Упр.71 ГДЗ Александрова Загоровская 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 71.	1) Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Какая информация текста вам известна, какая оказалась новой для вас?Трудности в постановке ударения чаще всего...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 7 класс, Просвещение:
71.
1) Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Какая информация текста вам известна, какая оказалась новой для вас?
Трудности в постановке ударения чаще всего возникают в глаголах в форме прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: мечтать — мечтала, смотреть — смотрела.
Есть особенности в постановке ударения в глаголах на -ить и -ать. Таких глаголов, по замечанию лингвиста Б. Н. Головина, в русском языке около 280, из них 20 — наиболее употребительные. Ударение в таких глаголах в форме прошедшего времени женского рода находится на окончании:
жить — жил, жило, жили, жила;
ждать — ждал, ждало, ждали, ждала;
лить — лил, лило, лили, лила.
В возвратных глаголах с суффиксом -ся ударение перемещается на окончание: взялся, взялась, взялись.
Особого внимания требуют глаголы на -ировать. Все словари указывают на единственный вариант произношения слова премировать. Но при сопоставлении словарей разных периодов лингвистами замечен процесс переноса ударения с последнего слога на третий от конца: аккомпанировать, дирижировать, копировать.
Текст посвящён особенностям постановки ударения в глаголах русского языка, особенно в форме прошедшего времени. В нём рассматриваются закономерности ударения, исключения и тенденции, которые могут вызывать трудности в произношении. Особое внимание уделено глаголам на -ить, -ать, возвратным глаголам с -ся, а также глаголам на -ировать.
Известная информация:
• Ударение в прошедшем времени часто совпадает с ударением в инфинитиве, например: мечтать — мечтала, смотреть — смотрела.
• В возвратных глаголах с суффиксом -ся ударение перемещается на окончание (например: взялась).
Новая информация:
• В русском языке около 280 глаголов с особенностями ударения, из которых 20 наиболее употребительны.
• Ударение в глаголах на -ить и -ать в форме прошедшего времени женского рода часто перемещается на окончание: жила, ждала, лила.
• Глаголы на -ировать демонстрируют процесс изменения ударения: некоторые слова переходят от ударения на последний слог (премировать) к ударению на третий слог от конца (аккомпанировать, дирижировать).
Текст предоставляет систематизированную информацию об ударениях в глаголах, что помогает лучше понять существующие правила и процессы изменения языка. Особенно полезным оказался анализ глаголов на -ировать, который демонстрирует эволюцию ударений в русском языке.
2) К какой функциональной разновидности языка принадлежит текст?
Текст принадлежит к научному стилю речи, так как он представляет систематизированные сведения о правилах постановки ударения в русском языке.
Признаки научного стиля в тексте:
1. Точность и объективность: Текст содержит конкретные языковые примеры (например, "мечтать — мечтала", "лить — лила"), которые иллюстрируют обсуждаемые правила.
2. Обобщённость: Приводятся универсальные языковые закономерности, а также указания на их распространённость (например, "около 280 глаголов").
3. Ссылки на авторитетные источники: Упоминается лингвист Б. Н. Головин и данные словарей.
4. Логичность и последовательность изложения: Информация представлена структурированно — сначала общие закономерности, затем исключения и отдельные случаи.
5. Отсутствие эмоциональной окраски: Текст ориентирован на передачу фактов, а не на выражение личного мнения или оценок.
Таким образом, текст относится к функциональной разновидности научного стиля, ориентированного на обучение и анализ языковых явлений.
3) Составьте план текста и перескажите его, дополняя своими примерами.
План:
1. Трудности в постановке ударения
2. Ударение в глаголах формы прошедшего времени (встать – встали, искать – искали);
3. Ударение в глаголах на -ить\-ать (отнять – отнял, отняло, отняли, отняла; брать – брал, брало, брали, брала);
4. Ударение в глаголах с возвратным суффиксом (показался, высказался);
5. Ударение в глаголах на -ировать (отсканировать, задокументировать).
Пересказ
Ударение в глаголах в форме прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: мечтАть — мечтАла, смотрЕть — смотрЕла, говорИть — говорИла.
Есть особенности в постановке ударения в глаголах на -ить и -ать. Таких глаголов, по замечанию лингвиста Б. Н. Голо-вина, в русском языке около 280, из них 20 — наиболее употребительные. Ударение в таких глаголах в форме прошедшего времени женского рода находится на окончании:
• жИть — жил, жИло, жИли, жилА;
• ждАть — ждал, ждАло, ждАли, ждалА;
• лИть — лил, лИло, лИли, лилА;
• спАть — спал, спАло, спАли, спалА.
В возвратных глаголах с суффиксом -ся ударение перемещается на окончание: взЯлся, взялАсь, взялИсь; началсЯ, началАсь, началИсь.
Особого внимания требуют глаголы на -ировать. Все словари указывают на единственный вариант произно-шения слова премировАть. Но при сопоставлении словарей разных периодов лингвистами замечен процесс переноса ударения с последнего слога на третий от конца: аккомпанИровать, дирижИровать, копИровать.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением