Упр.802 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите обновленный решебник |
Решение #1 (Учебник 2019)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Прочитайте текст, вставляя пропущенные части слов. О какой птице и каком событии идёт речь в тексте? Объясните смысл названия текста.
Приёмыши
Я сидел на озере, задвинув лодку в тростник. Был полдень — тихий и сонный. По зелёным тростникам лениво ползли золотые солнечные колечки. Как хорошо!
Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Вот дрогнули тростники — высунулся утиный плоский нос. Это чирок. Посмотрел и скрылся.
А вот и его чируша — сама озабоченность. Она тихо крякнула и, упираясь перепончатыми лапами, продиралась вперёд, на чистую воду. За ней гуськом по пробитой дорожке торопились пуховые чируш..а — хлопунцы лапчатые. Последний — самый маленький — отстал. Заспешил, подскочил и попал шейкой между двумя стеблями тростника, заклинился и повис в воздухе. ..пищал отчаянно и лапками ..шлёпал по воде. Чируша, хлеща жёсткими крыльями по воде, ринулась назад. Схватила чируш..а носом за мягкую шейку, подняла и ..несла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищал и дрыгал ногами.
Много, ох много трудов приняла чируша, пока вывела своих чируш.. из болота, где было её гнездо, на открытый плёс. Вот и последнего брыкуна вытащила и пустила на воду. Сама окунула головку, вскинулась столбиком, забила в воздухе крыльями — и ..крякала что-то своё, радостное... Да вдруг так столбиком и ушла вниз, под воду, захлебнулась на утином полслове. Её хлопунцы захлопали по воде и бегом, лапками по воде, помчались в тростники.
А там, где исчезла чируша, звонко, как ладонью, хлопнул по воде рыбий хвост..е. Сердито застучали тростники друг о друга, будто костяные палочки. Вот так сомише!
Бедные юнцы-хлопунцы! Как без чируши будете?! Кто сигнал тревоги подаст, кто под крылом согреет?! Кто за шейку из беды вытащ..т?!
И вдруг радостный птичий крик! Чируша стоит на воде, крыльями бьёт и крячет, крячет! Только это другая чируша, не та. Она тоже вывела хлопунцов своих на широкую воду и празднует, и кричит от радости. И хлопунцы другие: совсем ещё маленькие. Плоские нос...и, щёчки пухл..ие, в жёлтом пушке.
Утица оглянулась по сторонам, помолчала немножко, крякнула — и поплыла вдоль стены тростника. И хлопунцы за ней гуськом, один за другим. И все вниз, в воду смотрят: первый раз себя в зеркале увидели. Увидели — и сами себе очень понравились.
«Где-то сейчас те сироты-хлопунцы?» - подумал я. А они тут как тут! Выплывают из тростника, по воде бьют, спешат вдогонку за утицей. Вот догнали, пр..строились к её хлопунцам в хвост тоже гуськом, один за другим. Только росточком чуть побольше, а то бы и не отличить.
Утица ..держалась, повернула назад. Каждого утёнка носом тронула, будто пересчитала. И то ли в счёте она слаба, или тут другое что, только не прогнала она чужих утят. Сказала им что-то по-своему, по-утиному, и вся большая семья — свои и приёмыши — скрылась в тени нависшего над водой куста ольхи.
Тихая волна от утицы с утятами еле дошла до тростников, где я сидел. По зелёным тростникам снизу вверх до самых серебряных метёлок наперегонки побежали улыбчивые золотые солнечные колечки.
(По Н. Сладкову)
А Б
1. Выпишите из текста слова с пропущенными морфемами, восстанавливая их. Выполните морфемный и словообразовательный разбор этих слов.
Чирушата; чирушата < чируша, суффиксальный.
Запищал ; запищал < пищал, приставочный.
Зашлёпал ; зашлёпал < шлёпал, приставочный.
Чирушонка; чирушонка < чируша, суффиксальный.
Отнесла; отнесла < несла, приставочный.
Чирушат ; чирушат < чируша, суффиксальный.
Закрякала; закрякала < крякала, приставочный.
Хвостище; хвостище < хвост, суффиксальный.
Вытащит; вытащит < тащит, приставочный.
Носики; носики < нос, суффиксальный.
Пухленькие; пухленькие < пухлые, суффиксальный.
Пристроились; пристроились < строились, приставочный.
Задержалась; задержалась < задержала, суффиксальный.
3. Если бы папа-чирок был назван в тексте чирец, как была бы названа мама-чирок? Свой ответ обоснуйте. Работайте в парах.
Если бы папа-чирок был назван чирец, то мама-чирок, скорее всего, называлась бы чирица. В русском языке для образования парных наименований лиц или животных женского рода от мужского часто используется суффикс -иц- (например, певец – певица, тигр – тигрица, лев – львица). Суффикс -ец в слове «чирец» указывает на мужской род, а суффикс -иц- в слове «чирица» – на женский.
7. На основе прочитанного рассказа Н. Сладкова "Приёмыши" напишите текст из 5-10 предложений для энциклопедии «Птицы». Первое предложение уже записано: Чирок (лат. Anas crecca) водоплавающая птица из семейства утиных.
Чирок (лат. Anas crecca) – водоплавающая птица из семейства утиных. Эти птицы обитают на озёрах и болотах, устраивая гнёзда в густых зарослях тростника. Чирки – заботливые родители: самка, называемая чирушей, выводит птенцов на открытую воду и самоотверженно их защищает. Птенцы, покрытые жёлтым пушком, с первых дней жизни умеют плавать и следуют за матерью вереницей. В дикой природе утятам угрожают хищники, например, крупные рыбы. Интересной особенностью чирков является их способность принимать и воспитывать осиротевших птенцов своего вида, создавая большие смешанные семьи.
8. Составьте план текста для написания сжатого изложения.
План:
1. Наблюдение за тихой жизнью озера.
2. Утка-чируша с утятами.
3. Чируша помогает самому маленькому утёнку.
4. Материнские труды.
5. Внезапное исчезновение утки.
6. Осиротевшие «хлопунцы».
7. Появление другой утиной семьи.
8. Утица принимает сирот в свою семью.
А
2. Опираясь па текст, объясните значение слова плёс.
Плёс – широкое водное пространство.
4. Какое языковое средство использует автор, чтобы указать на размер птенцов? Назовите это языковое средство. Запишите примеры.
Чтобы указать на размер птенцов, автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксам: чирушонок, чирушата, носики, щёчки, росточком.
5. Выпишите из текста слова от значением "детёныш", "принадлежность кому-либо". Выполните их морфологический разбор.
Чирушата
I. Сущ.; общ. грам. знач. – предмет.
Н. ф. – чирушонок.
II. 1. Пост. призн. – нариц., одуш., м. р., 2-е скл.
2. Непост. призн. – И. п., мн. ч.
III. Торопились (кто?) чирушата. Подлежащее.
Чирушонка
I. Сущ.; общ. грам. знач. – предмет.
Н. ф. – чирушонок.
II. 1. Пост. призн. – нариц., одуш., м. р., 2-е скл.
2. Непост. призн. – В. п., ед. ч.
III. Схватила (кого?) чирушонка. Дополнение.
Чирушат
I. Сущ.; общ. грам. знач. – предмет.
Н. ф. – чирушонок.
II. 1. Пост. призн. – нариц., одуш., м. р., 2-е скл.
2. Непост. призн. – В. п., мн. ч.
III. Вывела (кого?) чирушат. Дополнение.
Утёнка
I. Сущ.; общ. грам. знач. – предмет.
Н. ф. – утёнок.
II. 1. Пост. призн. – нариц., одуш., м. р., 2-е скл.
2. Непост. призн. – В. п., ед. ч.
III. Тронула (кого?) утёнка. Дополнение.
Утят
I I. Сущ.; общ. грам. знач. – предмет.
Н. ф. – утёнок.
II. 1. Пост. призн. – нариц., одуш., м. р., 2-е скл.
2. Непост. призн. – В. п., мн. ч.
III. Не прогнала (кого?) утят. Дополнение.
(С) утятами
I. Сущ.; общ. грам. знач. – предмет.
Н. ф. – утёнок.
II. 1. Пост. призн. – нариц., одуш., м. р., 2-е скл.
2. Непост. призн. – Т. п., мн. ч.
III. Волна (какая?) от утицы с утятами. Определение.
6. Кого или что автор называет словами колечки, юнцы-хлопунцы? Как называется такое выразительное средство языка?
Словом «колечки» автор называет солнечные блики на воде или на стеблях тростника. Это метафора.
Словами «юнцы-хлопунцы» автор называет утят. Это авторское сложное слово, которое является образным определением или перифразом.
Б
2. Какую стилистическую окраску имеет слово крячет? Назовите общеупотребительный вариант этой формы слова.
Крячет – разговорное, просторечное; крякает.
4. Какими синонимами в тексте можно заменить слова утёнок, утята! Запишите синонимический ряд.
Утёнок – чирушонок, хлопунец, глупыш, брыкун, приёмыш;
утята – чирушата, хлопунцы, юнцы-хлопунцы, сироты-хлопунцы.
5. Выпишите из текста слова со значением "начало действия". Выполните их морфологический разбор.
Зашуршало
I. Глагол; общ. грам. знач. – действие.
Нач. ф. – зашуршать.
II. 1. Пост. признаки: а) сов. в., б) непереход., в) невозврат., г) I спр.
2. Непост. признаки: а) изъявит. накл., б) прош. вр., в) ед. ч., г) ср. р.
III. (Что сделало?) зашуршало. Сказуемое.
Заспешил
I. Глагол; общ. грам. знач. – действие.
Нач. ф. – заспешить.
II. 1. Пост. признаки: а) сов. в., б) непереход., в) невозврат., г) II спр.
2. Непост. признаки: а) изъявит. накл., б) прош. вр., в) ед. ч., г) м. р.
III. (Что сделал?) заспешил. Сказуемое.
Запищал
I. Глагол; общ. грам. знач. – действие.
Нач. ф. – запищать.
II. 1. Пост. признаки: а) сов. в., б) непереход., в) невозврат., г) II спр.
2. Непост. признаки: а) изъявит. накл., б) прош. вр., в) ед. ч., г) м. р.
III. (Что сделал?) запищал. Сказуемое.
Зашлёпал
I. Глагол; общ. грам. знач. – действие.
Нач. ф. – зашлёпать.
II. 1. Пост. признаки: а) сов. в., б) непереход., в) невозврат., г) I спр.
2. Непост. признаки: а) изъявит. накл., б) прош. вр., в) ед. ч., г) м. р.
III. (Что сделал?) зашлёпал. Сказуемое.
Понесла
I. Глагол; общ. грам. знач. – действие.
Нач. ф. – понести.
II. 1. Пост. признаки: а) сов. в., б) переход., в) невозврат., г) I спр.
2. Непост. признаки: а) изъявит. накл., б) прош. вр., в) ед. ч., г) ж. р.
III. (Что сделала?) понесла. Сказуемое.
Забила
I. Глагол; общ. грам. знач. – действие.
Нач. ф. – забить.
II. 1. Пост. признаки: а) сов. в., б) переход., в) невозврат., г) I спр.
2. Непост. признаки: а) изъявит. накл., б) прош. вр., в) ед. ч., г) ж. р.
III. (Что сделала?) забила. Сказуемое.
Закрякала
I. Глагол; общ. грам. знач. – действие.
Нач. ф. – закрякать.
II. 1. Пост. признаки: а) сов. в., б) непереход., в) невозврат., г) I спр.
2. Непост. признаки: а) изъявит. накл., б) прош. вр., в) ед. ч., г) ж. р.
III. (Что сделала?) закрякала. Сказуемое.
Захлопали
I. Глагол; общ. грам. знач. – действие.
Нач. ф. – захлопать.
II. 1. Пост. признаки: а) сов. в., б) непереход., в) невозврат., г) I спр.
2. Непост. признаки: а) изъявит. накл., б) прош. вр., в) мн. ч., г) 3-е л.
III. (Что сделали?) захлопали. Сказуемое.
Застучали
I. Глагол; общ. грам. знач. – действие.
Нач. ф. – застучать.
II. 1. Пост. признаки: а) сов. в., б) непереход., в) невозврат., г) II спр.
2. Непост. признаки: а) изъявит. накл., б) прош. вр., в) мн. ч., г) 3-е л.
III. (Что сделали?) застучали. Сказуемое.
Побежали
I. Глагол; общ. грам. знач. – действие.
Нач. ф. – побежать.
II. 1. Пост. признаки: а) сов. в., б) непереход., в) невозврат., г) разноспр.
2. Непост. признаки: а) изъявит. накл., б) прош. вр., в) мн. ч., г) 3-е л.
III. (Что сделали?) побежали. Сказуемое.
6. Назовите изобразительно-выразительные средства, которые использованы в тексте. Приведите примеры.
Изобразительно-выразительные средства в тексте:
- эпитеты: полдень тихий и сонный; плоский нос, бедные юнцы-хлопунцы, радостный крик;
- повтор: увидели – увидели;
- метафора: серебряных метёлок; золотые солнечные колечки;
- олицетворение: лениво ползли солнечные колечки, сердито застучали тростники;
- сравнение: вскинулась столбиком; застучали тростники, будто костяные палочки; плыли гуськом;
- перифраз: юнцы-хлопунцы;
- разговорная лексика: вскинулась, немножко, чирушата, шейка.
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением