География в современном мире ГДЗ Гладкий Николина 10 класс (География)

Изображение География в современном мире1. География как наука1. Как вы думаете, в чём проявляется невежество тех, кто, по словам известного русского географа А. Н. Краснова...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гладкий, Николина 10 класс, Просвещение:
География в современном мире
1. География как наука
1. Как вы думаете, в чём проявляется невежество тех, кто, по словам известного русского географа А. Н. Краснова (1862–1914), по привычке рассматривает географию как «сброд» разнородных сведений о той или иной стране, начиная от направления ветра и завершая тем, «какими вилками едят жаркое её обитатели»?
Невежество проявляется в том, что люди не понимают, что география – это наука, которая изучает Землю и все, что на ней находится. Они считают, что география – это просто набор фактов о разных странах, включая такие мелочи, как направление ветра или использование определенных вилок для еды. Это неправильное понимание географии, которое не учитывает ее научные основы и методы исследования.
2. В чём состоит значение географической науки для современного общества?
Человечество вступило в третье тысячелетие новой эры с тяжёлым грузом нерешённых проблем, многие из которых носят географический характер и предоопределены неразрывной связью литосферы, атмосферы, гидросферы, биоты и, разумеется, человечества. Есть основания считать, что деградация окружающей среды во многих регионах мира объясняется именно недоучётом человечеством таких связей.
Географы вместе с представителями смежных наук способны сегодня внести свою ленту в развитие теории и практики рационального природопользования, в исследование ландшафтов, эколого-географических закономерностей расселения и освоения территорий, развитие аграрной сферы, формирование территориальных экономических комплексов (кластеров) и т. д.
В XXI столетии, когда масштабы нарушения естественного круговорота веществ и энергетических потоков в природе грозят достичь критического уровня, география неизбежно будет востребована обществом как сформировавшаяся отрасль научного знания, не только утверждающая единство природы и человека, но и предлагающая конкретные пути к их подлинной гармонии.
3. С помощью электронных ресурсов подготовьте сообщение о вкладе в науку выдающихся географов П. П. Семёнова-Тяп-Шанского, Л. С. Берга, А. И. Воейкова, Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского, Ю. Г. Саушкина (на выбор).
Пётр Петрович стал первым русским учёным, который совершил путешествие в Тянь-Шань. Он исследовал эту горную систему, изучил её флору и фауну, а также собрал сведения о населении.
Он был инициатором создания Русского географического общества, которое было основано в 1845 году. Общество стало центром географической науки в России.
Семёнов-Тян-Шанский занимался изучением географии России. Он составил первую полную физическую карту России, которая была опубликована в 1885 году.
Он также занимался изучением статистики и экономики. Он разработал метод статистического анализа, который позволил ему собрать данные о населении России.
Семёнов-Тян-Шанский был автором многих научных работ, включая «Географию России», «Очерки по географии России» и «Очерки по истории географии».
Он также был активным участником общественной жизни России. Он был членом Государственного совета и участвовал в разработке реформ Александра II.
Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский оставил значительный вклад в развитие географической науки в России и мире.
2. География – система наук
1. Продолжите предложение: «Современная география представляет собой огромную "семью" научных дисциплин, связанных между собой …».
Современная география представляет собой огромную "семью" научных дисциплин, связанных между собой явными или скрытыми кореляционными отношениями.
2. На каком основании к «семье» географических наук относится картография, ведь она является технической дисциплиной?
Картография относится к «семье» географических наук, потому что она тесно связана с географией. Картография занимается созданием карт, которые используются в географии для отображения различных географических объектов и явлений. Карты помогают географам анализировать и понимать географические процессы, такие как распределение населения, климатические условия, растительность и многое другое. Таким образом, картография является неотъемлемой частью географической науки.
3. Что представляют собой такие географические науки, как геоморфология, гляциология, гидрология, этническая география?
Геоморфология изучает формы земной поверхности и процессы, которые их формируют, такие как эрозия, осадконакопление, вулканизм и тектонические движения.
Гляциология изучает ледники и их влияние на окружающую среду.
Гидрология изучает воды Земли, включая реки, озера, океаны и подземные воды.
Этническая география изучает распределение и расселение народов, их культуру и образ жизни.
4. Как вы считаете, что изучают специалисты в области медицинской географии, страноведения, рекреационной и мелиоративной географии, топонимики?
Специалисты в области медицинской географии изучают влияние географических факторов на здоровье населения, включая климат, питание, воду и окружающую среду.
Страноведы изучают отдельные страны, их историю, культуру, экономику и политику.
Рекреационная география изучает места отдыха и туризма, а мелиоративная география занимается улучшением земель для сельскохозяйственного использования.
Топонимика изучает происхождение, значение и распространение географических названий.
5. Географам интересно изучать дальние страны. Однако в пределах нашей собственной страны всё ещё немало слабоизученных территорий. Назовите эти «белые пятна».
В пределах нашей страны «белыми пятнами» остаются труднодоступные и малоизученные территории, такие как арктические и антарктические регионы, высокогорные районы, отдаленные острова и архипелаги, а также некоторые малонаселенные и труднодоступные районы Сибири и Дальнего Востока.
3. Методы, используемые географической наукой
1. Какие методы используются в географической науке? Почему в географии наиболее распространён картографический метод?
Из всех методов познания, используемых в географии, наибольшую известность приобрёл картографический. Это стержневой метод географии, хотя она активно применяется и в других отраслях знания (особенно в истории). Картографический метод основан на получении необходимой информации с помощью карт для научного и практического познания изображённых на них явлений.
К числу других методов познания, активно используемых в географии, можно отнести статистический, описательный, экспедиционный (полевой), сравнительно-географический, математический, моделирование, аэрокосмический, геоинформационный.
2. Среди аэрокосмических методов исследования выделяют визуальные, фотографические, электронные и геофизические методы. В чём их особенности?
Визуальные методы позволяют наблюдать за объектами непосредственно с воздуха или из космоса.
Фотографические методы используют фотографии, сделанные с воздуха или из космоса, для изучения земной поверхности.
Электронные методы используют спутниковые данные для получения информации о Земле.
Геофизические методы используют физические свойства Земли для изучения ее структуры и процессов.
3. Как можно назвать карту, если она составлена без соблюдения масштаба изображения (например картосхему транспортных маршрутов)?
Карту, составленную без соблюдения масштаба изображения, можно назвать картосхемой. Она представляет собой схематическое изображение, которое не обязательно соответствует реальным размерам объектов.
4. Почему возможности карт во многом ограничены их масштабом? Почему картографы очень часто упрощают некоторые элементы и передают только их характерные очертания (например, не пытаясь точно изобразить каждый изгиб и ширину реки)?
Возможности карт во многом ограничены их масштабом, потому что чем меньше масштаб карты, тем меньше деталей можно на ней показать. Картографы упрощают некоторые элементы и передают только их характерные очертания, чтобы сделать карту более читаемой и понятной. Например, на карте могут быть показаны только основные изгибы реки, а не каждый ее изгиб.
4. Опорные понятия в географии
1. Как известно, геосистема характеризуется тесной взаимосвязью составных элементов. Попытайтесь доказать это на примере отдельного болота с прилегающими территориями.
Болото с прилегающими территориями представляет собой геосистему, поскольку оно состоит из множества взаимосвязанных элементов. Вода, растения, животные, микроорганизмы, почва, воздух - все эти компоненты взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему. Например, растения на болоте поглощают углекислый газ из атмосферы и выделяют кислород, который необходим для дыхания животных и человека. Также растения играют важную роль в поддержании водного баланса, удерживая влагу в почве и предотвращая ее испарение. Животные, в свою очередь, питаются растениями и влияют на их распространение. Таким образом, все элементы болота тесно связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единую геосистему.
2. Какого рода обмен происходит между атмосферой и гидросферой?
Обмен между атмосферой и гидросферой включает в себя множество процессов. Один из основных – это круговорот воды в природе. Вода испаряется с поверхности морей, океанов, рек, озер и болот, поднимается в атмосферу, где конденсируется и выпадает в виде осадков. Осадки затем стекают обратно в водоемы или проникают в почву, пополняя запасы грунтовых вод. Также происходит обмен газами, такими как кислород и углекислый газ, между атмосферой и гидросферой.
3. В чём состоят сходство и некоторые элементы различия понятий «биосфера» и «географическая оболочка»?
Биосфера и географическая оболочка имеют сходство в том, что обе охватывают всю поверхность Земли и включают в себя все живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. Однако есть и некоторые различия. Биосфера включает в себя только живые организмы и их непосредственное окружение, тогда как географическая оболочка включает в себя также неживые компоненты, такие как вода, воздух, почва и горные породы.
4. Что представляет собой категория «географическое пространство»?
Географическое пространство – это категория, которая описывает физическое пространство, в котором происходят географические процессы и явления. Оно включает в себя все географические объекты и явления, такие как горы, реки, города, климат, население и т.д. Географическое пространство может быть разделено на различные уровни, такие как локальный, региональный, национальный и глобальный.
5. Чем отличаются, на ваш взгляд, ландшафты культурные от природно-антропогенных?
Культурные ландшафты отличаются от природно-антропогенных тем, что они создаются человеком и отражают его культуру, традиции и ценности. Природно-антропогенные ландшафты, напротив, формируются под воздействием как природных, так и антропогенных факторов. Культурные ландшафты могут включать в себя такие элементы, как здания, дороги, парки, сады, памятники и т.д., которые не встречаются в природно-антропогенных ландшафтах.
6. Приведите убедительные доказательства того, что биосфера относится к числу опорных понятий в географии.
Биосфера относится к числу опорных понятий в географии, поскольку она охватывает все живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. География изучает различные аспекты биосферы, такие как распределение живых организмов, их адаптацию к различным условиям среды, влияние человека на биосферу и т.д. Биосфера играет ключевую роль в географических процессах и явлениях, таких как климат, почвообразование, биогеохимические циклы и т.д.
7. Объясните, почему понятия «культурный ландшафт», «экономический ландшафт», «теополитический ландшафт», «ландшафтное проектирование» не всегда одобряют сторонники строго научного толкования понятия «ландшафт».
Понятия "культурный ландшафт", "экономический ландшафт", "теополитический ландшафт" и "ландшафтное проектирование" не всегда одобряются сторонниками строго научного толкования понятия "ландшафт", поскольку они могут быть интерпретированы как слишком субъективные или идеологически окрашенные. Например, понятие "культурный ландшафт" может быть использовано для описания ландшафта, который отражает определенную культуру или традиции, что может быть спорным с научной точки зрения.
8. К государствам-анклавам традиционно относят, например, Ватикан и Сан-Марино в Италии, Лесото в ЮАР. К полуанклавам – Бруней, который окружают Малайзия и Южно-Китайское море.
Определите статус следующих территориальных образований (с указанием стран, по отношению к которым они обладают этим статусом):
а) Сеута и Мелилья;
Ответ: испанские эксклавы на территории Марокко
б) Нахичевань;
Ответ: эксклав Азербайджана, отделённый от основной территории страны территорией Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики
в) Монако;
Ответ: государство-анклав на территории Франции
г) Гибралтар;
Ответ: британский анклав на территории Испании
д) Гуантанамо;
Ответ: американский анклав на Кубе
е) Восточный Тимор;
Ответ: государство-анклав в Индонезии
ж) Гамбия;
Ответ: государство-анклав, окружённое территорией Сенегала
з) сектор Газа;
Ответ: палестинский анклав на территории Израиля
и) Папуа Новая Гвинея.
Ответ: государство-анклав на территории Индонезии
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением