Анализируем текст Параграф 13 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст. Какие предложения по цели высказывания в нём используются? Обоснуйте свой ответ.
Слово как глубокий колодец-источник. А из него можно зачерпнуть воды сверху — чуть-чуть, можно — побольше: целое ведро, можно много вёдер воды достать, и всё равно не вычерпать. Вот и будем учиться понимать всю глубину слова, все его значения, все оттенки. Какие оттенки?
Посмотри в окно. Видишь деревья и траву? Какого они цвета? Да, зелёного — на первый, поверхностный, взгляд. А вот взгляд художника различит в этом зелёном цвете не менее сотни оттенков.
Да и ты приглядись внимательнее. Разве сравнить весеннюю, майскую, нежную зелень с этой сентябрьской? А разве на одном и том же дереве все листья зелены одинаково сейчас? И те, что в тени, и те, что сияют под лучами солнца? Много нужно разных слов, чтобы назвать все оттенки лишь одного цвета. А сколько их нужно, чтобы нарисовать картину этого дня золотой осени да ещё передать при этом все чувства, которые ты испытываешь, любуясь красотой и радуясь последнему теплу уходящего лета! Попробуй!
Трудно? Да, трудно. Но нам есть у кого учиться! У русского языка, богатство которого создано многими поколениями людей, живших до нас. Постигнуть и освоить это богатство помогают нам поэты и писатели — хранители русского Слова.
(С. Иванова)
В тексте используются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Повествовательные предложения содержат сообщения о ком-нибудь или о чём-нибудь, о каких-то фактах, явлениях действительности, о своих мыслях, чувствах, переживаниях. (Слово как глубокий колодец-источник.)
Вопросительные предложения содержат в себе вопрос. (Видишь деревья и траву?)
Побудительные предложения содержат просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию. (Посмотри в окно.)
2. Установите соответствие между предложениями и их типами по цели высказывания.
1) Посмотри в окно. А) Повествовательное
2) А вот взгляд художника различит в этом зелёном цвете не менее сотни оттенков. Б) Вопросительное
3) Видишь деревья и траву? В) Побудительное
3. Найдите в каждой группе предложений третье «лишнее». Докажите, что оно «лишнее».
I. 1) А вот взгляд художника различит в этом зелёном цвете не менее сотни оттенков.
2) Видишь деревья и траву?
3) Много нужно разных слов, чтобы назвать все оттенки одного цвета.
Лишнее второе предложение, оно вопросительное, первое и третье предложения повествовательные.
II. 1) Какого они цвета?
2) Да и ты приглядись внимательнее.
3) Разве сравнить весеннюю, майскую, нежную зелень с этой – сентябрьской?
Лишнее второе предложение, оно побудительное Первое и третье предложения вопросительные.
III. 1) Посмотри в окно.
2) Попробуй!
3) Постигнуть т освоить это богатство помогают нам поэты и писатели – хранители русского Слова.
Лишнее второе предложение, оно побудительное Первое и третье предложения повествовательные.
IV. 1) А сколько их нужно, чтобы нарисовать картину этого дня золотой осени да ещё передать при этом все чувства, которые ты испытываешь, любуясь красотой и радуясь последнему теплу уходящего лета!
2) Трудно?
3) Но нам есть у кого учиться!
Лишнее второе предложение, оно вопросительное, первое и третье предложения повествовательные, восклицательные.
4. Укажите, какая характеристика соответствует предложению Да и ты приглядись внимательнее. Аргументируйте свой ответ.
1) простое, повествовательное, невосклицательное
2) простое, повествовательное, восклицательное
3) простое, побудительное, невосклицательное
4) сложное, повествовательное, восклицательное
5) сложное, побудительное, восклицательное
6) сложное, повествовательное, невосклицательное
Предложению «Да и ты приглядись повнимательнее» соответствует третья характеристика: простое, побудительное, невосклицательное. В предложении содержится совет приглядеться повнимательнее.
5. Какие значения имеет слово картина? В каком значении оно употребляется в данном тексте?
Картина - 1. Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги. На картинах, написанных масляными красками, в золотых рамах, были виды Крыма. Чехов, Случай из практики.
2. Перен.; чего или какая. То, что можно видеть, представлять себе в конкретных образах. Картины прошлого. Едва Авилов закрывал веки, перед ним тотчас же назойливо вставала скучная картина похода: серые комковатые поля, желтая пыль. Куприн, Ночлег. Я смотрел кругом, наслаждаясь дивной картиной вечера. М. Горький, Емельян Пиляй. || Яркое и выразительное словесное изображение чего-л. Это произведение [Недоросль] сохранится навсегда в русской истории и литературе как картина нравов русского дворянства. Герцен, Новая фаза русской литературы.
3. Общее состояние, положение чего-л. Клиническая картина заболевания. [Чапаев:] Мне трудно обрисовать военную картину. Погодин, Не померкнет никогда. В министерстве также требовали для полноты картины данные этих конденсаторов. Гранин, Искатели.
4. Прост. О ком-, чем-л. вызывающем восхищение своей живописностью, красотой. – Мост получился у меня великолепный! Не мост, а картина, один восторг! Чехов, Пассажир 1-го класса. Весь – картина, Молодчина От рубашки до сапог. Твардовский, Шофер.
5. Часть акта в драматическом произведении, требующая самостоятельной декорации. Вторая картина первого акта.
6. Разг. То же, что кинофильм. [Дети] были в восторге от картины, где все время шла война, и ночью несколько раз просыпались от страшных снов, так что я решила водить их теперь только на веселые фильмы. Павленко, Верность.
В данном тексте слово «картина» употреблено в значении «произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги».
6. Найдите «лишние» слова в каждом столбике. Докажите, что они «лишние».
ярко-зеленый весенний болотный
бледно-зелёный молодой изумрудный
жёлто-зелёный майский светло-зеленый
зеленоватый нежный салатовый
зелёный сентябрьский бирюзовый
позеленевший одинаковый малахитовый
Ярко-зелёный, бледно-зелёный, жёлто-зелёный, зеленоватый, зелёный, позеленевший – лишнее слово «позеленевший», потому что это причастие; остальные слова – прилагательные.
Весенний, молодой, майский, нежный, сентябрьский, одинаковый – лишним будет слово «сентябрьский», оно относится к осени; все остальные слова можно использовать для описания весны.
Болотный, изумрудный, светло-зелёный, салатовый, бирюзовый, малахитовый – лишнее слово «бирюзовый», это сине-зелёный цвет; все остальные слова обозначают различные оттенки зелёного цвета.
7. Какое «лишнее» слово в каждом столбике? Объясните почему.
видишь приглядись уходящий
посмотри попробуй живший
различит посмотри любуясь
сияют испытываешь созданный
Видишь, посмотри, различит, сияют – лишнее слово «посмотри», это глагол повелительного наклонения; остальные слова – это глаголы изъявительного наклонения.
Приглядись, попробуй, посмотри, испытываешь – лишнее слово «испытываешь», это глагол изъявительного наклонения; остальные слова – это глаголы повелительного наклонения.
Уходящий, живший, любуясь, созданный – лишнее слово «любуясь», это деепричастие; остальные слова являются причастиями.
8. В каких предложениях да является союзом? Подчеркните это слово
1) Да, зелёного – на первый, поверхностный взгляд.
2) Да и ты приглядись внимательнее.
3) А сколько их нужно, чтобы нарисовать картину этого дня золотой осени да ещё передать при этом все чувства, которые ты испытываешь, любуясь красотой и радуясь последнему теплу уходящего лета! (союз «да» в значении «и» служит для соединения однородных сказуемых «нарисовать да передать»)
4) Да, трудно.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением