Упр.371 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
371 Прочитайте фрагмент статьи Ю. В. Бондарева “Наследство культуры». Определите тему, основную мысль текста.
В остроугольных проблемах жизни, которые мы сегодня всенародно обсуждаем, мы ни на минуту не должны забывать о нашем отношении к культуре, ибо в культуре каждой нации лежит часть разгадки человеческой жизни.1
Известно, что традиция и прошлое — это наследие главных качеств духовной энергии народа. А отвержение традиций напоминает подмену2 алмазного блеска холодным блеском льда... Храм Василия Блаженного, Казанский вокзал, Новодевичий монастырь, картину «Грачи прилетели* Саврасова или «Войну и мир* Толстого изменить, подправить в новых формах нельзя, так как они — это реальность нашего чувства, познанная историческая истина.
Идеальный облик культурного государства — обогащать, улучшать и охранять наследство, этот неотплаченный подарок, данный нам прошлым.
Думая о судьбе нашей культуры («что останется после нас?»), надо быть неторопливым и осмотрительным среди головокружительного течения дней, среди технического ускорения2, в потоке новшеств и мод, так как в несовершенной современной цивилизации быстрее всего1 устаревают, ветшают скороспелые новшества, а незыблемым, прочным остаётся великое'1, созданное многими столетиями.
Выполните задания.
Тема: культура в жизни нации.
Основная мысль: культурное наследие играет важную роль в формировании человека; различные новшества оказывают меньшее влияние, чем культура государства.
1. Рассмотрите иллюстрации. Подготовьте культуроведческий комментарий: расскажите об объектах материальной и духовной культуры, упомянутых в тексте.
Храм Василия Блаженного, также известный как Собор Покрова Пресвятой Богородицы, является одним из самых знаменитых и уникальных архитектурных памятников России. Он расположен на Красной площади в Москве я является символом столица и всей нашей страны.
Собор был возведён в шестнадцатом веке по приказу русского царя Ивана Грозного в память победе русских войск над казанским ханством. Легенда гласит, что архитектором храма бл слепой Постников-Челюскин, который создал удивительное сооружение, состоящее из девяти отдельных церквей, соединённых единой башней. Каждая из церквей имеет свою уникальную архитектурную форму и купол, что придаёт собору неповторимый живописный облик.
Храм Василия Блаженного является одной из главных достопримечательностей Москвы и России в целом. Он привлекает множество туристов и паломников со всего мира, которые приходят полюбоваться его уникальной архитектурой.
Храм Василия Блаженного стал символом русской культуры и религиозной традиции. Это удивительный собор олицетворяет красоту и могущество русской архитектуры и продолжает быть важным местом молитвы и памятником истории и культуры России.
2. Объясните значения слов нация. культура, цивилизация.
Нация – культурно-политическое сообщество людей, осознавшее своё единство и претендующее на всю полноту власти на своей обозначенной территории.
Культура – это совокупность лучших достижений человека, которые способствуют его духовному росту и преображению.
Цивилизация – локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем.
2. Как вы понимаете значение выражений остроугольные проблемы жизни, скороспелые новшества?
Остроугольные проблемы жизни – это набор сложных ситуаций, с которыми мы можем столкнуться в жизни. Такие проблемы часто вызывают негативные эмоции и тревогу. Отличительной особенностью остроугольных проблем является их сложность и неоднозначность.
Скороспелые новшества – метафора, основанная на аналогии со скороспелыми, то есть быстро созревающими, плодами. В переносном смысле «скороспелый» значит недостаточно продуманный, легкомысленный, поспешный.
3. Найдите синонимы. Какова их роль в тексте?
Изменить – подправить, обогащать – улучшать, неторопливым – осмотрительным, устаревают – ветшают, незыблемым – прочным.
Синонимы позволяют обогатить речь, передать многогранность культуры.
3. Какие тропы использует автор, чтобы выразить не только свои мысли, но и чувства?
Эпитеты: духовная энергия, алмазный блеск, неотплаченный подарок, культурное государство.
Метафоры: холодный блеск, поток новшеств и мод, скороспелые новшества.
4. Найдите сложные предложения. Начертите схемы этих предложений Объясните в них знаки препинания. .
В остроугольных проблемах жизни, которые мы сегодня всенародно обсуждаем, (запятые разделяют части СПП) мы ни на минуту не должны забывать о нашем отношении к культуре, (запятая разделяет части СПП) ибо в культуре каждой нации лежит часть разгадки человеческой жизни. (точка в конце повеств. предлож.)
[…, (которые – = ), –= ], (ибо = –)
Известно, (запятая разделяет части СПП) что традиция и прошлое – (тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в Им. п.) это наследие главных качеств духовной энергии народа. (точка в конце повеств. предлож.)
[ =], (что – и – - = ).
Храм Василия Блаженного, (запятая разделяет однород. дополн.) Казанский вокзал, (запятая разделяет однород. дополн.) Новодевичий монастырь, (запятая разделяет однород. дополн.) картину «Грачи прилетели» (запятая разделяет однород. дополн.) Саврасова или «Войну и мир» Толстого изменить, (запятая разделяет однород. сказ.) подправить в новых формах нельзя, (запятая разделяет части СПП) так как они – (тире между подлежащим, выраженным лич. мест., и сказуемым, выраженными сущ. в Им. п.) это реальность нашего чувства, (запятая выделяет прич. об.) познанная историческая истина. (точка в конце повеств. предлож.)
[ = , = ], (так как – - = ).
Думая о судьбе нашей культуры («что останется после нас?» (кавычки выделяют точно переданную чужую речь)) (скобки выделяют ввод. предлож.), (запятая выделяет дееприч. об.) надо быть неторопливым и осмотрительным среди головокружительного течения дней, (запятая разделяет однород. обст.) среди технического ускорения, (запятая разделяет однород. обст.) в потоке новшеств и мод, (запятая разделяет части СПП) так как в несовершенной современной цивилизации быстрее всего устаревают, (запятая разделяет однород. сказ.) ветшают скороспелые новшества, (запятая перед противит. союзом.) а незыблемым, (запятая разделяет однород. определ.) прочным остаётся великое, (запятая выделяет прич. об.) созданное многими столетиями. (точка в конце повеств. предлож.)
[ = и = ], (так как = , = – ), а ( = – ).
5. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Чтение текста.
Всего1
Все-го [фс’иво?], 2 слога
ф – [ф] – соглас., глух., парн., твёрд., парн.
с – [с’] – соглас., глух., парн., мягк., парн.
е – [и] – гласн., безудар.
г – [в] – соглас., звонк., пар., твёрд., парн.
о – [о?] – гласн., ударн.
5 б., 5 зв.
Подмену2, ускорения2.
1[В остроугольных проблемах жизни, 2(которые мы сегодня всенародно обсуждаем), 1мы ни на минуту не должны забывать о нашем отношении к культуре], 3(ибо в культуре каждой нации лежит часть разгадки человеческой жизни)4. (Повест., невоскл., слож., СПП:
1. прост., главное, двусост., распростр., полное, не осложнено;
2. прост., придаточное определительное, двусост., распростр., полное, не осложнено;
3. прост., придаточное причины, двусост., распростр., полное, не осложнено)
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением