Упр.167 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 167. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Ирины Борисовны Голуб.Сложноподчинённые предложения как бы «приспособлены» для...

Решение #2

Изображение 167. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Ирины Борисовны Голуб.Сложноподчинённые предложения как бы «приспособлены» для...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
167. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Ирины Борисовны Голуб.
Сложноподчинённые предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование.
Аргументируя свой ответ, докажите, что сложноподчинённые предложения уместны не только в текстах научного стиля, но и в других книжных стилях речи и художественных текстах. Приведите примеры из текстов разных стилей, которые вы анализировали в разделе «Повторение», указывайте при этом номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами И. Б. Голуб. Объём сочинения — не менее 70 слов.
Ответ 1
Российский лингвист И. Б. Голуб утверждает: «Сложноподчинённые предложения как бы "приспособлены" для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, ко-торые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование».
Действительно, научный стиль характеризуется преобладанием причинных и условных придаточных частей, а для выявления существенных признаков описываемых объектов и для выражения обобщения, описания каких-то закономерностей используются СПП с придаточными определительными и изъяснительными, как показано в предложениях 2–4 упражнения 163 главы 3.
Но, кроме научного, сложноподчинённые предложения употребляются и в других стилях речи.
Сложные предложения с подчинительными союзами также широко используются в публицистическом стиле. Здесь самыми употребительными являются предложения с определительной и изъяснительной придаточными частями, это можно увидеть в предложениях 4, 5, 7 упражнения 164 главы 3.
В художественном стиле речи использование сложных предложений обусловлено особенностями индивидуально-авторской манеры письма. Здесь обычно представлены все виды сложных предложений, как, например, СПП с придаточным условия в предложении 4, придаточным определительным в предложении 5, придаточным меры и степени в предложении 7 упражнения 160 главы 3.
Ответ 2
Сочинение-рассуждение
Раскроем смысл высказывания известного российского лингвиста Ирины Голуб: «Сложноподчинённые предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование», – с которым я полностью согласна.
Но употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами); реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные). Это объясняется тем, что содержание высказываний обычно не требует сложных синтаксических построений. Отсутствие союзов компенсируется интонацией, приобретающей в устной речи решающее значение для выражения различных оттенков смысловых и синтаксических отношений.
Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование.
В художественной речи СПП используются для большей выразительности: «Чуть легкий ветерок подернет рябью воду, ты зашатаешься, начнешь слабеть. И только небо засветилось, все шумно вдруг зашевелилось, мелькнул за строем строй». Сравнительные придаточные части СПП становятся тропами, выполняя экспрессивную функцию: «Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущенная падением ветки».
Таким образом, если в книжных функциональных стилях выбор того или иного типа сложноподчиненного предложения связан, как правило, с логической стороной текста, то в экспрессивной речи важное значение получает еще и эстетическая ее сторона: при выборе того или иного типа сложноподчиненного предложения учитываются его выразительные возможности.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением