Упр.508 ГДЗ Пичугов Еремеева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 508. 1. Определите тему, основную мысль текста. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение лексики. Выполните их.Он в белой букве, в алой...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 8 класс, Дрофа:
508. 1. Определите тему, основную мысль текста. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение лексики. Выполните их.
Он в белой букве, в алой строчке,
В фазаньи пёстрой запятой.
Моя душа, как мох на кочке,
Пригрета пушкинской весной.
Пушкину, прошедшему школу классицизма, свойственно очень точно и логично разграничивать смысл слов, используя чаще всего общепринятые, закреплённые словарём значения. Интересна с этой точки зрения «Зимняя дорога» (1826).
В семи строфах дана целая гамма синонимов: печаль, скука, тоска, грусть, и каждое из этих слов отличается свойственными ему, независящими от автора смысловыми оттенками. Поляны — печальные, потому что луна льёт на них печальный свет; дорога — скучная', песни ямщика — тоскливые (сердечная тоска)', поэту — грустно. «Скучно, грустно...» — говорит он, объединяя эти два слова в одном восклицании, но тут же и поясняет их различие:
Грустно, Нина: путь мой скучен...
А в последнем стихе — замечательное отуманен лунный лик, которое значит не столько то, что луна подёрнута туманом, — луна, воспринятая здесь как живое существо, как человек (лик), отуманена печалью.
(Е. Эткинд. Разговор о стихах)
Тема: Лексика в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога».
Основная мысль: Пушкин очень точно разграничивал смысл слов.
Задания на повторение лексики:
1) Найдите в тексте историзм (ямщик).
2) Подберите антонимы к словам печаль, скука, тоска, грусть (радость, веселье, восторг, ликование).
3) Определите лексическое значение слов строфа, стих (строфа – сочетание стихов, связанное определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением, расположением рифм; стих – единица ритмически организованной поэтической речи, строка поэтического произведения).
2. Перечитайте стихотворение «Зимняя дорога», понаблюдайте за употреблением синонимов, повторяющихся слов.
В стихотворении «Зимняя дорога», как отметил Е. Эткинд, «дана целая гамма синонимов: печаль, скука, тоска, грусть»: печальные поляны; по дороге зимней, скучной; сердечная тоска; скучно, грустно; путь мой скучен. Кроме того, повторяется слово грустно: Скучно, грустно…; Грустно, Нина… Таким образом, синонимы и повторяющиеся слова характеризуют не только картину зимней дороги, но и душевное состояние лирического героя.
3. Используя примеры из художественных произведений, докажите, что синонимы — «то же, да не то же».
Синонимы – это «то же, да не то же». Например, слово долг (только ед. ч.) обозначает то же, что и обязанность. Кроме того, оно имеет второе значение: то, что взяли взаймы. Но лишь слово долг употребляется в выражениях по долгу чего-либо, человек долга, долг службы, присяги, чести, в долгу перед кем-либо, чем-либо, у кого-либо. Обязанность же обозначает то, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-либо согласно закону или общественным требованиям, а также внутреннего побуждения. Эту разницу в значении синонимов можно продемонстрировать примерами из художественных произведений: 1) «По долгу гостеприимства он не мог допустить Дарью Александровну нанимать из его дома лошадей» (Л. Толстой «Анна Каренина»). 2) «Очень, очень благодарен вам и в долгу не останусь, особенно у Маши: шелковых платьев накуплю ей, как куколку одену» (И. Гончаров «Обломов»). 3) «Я болен и исполнять обязанностей старшего офицера не могу» (К. Станюкович «Морские рассказы»).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением