Упр.23 Глава 1 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Решение #3
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
23. 1) Прочитайте тексты и определите, какие группы слов с точки зрения сферы употребления, активного и пассивного запаса в них встречаются. Какие слова создают стилистическую окраску текстов; служат средством создания их выразительности?
1. В море простор, ширь, свет, любо в море! Матрос песню запоёт, в гармонь заиграет, — смотришь, за кораблём тюлень молодой плывёт. Головочка у него чёрненькая, взгляд умильный, ручками он перебирает, песни слушает. Под самым носом корабля белуха белобрюхая, зверь морской, ростом с корову, любит перевёртываться да играть. Пробку свою оттыкает, из зашейка фонтаны водяные пускает, что кит. Чайки долго за кораблём в море летят, провожают. Это поморы любят, хлеб им бросают.
(Б. Шергин)
2. На морском просторе, если повезёт, можно увидеть гигантов Белого моря — стадо белух, громадных холодолюбивых полярных белых китов; в длину эти прекрасные животные достигают 6 метров, а их масса — 1,5 тонны. В заливы Белого моря белухи приходят для рождения и выкармливания детёнышей, причём каждая семья идёт в свой залив. Года два назад две любознательные белухи приплывали и к селу Калгалакша.
(Н. Иванов)
3. У белухи, как и у всех китообразных, выполняют функции голосовых связок и сходны с ними морфологически нижние края черпаловидных хрящей, вдающихся в просветы гортани. Перепонка же, выстилающая заднюю стенку гортани белух, образует множество продольных складок, и по обеим сторонам надгортанного хряща есть по одному своеобразному карману, которые разделены на ряд мешочков, свободно сообщающихся между собой и соответствующих по своему положению желудочкам гортани других млекопитающих. Такое устройство предназначено именно для модуляции звуков и позволяет белухе издавать самые разнообразные крики.
(По Ю. Юте)
В 1-м тексте употребляется разговорная лексика (любо, зашеек, белобрюхая, умильный), а также характерные для разговорной речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ручками, чёрненькая). Данная лексика служит для обозначения неформальной ситуации общения.
Во 2-м тексте употребляется общеупотребительная лексика. Средства выразительности: эпитеты (громадных, прекрасные), метафоры (морской простор, гиганты Белого моря).
В 3-м тексте употреблена научная лексика (голосовые связки, китообразные, гортань, млекопитающее). Данные слова являются терминами и служат средством выразительности в научных текстах.
2) Выберите для каждого текста подходящую характеристику из предложенных: а) художественный текст с фольклорными традициями (быль);
б) фольклорный текст (сказка); в) текст научного стиля (статья); г) текст официально-делового стиля (справка); д) текст публицистического стиля (заметка).
1-й текст - художественный текст с фольклорными традициями (быль). Текст рассказывается от лица человека, который много знает о белухах и очень любит этих животных.
2-й текст - текст публицистического стиля (заметка).
3-й текст - текст научного стиля (статья).
3) В американском английском белуху называют «морской канарейкой» (sea canary), а в русском языке есть фразеологизм «реветь белугой». Какое отношение имеет этот фразеологизм к белухе и что он означает? В каком из текстов есть необходимая информация для ответа на этот вопрос?
Реветь белугой - громко, безудержно и долго плакать; рыдать.
В данном фразеологизме речь идёт о белухе, однако используется её разговорный синоним - белуга.
Ответ на данный вопрос содержится в 3-м тексте. В нём даётся информация об особом строении гортани белухи, благодаря которому она может издавать разнообразные звуки.
4) Выпишите из текста 3 выделенные слова, определите, к каким частям речи они относятся. Обозначьте в них все морфемы. Какие слова образованы способом перехода из одной части речи в другую?
- китообразных - существительное; образованно путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного в существительное)
- черпаловидных - прилагательное
- вдающихся - причастие
- выстилающая - причастие
- продольных - прилагательное
- (по) обеим - числительное
- надгортанного - прилагательное
- своеобразному - прилагательное
- сообщающихся - причастие
- соответствующих - причастие
- (по) своему - местоимение
- млекопитающих - существительное; образованно путём перехода из одной части речи в другую (из причастия в существительное)
5) Напишите небольшое сочинение — описание белухи, используя информацию из всех трёх текстов. Ваше сочинение может соответствовать стилю одного из данных текстов.
В Белом море живут удивительные животные. Их называют белухами, или белугами (в разговорной речи). Это животное - полярный холодолюбивый белый кит, который в длину может достигать 6 метров и весить 1,5 тонны. Как и другие млекопитающие, белухи - живородящие. Для рождения и воспитания детёнышей они семьями приплывают в заливы Белого моря.
Белухи - уникальные животные. Одной из характерных их особенностей является то, что эти киты могут издавать до 50 различных звуков, а также излучать ультразвуковые сигналы. Это возможно благодаря системе мешком с воздухом, которые находятся в голове у белух. Они могут щебетать, свистеть, вопить, петь, издавать звуки, похожие на птичьи крики.
Увидеть белуху можно только в зоопарке или дельфинарии. В открытом море их увидеть практически невозможно, так как они живут далеко в море, где обитает множество рыбы, которой питаются эти киты.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением