Упр.85 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите обновленный решебник |
Решение #1 (Учебник 2019)
Решение #2 (Учебник 2014)
Решение #3 (Учебник 2014)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Прочитайте фрагмент сказки К. Булычёва «Козлик Иван Иванович», определите его тему и главную мысль. Согласны ли вы с рассуждениями героя сказки?
И тут меня озарила прекрасная мысль! Я подумал так: столько есть на свете сказок и легенд про сказочные существа, и там рассказывают о них со всеми подробностями, и трудно поверить, что всё это сплошная выдумка. Я предположил, что в истории было время, когда сказочные существа жили на самом деле.
Наверное, подумал я, в ту эпоху люди не умели писать. Они рассказывали о гномах, драконах и волшебниках своим внукам и правнукам, а те не очень верили старикам и называли их рассказы сказками.
Но ведь что-то должно было случиться, чтобы люди остались живы, а волшебники и драконы исчезли с лица земли? Я принялся изучать историю Земли и узнал, что на самой заре человечества, когда люди были ещё дикими, наступили ледниковые периоды. Периодов было несколько, и пережить их было трудно.
Тема: существовали ли сказочные существа?
Главная мысль: в ту эпоху, когда люди ещё не умели писать, на земле могли жить сказочные существа.
Нет, я не согласна с героем сказки. Я знаю, что древние люди в мифах и легендах объясняли какие-то привычные и понятные для нас явления. Однако для людей прошлого они были непонятными и загадочными. И для того, чтобы объяснить для себя их природу, древние люди создавали различные мифы и легенды. Поэтому упоминания чего-либо в мифах и легендах недостаточно для доказательства его существования. Нужны какие-либо зримые доказательства. Например, мы точно знаем, что существовали динозавры, поскольку учёные регулярно находят их окаменелые останки и скелеты. А вот скелетов драконов или единорогов пока что никто не нашёл.
1. Выпишите из текста словосочетания со словами, в которых пропущены буквы. Объясните их написание.
- озарила (чередование -зар-/-зор-, в безударном положении пишется гласная а: озарила) мысль
- рассказывают (приставка перед основой на глухой согласный) о них
- предположил (чередование -лаг-/-лож-, перед согласной ж пишется гласная о) что
- рассказывали (приставка перед основой на глухой согласный) о гномах
- их рассказы (приставка перед основой на глухой согласный)
- называли сказками (проверочное слово: сказать)
- на самой заре (чередование -зар-/-зор-, в безударном положении пишется гласная а: заре)
2. Спишите первый абзац, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
И тут меня озарила (чередование -зар-/-зор-, в безударном положении пишется гласная а: озарила) прекрасная мысль! Я подумал так: столько есть на свете сказок и легенд про сказочные существа, и там рассказывают (приставка перед основой на глухой согласный) о них со всеми подробностями, и трудно поверить, что всё это сплошная выдумка. Я предположил, (чередование -лаг-/-лож-, перед согласной ж пишется гласная о) (запятая разделяет части сложного предложения) что в истории было время, (запятая разделяет части сложного предложения) когда сказочные существа жили на самом деле.
Морфемный разбор:
Правнукам
1. Определим часть речи - имя существительное.
2. Выделим основу и окончание: правнукам
3. Выделим приставки и суффиксы (если есть): правнукам < внук
4. Выделим корень: правнукам
5. правнукам
Синтаксический разбор предложения:
Периодов было несколько1, и пережить их было трудно2.
(1-я часть: (что?) несколько периодов; несколько периодов (что делало?) было;
2-я часть: (что делало?) было трудно пережить; было трудно пережить (что?) их).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, из двух частей, соединённых при помощи сочинительного соединительного союза и.
1-я часть: двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
2-я часть: односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
[= -], и [=].
Прочитайте слова. Как вы понимаете их значения? Что они называют? Подумайте, какую тематическую группу они составляют. Можно ли назвать эти слова «добрыми»?
Уважение, понимание, сочувствие, сострадание, сердечность, доброта, мягкость, помощь, милосердие, отзывчивость, гуманность, человечность, человеколюбие.
1. Найдите среди приведённых слов существительное в переносном значении.
2. Есть ли среди этих слов книжные, которые обычно употребляются только в письменной речи?
3. Подберите к данным в упражнении словам антонимы (слова, противоположные по значению) и запишите их парами.
Ответ 1
Эти слова называют положительные качества в человеке. Да, их можно назвать «добрыми», потому что они называют светлые стороны человеческой души.
1. Слово в переносном значении – мягкость.
2. Среди этих слов как правило в письменной речи обычно употребляются слова человеколюбие, сердечность.
3. Уважение – хамство, понимание – непонимание, сочувствие – безучастие, сострадание – злорадство, сердечность – бессердечность, доброта – злоба, мягкость – жесткость, помощь – безучастность, милосердие – жестокость, отзывчивость – равнодушие, гуманность, человечность – бесчеловечность, человеколюбие – человеконенавистничество.
Ответ 2
Уважение - почтительное отношение к субъекту, основанное на признании его достоинств.
Понимание - способность, умение проникнуть в смысл чего-нибудь, усвоить, осознать его; состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-нибудь.
Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.
Сострадание - сочувствие к чужому страданию; участие, возбуждаемое горем, несчастьем, бедой другого человека.
Сердечность - душевная теплота.
Доброта - свойство по значению прилагательного добрый; ласковое, дружеское, заботливое отношение.
Мягкость - нестрогость, снисходительность.
Помощь - содействование кому-либо или чему-либо; действия или средства, облегчающие, упрощающие что-либо.
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Отзывчивость - готовность помочь другому.
Гуманность - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому.
Человечность - уважение и сочувствие к людям; доброжелательность и терпимость.
Человеколюбие - любовь к человечеству, к людям, готовность помочь им; гуманность.
Все данные слова называют положительные качества человека.
Данные слова составляют тематическую группу: положительные качества человека.
Эти слова можно назвать «добрыми», так как они называют лучшие стороны в характере человека.
1.
Слово мягкость употреблено в переносном значении.
Прямое значение слова мягкость - способность легко поддаваться надавливанию.
2.
Книжные слова, которые употребляются только в письменной речи: сердечность, человечность.
3.
Уважение - неуважение
Понимание - непонимание
Сочувствие - безучастие
Сострадание - жестокость, бесчеловечие
Сердечность - бессердечность
Доброта - злоба
Мягкость - строгость
Помощь - препятствование
Милосердие - жестокость
Отзывчивость - бездушие
Гуманность - мизантропия
Человечность - бесчеловечность
Человеколюбие - человеконенавистничество
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением