).
Если и пропадёшь1), плакать о тебе никто не станет2).

4) Чем заканчивается сказка? Если вы знаете, как развивались события. расскажите об этом одноклассникам. Если сказка вам незнакома, найдите её в библиотеке (или в Интернете), прочитайте и подготовьте краткий пересказ.
Подсказка. Эту сказку можно прочитать, например, на сайте, посвящённом жизни и творчеству С. Я. Маршака: http:/ys-marshak.ru/works/ prose59.htm.
Когда девочка пришла в лес, то встретила там двенадцать месяцев. Месяцы сперва удивились её просьбе, а потом помогли собрать корзину подснежников. Кроме того, Апрель подарил девочке волшебное колечко, которое следует использовать, если ей понадобится помощь двенадцати месяцев.
На следующий день Мачеха с дочкой идут к Королеве и отдаёт ей корзину подснежников. Королева пытается узнать, где именно они нашли зимой подснежники. Те выдумывают рассказ о необычайном месте, на котором растут зимой цветы, ягоды и грибы, но его уже не найти, так как оно заметено снегом. В итоге, Мачеха с дочкой признаются, что цветы нарвали не они, а падчерица. Королева приказывает привести к ней падчерицу и берёт всех в лес. Падчерица говорит Королеве, что у неё украли волшебное колечко, подаренное месяцами. Королева приказывает вернуть девочке украденное колечко.
Королева пытается выяснить, где падчерица нашла подснежники, однако девочка отказывается. Тогда в гневе Королева бросает колечко в реку, падчерица же произносит волшебные слова и убегает. Времена года сразу же начинают сменять друг друга. Придворные убегают, оставив Королеву одну в лесу.
В это время появляется Январь и предлагает всем загадать одно желание. Королева желает вернуться домой, профессор - чтобы времена года вернулись на свои места, мачеха с дочкой - шубы на любом меху. Январь начинает с последнего желания и дарит мачехе с дочкой шубы на собачьем меху. Они начинают ссориться и превращаются в собак, которых запрягают в сани.
Однако на санях с собаками далеко не уедешь. В лесу, у новогоднего костра двенадцати месяцев, королева и солдат встречают падчерицу во всём новом и с упряжкой белоснежных лошадей. Королева приказывает отвезти её во дворец, однако падчерица отказывается. Тогда солдат объясняет Королеве, как нужно просить вежливо.

Синтаксический разбор:
Люди сидели в домах и топили печки.
(кто?) люди; люди (что делали?) сидели и топили; сидели (где?) в домах; топили (что?) печки)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.
[- = и =].

Морфемный разбор:
приоткрыла
сестрица
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением