Ответы на вопросы §40 ГДЗ Сахаров Загладин 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 40. Эпоха просвещения и просвещённый абсолютизм.Какую роль в мировой истории сыграла эпоха Просвещения? В каких государствах идеи просветителей воплощались в жизнь...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сахаров, Загладин 10 класс, Русское слово:
§ 40. Эпоха просвещения и просвещённый абсолютизм.
Какую роль в мировой истории сыграла эпоха Просвещения? В каких государствах идеи просветителей воплощались в жизнь мирным, а в каких — революционным путём?
Политика просвещённого абсолютизма служила подъему мануфактурного производства, в какой-то мере улучшала положение крестьянства. Идеи просвещения обрели массовую поддержку в годы войны за независимость в Северной Америке, во время Великой французской революции. Здесь идеи воплощались революционным путем. В Австрии и Пруссии идеи воплощались в жизнь мирным путем.

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли явления общественной жизни?
Каждый человек, по Локку, от природы обладает равным правом на свободу выбора своего жизненного пути, волен распоряжаться своим имуществом и способностью к труду. Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдельных слоёв населения, противоречащие принципу равенства граждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, провоцирует народ на восстание и свержение тирании. Представления о том, что люди не только подданные, обязанные выполнять волю суверенов, но и являются гражданами, обладающими такими же человеческими правами, как и монарх, для континентальной Европы того времени были революционными. Энциклопедисты полагали, что просвещение, нравственное воспитание народа, методы убеждения создадут условия для проведения законодательных реформ, изменения существующих порядков. У них не было единой политической программы, но большинство из них исходило из теорий естественного права и общественного. Руссо допускал, что республика совместима с сохранением института монархии, но функции монарха должны быть сведены к минимуму. Монтескьё полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй. Немцы умереннее, чем французы, критиковали существующие порядки, обращаясь скорее к просвещённому государю, чем к обществу. Акцент делался на национальных традициях, самобытности и культуре народов.
2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Дж. Локк считал идеальным?
Государство должно быть продуктом общественного договора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издаёт законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на международной арене, сохраняет ему мир безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела граждан без необходимости. Идеальным для общества английский философ считал государство, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти.
3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.
Во Франции было хорошо развито образовании и культура, почти половина мужского населения были грамотными. Франция являлась культурным центром Европы. Поэтому здесь отражение нашли идеи просвещения. Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Представления о том, что люди не только подданные, обязанные выполнять волю суверенов, но и являются гражданами, обладающими такими же человеческими правами, как и монарх, для континентальной Европы того времени были революционными. Энциклопедисты полагали, что просвещение, нравственное воспитание народа, методы убеждения создадут условия для проведения законодательных реформ, изменения существующих порядков. У них не было единой политической программы, но большинство из них исходило из теорий естественного права и общественного.
4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?
Республиканских идей придерживались Руссо и Монтескье. Разделение властей объяснялось предотвращением злоупотреблений, чтобы одна власть контролировала и ограничивала другую.
5. Почему в германских государствах распространение Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции? В чём состояли особенности немецкого Просвещения?
В германских государствах не была так развита культура и образование, и идеи просвещения не нашли здесь такого широкого отражения. Немцы умереннее, чем французы, критиковали существующие порядки, обращаясь скорее к просвещённому государю, чем к обществу. Акцент делался на национальных традициях, самобытности и культуре народов.
6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма в Европе XVIII в.?
В этот период просветители обещали решение некоторых проблем, переустройство государства. Многие люди нашли отклик своих потребностей в этих идеях.
7. Заполните таблицу.
Политика просвещенного абсолютизма
Страны Правители Реформы Результаты
Австрия Мария Терезия Иосиф II Был упорядочен набор рекрутов, введен всеобщий подоходный налог и налога на наследство, состоялась перепись населения, введён учёт земельных угодий и поголовья скота. принятие новых уголовного и гражданского кодексов. создана система
централизованного управления государством. Сокращение барщины, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. отмена крепостной зависимости. отмена внутренних таможенных пошлин, протекционистская политика. ущемление интересов высших сословий, помещиков и церкви. повышение эффективности фискальной политики. положение крестьянства в целом значительно улучшилось. меры содействовали развитию товарно-денежных отношений, росту внутреннего рынка, возникновению новых мануфактур.
Пруссия Фридрих II введение нового уголовного законодательства, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расширение системы начального образования, принятие принципа веротерпимости. Законы, ограничивающие возможность произвола помещиков. поощрение развитие мануфактур, торговли и промышленности, выделение субсидии на строительство дорог и мостов, протекционистская политика. Подъем мануфактурного производства, улучшение положения крестьянства

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.