Упр.488 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Упр.488 ГДЗ Бархударов 9 класс
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2023)

Изображение Упр.488 ГДЗ Бархударов 9 класс
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Спишите, соблюдая правила правописания. Составьте схемы предложений, в которых есть обобщающие слова при однородных членах. Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах. Какие значения вносят в предложения различные союзы?
1) Мы св..рнули п..латки взв..лили на себя рю..заки и пошли. (К. Паустовский) 2) С востока наносило (н..)то ни..кие, черные тучи (н..)то холодный дым исполинского пожара. (К. Паустовский) 3) На столе на полу на тесовой полочке всюду стояли и лежали книги. (В. Солоухин) 4) Я (н..)вижу (н..)голубого неба (н..)синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (И. Гончаров) 5) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на п..рилах б..лкона и на листве. (А. Н. Толстой) 6) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на Север. 7) Всюду и (на)верху и (в)низу к..пела работа. (К. Станюкович) 8) Все породы дерев смолистых как то сосна ель пихта и проч..е называются красным лесом или краснолесьем. (С. Аксаков)

Вариант ответа 1
Правила постановки знаков препинания при обобщающих словах:
1. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие: Снег лежал всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах;
2. если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире: На дорожках, на скамейках, на крышах – всюду лежал снег;
3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире: Всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах – лежал снег.
Сочинительные союзы делятся на следующие группы:
1) соединительные: и; да = и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и; вносят значение одновременности либо последовательности;
2) разделительные: то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли; вносят значение чередования;
3) противительные: а, но, да = но, однако, зато, только, же; вносят значение противопоставления.

Вариант ответа 2
Знаки препинания при обобщающих словах:
• после обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие (Около дома росли старые фруктовые деревья: яблони, груши, сливы.);
• если после обобщающего слова перед однородными членами стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие (Около дома росли старые фруктовые деревья, а именно: яблони, груши, сливы.);
• после однородных членов перед обобщающим словом ставится тире (Яблони, груши, сливы – старые фруктовые деревья росли перед домом.). Если после однородных членов стоит вводное слово, тире ставится перед ним, а после него – запятая (Яблони, груши, сливы – словом, фруктовые деревья росли перед домом.).
• если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире (Старые фруктовые деревья: яблони, груши, сливы – росли прямо перед домом.).

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением