Параграф 8 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Изображение § 8. Формы естественного отбораВ течение последних ста лет происходит постепенное, но неуклонное уменьшение среднего размера бивней у африканских слонов. Растёт...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 8. Формы естественного отбора
В течение последних ста лет происходит постепенное, но неуклонное уменьшение среднего размера бивней у африканских слонов. Растёт процент особей, которые вообще не имеют бивней. Биологи считают, что это явление обусловлено интенсивной охотой на слонов. Может ли оно служить примером движущего отбора?
Да, уменьшение размера бивней и увеличение количества безбивневых слонов действительно служит примером движущего отбора, поскольку интенсивная охота создала давление в пользу особей с меньшими бивнями или их отсутствием, что повысило их шансы на выживание и размножение.
Установлено, что новорождённые младенцы со средней массой тела гораздо более жизнеспособны, чем те, которые имеют сниженную и повышенную массу тела. Объясните это наблюдение.
Их повышенная жизнеспособность при средней массе тела объясняется стабилизирующим отбором: крайние значения (слишком низкий или высокий вес) могут быть связаны с осложнениями в развитии или родах, тогда как средний вес оптимален для выживания.
Приведите примеры сезонных изменений в жизни животных и растений.
Сезонные изменения у животных и растений включают миграции птиц, спячку у млекопитающих, листопад у деревьев и цветение растений.
Как вы думаете, что является внешним сигналом для наступления этих изменений: изменение температуры, влажности, освещённости, длины светового дня?
Основным внешним сигналом для этих изменений обычно является длина светового дня (фотопериод), так как это более стабильный показатель, чем температура или влажность.
К каким последствиям может приводить более раннее или более позднее наступление этих изменений?
Раннее или позднее наступление сезонных изменений (например, из-за климатических сдвигов) может нарушить синхронизацию в экосистемах: например, если растения зацветут раньше, чем прилетят их опылители, это снизит урожайность и повлияет на пищевые цепи.
1. Сравните разные формы отбора и выделите черты сходства и различия между ними.
Движущий отбор. Отбор действует в каждом поколении не с нуля, не с чистого листа, а с того состояния популяции, в котором она оказалась в результате предшествующих поколений отбора. Отбор, при котором в ряду поколений происходит постепенное изменение частот аллелей и средних значений признаков в определённом направлении, называют движущим отбором.
Стабилизирующий отбор. Движущая форма естественного отбора играет решающую роль в приспособлении живых организмов к меняющимся внешним условиям. Однако и в стабильных условиях существования естественный отбор не прекращается. В таких условиях он продолжает действовать в форме стабилизирующего отбора. Стабилизирующий отбор сохраняет то состояние популяции, которое обеспечивает её максимальную приспособленность в постоянных условиях существования. Стабилизирующий отбор адаптирует популяции к этим сезонным изменениям.
Дизруптивный отбор. При стабилизирующем отборе преимуществом обладают особи со средним проявлением признака, при движущем – одна из крайних форм. При дизруптивном, или разрывающем, отборе преимущество приобретают обе крайние формы, а средние гибнут или проигрывают в размножении.
Половой отбор. В эволюции организмов, для которых характерно половое размножение, очень важную роль играет выбор брачных партнёров. Ч. Дарвин назвал его половым отбором. По словам Дарвина, «эта форма отбора определяется не борьбой за существование в отношениях органических существ между собою или с внешними условиями, но соперничеством между особями одного пола, обычно самцами, за обладание особями другого пола». Самец, который живёт недолго, но нравится самкам и поэтому производит много потомков, имеет гораздо лучшую приспособленность, чем тот, что живёт долго, но оставляет мало потомков или вовсе не участвует в размножении.
2. Приведите примеры разных форм отбора в природе.
Классическим примером движущего отбора является эволюция окраски у бабочки берёзовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытой лишайниками коры деревьев.
Пример стабилизирующего отбора: наиболее приспособлены виды со средней плодовитостью.
Действием дизруптивного отбора объясняют образование сезонных рас у некоторых сорных растений. Было показано, что сроки цветения и созревания семян у одного из видов таких растений (большого погремка) растянуты почти на всё лето, причём большая часть растений цветёт и плодоносит в середине лета. Однако на сенокосных лугах получают преимущества те растения, которые успевают отцвести и дать семена до покоса, и те, которые дают семена в конце лета, после покоса. В результате образуются две расы погремка – ранне- и позднецветущая.
Пример полового отбора: успех самца-павлина у самок и количество его потомков напрямую зависят от яркости его оперения и числа глазков на хвосте.
3. При стабилизирующем отборе средние значения признаков в популяции остаются неизменными в ряду поколений. Значит ли это, что эволюция при этом не происходит?
Нет, стабилизирующий отбор не означает отсутствие эволюции. Он сохраняет средние значения признаков, устраняя крайние варианты, что повышает приспособленность популяции к стабильным условиям среды. Однако эволюция продолжается на других уровнях — например, могут накапливаться нейтральные мутации или меняться частота аллелей в генофонде. Кроме того, если условия среды изменятся, стабилизирующий отбор может смениться движущим или дизруптивным, что приведёт к эволюционным сдвигам.
4. На рисунке представлены зависимости приспособленности (вероятности выживания) мух от размеров их крыльев. Эти зависимости разные в трёх разных популяциях. При условии, что фенотипическая изменчивость этого признака целиком обусловлена наследственностью, определите, какая форма отбора действует в каждой из этих популяций, и предскажите изменение среднего значения признака в ряду поколений.
• Популяция 1: преобладает движущий отбор — средний размер крыла будет постепенно увеличиваться или уменьшаться
• Популяция 2: действует стабилизирующий отбор — средний размер крыла сохранится, а крайние варианты будут устраняться
• Популяция 3: нет изменений признака, значит нет отбора
5. Используя Интернет, подготовьте сообщение на тему «Изучение естественного отбора в природе».
Естественный отбор — один из главных механизмов эволюции, предложенный Чарльзом Дарвином. Он заключается в том, что особи с более выгодными наследственными признаками имеют больше шансов выжить и оставить потомство. В результате такие признаки становятся более распространёнными в популяции. Этот процесс лежит в основе адаптации организмов к условиям окружающей среды.
Изучение естественного отбора в природе проводится разными методами: наблюдениями, сравнительным анализом, экспери-ментами и моделированием. Учёные исследуют, как различные факторы внешней среды — климат, хищники, доступность пищи — влияют на выживаемость и размножение особей. Например, известное исследование птиц-вьюрков на Галапагосских островах показало, как форма клюва менялась в зависимости от наличия определённых видов растений и семян.
Особую роль в изучении естественного отбора играет генетика. Современные исследования позволяют проследить, какие именно гены отвечают за те или иные признаки и как они передаются из поколения в поколение. Это помогает понять, как быстро может происходить адаптация в ответ на изменения среды обитания.
Кроме того, учёные изучают случаи так называемого стабилизирующего, движущего и дизруптивного отбора, которые по-разному влияют на разнообразие признаков в популяции. Стабилизирующий отбор способствует сохранению средних значений признака, движущий — сдвигает его в определённую сторону, а дизруптивный — увеличивает разнообразие крайних вариантов.
Таким образом, изучение естественного отбора в природе продолжает оставаться важной областью биологической науки. Оно не только подтверждает основные положения эволюционной теории, но и помогает предсказывать, как организмы будут реагировать на современные экологические вызовы, такие как изменение климата или загрязнение среды.
6. На основании материала параграфа:
1) составьте схему «Формы естественного отбора»;
2) сформулируйте определение понятия «половой отбор».
Половой отбор — это форма естественного отбора, при котором особи с определёнными признаками (например, яркой окраской или сложным поведением) получают преимущество в размножении, даже если эти признаки не повышают выживаемость.
Вспомните, как устроен орган зрения у человека. (Биология, 8-9 кл.)
Орган зрения человека состоит из глазного яблока, защищённого веками и ресницами. Свет проходит через роговицу, хрусталик (фокусирует изображение) и попадает на сетчатку, где палочки и колбочки преобразуют его в нервные импульсы. Эти сигналы передаются по зрительному нерву в мозг.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением