Упр.349 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 349. 1. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.Тема текста: устная речь.Основная мысль: с активностью языка связано каждое наше действие, даже...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
349. 1. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
Тема текста: устная речь.
Основная мысль: с активностью языка связано каждое наше действие, даже размышление «про себя» связано с активностью языка.
2. Составьте конспект текста и подготовьтесь к краткому пересказу его содержания. Напишите сжатое изложение.
Фонетика требует от каждого, кто начинает её изучать, изменения точки зрения на звучащую речь. Привычный взгляд1 таков: письменная речь — это дело серьёзное, уважаемое. Произносимая речь — пустяковая вещь. Это как раз тот ложный взгляд, с которым надо расставаться.
На самом деле звуковая речь «главнее» письменной. Каждый человек говорит больше, чем пишет (и обычно слушает больше, чем читает). Сначала человек учится говорить и лишь потом — писать. Навыки письменной речи ложатся поверх навыков устной1 и от них зависят.
Когда мы читаем «про себя» (не вслух), даже когда просто думаем, мы полностью не освобождаемся от навыков говорения. Если мы говорим вслух, в мышцах языка усиливаются биотоки; их можно уловить1 с помощью приборов. Оказывается, и в том случае, когда человек о чём-нибудь усиленно думает (например, решая задачу), биотоки в мышцах усиливаются, как при говорении. Язык приходит в возбуждение, хотя заметных движений не делает. Биотоки говорят о заторможенном движении, о том, что мышцы языка активизированы, не просто отдыхают. Таким образом, даже размышление «про себя» связано с активностью языка, органа устной речи.
Значит, от навыков устной речи мы не свободны и тогда, когда молча читаем, пишем, думаем...
(По М. Панову)
Составим конспект текста:
1. Фонетика требует изменения взгляда на звучащую речь.
2. Размышление «письменная речь – серьёзное дело, устная речь – пустяк» - ложно.
3. Человек больше говорит, чем пишет, и слушает больше, чем читает. Следовательно, звуковая речь «главнее» письменной.
4. Сначала человек учится говорить, потом – писать. Навыки письменной речи зависят от устной.
5. Даже когда мы читаем «про себя» или думаем, мы используем навыки говорения.
6. Размышления «про себя» связано с активностью языка.
7. Мы не свободны от навыков устной речи, даже когда молча читаем, пишем или думаем.
Напишите сжатое изложение
Фонетика заставляет переосмыслить отношение к звучащей речи. Традиционно считается, что письменная речь важнее устной. Однако такой подход ложен. Именно звуковая речь играет ключевую роль, поскольку человек говорит больше, чем пишет, и слушает больше, чем читает. Сначала мы учимся говорить, а уже потом – писать. Навыки письменной речи строятся на основе устной.
Даже когда мы читаем «про себя» или думаем, мы используем навыки говорения. Это подтверждается тем, что при чтении «про себя» или усиленном мышлении в мышцах языка усиливаются биотоки, как и когда мы разговариваем. Таким образом, даже размышление «про себя» связано с активностью языка, органа устной речи.
3. Сколько звуков в словах третьего предложения? А букв? В каких случаях количество звуков и букв не совпадает? Почему?
Произносимая речь – пустяковая вещь.
Произносимая [праизнас’имай’а] – 11 букв, 12 звуков; гласная буква я после другого гласного образует два звука.
Речь [р’эч’] – 4 буквы, 3 звука; мягкий знак не обозначает звука
Пустяковая [пуст’акавай’а] – 10 букв, 11 звуков; гласная буква я после другого гласного образует два звука.
Вещь [в’эщ’] – 4 буквы, 3 звука; мягкий знак не обозначает звука
Следовательно, в данном предложении 29 букв и 29 звуков.
4. Произведите фонетический анализ указанных в тексте слов. В каких случаях этот анализ помогает решению орфографических задач?
Произведите фонетический анализ указанных в тексте слов:
Взгляд
1. Взгляд – взгляд (1 слог; ударный).
2. Взгляд – [взгл’ат].
3. В слове 6 букв: 1 гласная и 5 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
в – [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
з – [з]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
г – [г]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
л – [л’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
я – [а]: гласный, ударный
д – [т]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
5. В слове 6 звуков: 1 гласный и 5 согласных.
Устной
1. Устной – у-стной (2 слога; 1-й слог ударный).
2. Устной – [уснай’].
3. В слове 6 букв: 2 гласных и 4 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
у – [у]: гласный, ударный
с – [с]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
т – не образует звука
н – [н]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
о – [а]: гласный, безударный
й – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
5. В слове 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных.
Согласная буква т не образует звука.
Уловить
1. Уловить – у-ло-вить (3 слога; 3-й слог ударный).
2. Уловить – [улав’ит’].
3. В слове 7 букв: 3 гласных, 3 согласных и 1 буква, не обозначающая звука.
4. Звукобуквенный анализ:
у – [у]: гласный, безударный
л – [л]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
о – [а]: гласный, безударный
в – [в’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
и – [и]: гласный, ударный
т – [т’]: согласный, глухой парный, шумный, мягкий парный
ь – не обозначает звука
5. В слове 6 звуков: 3 гласных и 3 согласных.
Буква ь не обозначает звука.
В каких случаях этот анализ помогает решению орфографических задач?
1. В слове «взгляд» на конце пишется согласная д, однако при произношении мы слышим звук [т]. Мы знаем, что при произношении звонкие согласные на конце слов оглушаются, поэтому, основываясь на этом знании, мы понимаем, что глухой согласный [т] следует на письме обозначать буквой д.
2. Написание слова «устной» не соответствует его произношению. В этом слове есть непроизносимый согласный т в корне слова. Однако, зная правила фонетики, мы понимаем, что звук т присутствует в слове и должен быть обозначен на письме.
3. В слове «уловить» гласная буква о в корне слова является безударной и поизносится как звук [а]. однако, зная правила фонетики, мы понимаем, что безударный гласный о в устной речи произносится как звук [а], и можем выбрать правильное написание слова, основываясь на этом знании.
5. Подчеркните все орфограммы-буквы в первом предложении текста. В каких позициях гласных и согласных звуков (сильных, слабых) при обозначении их на письме буквами нужно применять правила? Приведите примеры из предложения.
Фонетика требует от каждого, кто начинает её изучать, изменения точки зрения на звучащую речь.
- фонетика – безударная гласная в корне слова; словарное слово
- требует – безударное окончание глагола; требовать, 1 спряжение
- каждого – безударное окончание прилагательного; требует (от какого?)
- начинает – 1. Безударная гласная в приставке; неизменяемая приставка на-; 2. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: зачин; 3. Безударное глагольное окончание; начинать, 1 спряжение
- изменения – 1. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: измена; 2. Безударная гласная в суффиксе; существительное на –ие.
- точки – безударное окончание имени существительного; 1 склонение, родительный падеж
- зрения – безударная гласная в суффиксе; существительное на –ие
- звучащую – 1. Правописание гласных после шипящих; после шипящих пишется гласная а; 2. Безударное окончание прилагательного; речь (какую?) звучащую.
- речь – мягкий знак на конце существительных после шипящих; женский род, 3 склонение.
Если согласный или гласный звук находится в слабой позиции в слове, то необходимо применять соответствующие орфографические правила.
Фонетический анализ слова:
Взгляд
1. Взгляд – взгляд (1 слог; ударный).
2. Взгляд – [взгл’ат].
3. В слове 6 букв: 1 гласная и 5 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
в – [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
з – [з]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
г – [г]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
л – [л’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
я – [а]: гласный, ударный
д – [т]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
5. В слове 6 звуков: 1 гласный и 5 согласных.
Устной
1. Устной – у-стной (2 слога; 1-й слог ударный).
2. Устной – [уснай’].
3. В слове 6 букв: 2 гласных и 4 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
у – [у]: гласный, ударный
с – [с]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
т – не образует звука
н – [н]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
о – [а]: гласный, безударный
й – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
5. В слове 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных.
Согласная буква т не образует звука.
Уловить
1. Уловить – у-ло-вить (3 слога; 3-й слог ударный).
2. Уловить – [улав’ит’].
3. В слове 7 букв: 3 гласных, 3 согласных и 1 буква, не обозначающая звука.
4. Звукобуквенный анализ:
у – [у]: гласный, безударный
л – [л]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
о – [а]: гласный, безударный
в – [в’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
и – [и]: гласный, ударный
т – [т’]: согласный, глухой парный, шумный, мягкий парный
ь – не обозначает звука
5. В слове 6 звуков: 3 гласных и 3 согласных.
Буква ь не обозначает звука.
Пунктуационный анализ предложения:
Таким образом,(1) даже размышление «(2)про себя»(3) связано с активностью языка,(4) органа устной речи.(5)
Запятая 1 выделяет вводный оборот таким образом.
Кавычки 2 и 3 выделяют слово в переносном значении.
Запятая 4 выделяет обособленное несогласованное приложение органа устной речи.
Точка 5 завершает повествовательное, невосклицательное предложение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением