Ответы на вопросы Параграф 12 Глава 3 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте правило, проанализируйте примеры. Зависят ли знаки препинания в бессоюзном ряду однородных членов от их роли в предложениях?Знаки препинания в бессоюзном...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
1. Прочитайте правило, проанализируйте примеры. Зависят ли знаки препинания в бессоюзном ряду однородных членов от их роли в предложениях?
Знаки препинания в бессоюзном ряду однородных членов не зависят от их роли в предложениях.
Любые однородные члены в бессоюзном ряду будут отделяться друг от друга запятыми.

2. Выпишите примеры из текста правила, подчеркните в них все члены предложения.
Бокс, борьба, футбол, гандбол - олимпийские виды спорта.
(что?) бокс, борьба, футбол, гандбол; бокс, борьба, футбол, гандбол (что такое?) виды спорта; виды спорта (какие?) олимпийские)
Брат плавает в бассейне, занимается теннисом.
(кто?) брат; брат (что делает?) плавает, занимается; плавает (где?) в бассейне; занимается (чем?) теннисом)
С утра у меня было радостное, праздничное настроение.
(что?) настроение; настроение (что делало?) было; было (когда?) с утра; было (у кого?) у меня; настроение (какое?) радостное, праздничное)
Прочитайте книгу писателя, публициста Ч.Т. Айтматова.
(что сделайте?) прочитайте; прочитайте (что?) книгу; книгу (чью?) писателя, публициста Ч.Т. Айтматова).
Друзья работали быстро, чётко и слаженно.
(кто?) друзья; друзья (что делали?) работали; работали (как?) быстро, чётко и слаженно)
В углу лежал спортинвентарь для хоккея, тенниса или бадминтона.
(что?) спортинвентарь; спортинвентарь (что делал?) лежал; лежал (где?) в углу; спортинвентарь (для чего?) для хоккея, тенниса или бадминтона)

3. Укажите, какие ряды однородных членов есть среди примеров (бессоюзные, союзные, союзно-бессоюзные).
Бокс, борьба, футбол, гандбол - олимпийские виды спорта. (бессоюзный ряд однородных членов)
Брат плавает в бассейне, занимается теннисом. (бессоюзный ряд однородных членов)
С утра у меня было радостное, праздничное настроение. (бессоюзный ряд однородных членов)
Прочитайте книгу писателя, публициста Ч.Т. Айтматова. (бессоюзный ряд однородных членов)
Друзья работали быстро, чётко и слаженно. (союзно-бессоюзный ряд однородных членов)
В углу лежал спортинвентарь для хоккея, тенниса или бадминтона. (союзно-бессоюзный ряд однородных членов)

4. Прочитайте правила и расскажите, какие знаки препинания могут разделять однородные члены.
Однородные члены предложения могут разделять запятые или тире.
Запятые между однородными членами ставятся:
- если они связаны противительными союзами а, но да (= но), однако, хотя, зато и присоединительными союзами а также, а то и;
- если они связаны повторяющимися союзами и... и, да... да, ни... ни, или... или, то... то, то ли... то ли;
- перед второй частью двойных градационных союзов как... так и, не только... но и, не столько... сколько, хотя и... но, скорее... чем;
- между парами однородных членов, объединённых одиночным соединительным или разделительным союзом.
Тире между однородными членами может ставится, если между ними пропущен противительный союз, а также при наличии союза для обозначения резкого, неожиданного перехода от одного действия к другому.

5. Выпишите примеры из текста параграфа, подчеркните в них однородные члены предложения. Найдите предложения, к которым нет схем, и составьте их по образцам.
Печальная и светлая музыка сразу же взяла в плен.
Здесь можно выпить чаю с бутербродом или свежей булкой.
Стоял тёплый, но ветреный день.
Он мал, да удал. [0, да 0].
Посередине росло небольшое, однако раскидистое дерево. [0, однако 0].
Мы увидели пару карасей, окуня, а также несколько плотвичек.
В воздухе жужжали и шмели, и осы, и мухи всякие.
Над башнями вспыхивали то золотые, то зелёные, то алые огни салюта. [то 0, то 0, то 0].
Брат тоже начинает полоть огурцы, или свёклу мотыжить, или картошку окучивать.
Здесь холодно как летом, так и зимой.
Я скорее дремлю, чем бодрствую.
Похвала действует не только на чувство, но и на ум человека. [не только 0, но и 0].
Шары были розовые и голубые, золотые и серебряные.
Выбирайте кашу или картошку, сосиски или котлеты.
Знание законов не желательно - обязательно. [0 0].
Штурман отстегнул парашют - и упал в бушующее море. [0 и 0].

6. Прочитайте правила. Какие из них для вас являются новыми, а какими вы уже научились пользоваться?
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Если между обобщающим словом и однородными членами стоят слова как то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них - двоеточие.
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире.
После однородных членов перед обобщающим словом могут стоять вводные слова короче, словом, одним словом. В этом случае тире ставится перед вводным словом, а запятая - после них, перед обобщающим словом.
Тире ставится после однородного ряда с обобщающим словом, если после них предложение продолжается.

7. Выпишите примеры из текста правила, подчеркните в них все члены предложения.
В доме бывали интересные люди: актёры, режиссёры, писатели и поэты.
(кто?) интересные люди: актёры, режиссёры, писатели и поэты; интересные люди (что делали?) бывали; бывали (где?) в доме)
Остановка будет в нескольких городах, например: в Кёльне, в Париже, в Лондоне.
(что?) остановка; остановка (что сделает?) будет; будет (где?) в нескольких городах: в Кёльне, в Париже, в Лондоне)
В клубе, в домах, на улицах и в парках - всюду слышны песни.
(что?) песни; песни (каковы?) слышны; слышны (где?) в клубе, в домах, на улицах и в парках - всюду)
Крики, суета, пёстрая толпа - словом, жизнь большого восточного города окружила нас.
(что?) крики, суета, толпа - жизнь; жизнь (что сделала:) окружила; толпа (какая?) пёстрая; жизнь (чего?) города; города (какого?) большого восточного; окружила (кого?) нас)
Всё: и люди, и деревья, и небо - радовало его сегодня.
(что?) всё: и люди, и деревья, и небо; всё (что делало?) радовало; радовало (кого?) его; радовало (когда?) сегодня).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением