Упр.333 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 333 Выразительно прочитайте текст. Запишите его. Обоснуйте постановку пропущенных в тексте знаков препинания.Счас(?)ливая, счас(?)ливая (не)возвр..тимая пора детства!...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
333 Выразительно прочитайте текст. Запишите его. Обоснуйте постановку пропущенных в тексте знаков препинания.
Счас(?)ливая, счас(?)ливая (не)возвр..тимая пора детства! Как (не)любить (не)леле..ть воси..минаний о ней? Восп..мина-ния эти осв..жают возвышают мою душу и служат для меня источи..ком лучших наслаждений.
Набегавш..сь (до)сыта сидишь бывало за чайным столом, на своём высоком креслиц..; уже поздно давно выпил свою чашку молока с сахаром сон смыкает глаза но (не)трога..шься с места сидишь и слушаешь.1 И как (не)слуш..гь? Маман говорит с кем(нибудь) и звуки голоса её так сладки так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманен(?)ыми дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо и вдруг она сделалась вся маленькая лицо её (н..)больше пуговки; но оно мне всё так(же) ясно видно вижу как она взгл..нула на меня и как улыбнулась. Мне нравит(?)ся вид.ль её такой крошечн..й. Я прищуриваю глаза ещё больш.. и она делается (н..)больше тех мальчиков которые бывают в зр..чках; но я ношев..лился и очарование разрушалось; я суж..ваю глаза пов..рач..ваюсь всячески стараюсь возобн..вить его но напрасн.. .
Я встаю (с)ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
Ты опять заснёшь Никол..нька говорит мне маман Ты бы лучш.. ш..л (на)верх.
Я (н..)хочу спать мамаша ответ..шь ей и (не)ясные но сладкие грёзы наполняют воображение здоровый детский сон смыкает веки и через минуту забудеш(?)ся и спишь до тех пор пока (н..)разбудят. Чу(?)ствуешь бывал., впросонках что чья(то) нежная рука трога..т тебя по одному прикосновению узнаешь её и ещё (во)сне (н..)вольно схват..шь эту руку и крепко крепко пр..-жмёшь её к губам.
(Л. Н. Толстой )
Счастливая (счастье), счастливая (счастье) невозвратимая (= безвозвратная) пора детства! Как не любить («не» с гл.), (запятая разделяет однород. чл.) не лелеять («не» с гл.; гл. на -ять) воспоминаний (помнить) о ней? Воспоминания (помнить) эти освежают (свежий) возвышают мою душу и служат для меня источником (неизм. суффикс) лучших наслаждений (сладкий).
Набегавшись (суффикс дееприч.) досыта (нареч.), (запятая выделяет дееприч. об.) сидишь, бывало, (запятыми выделяется ввод. сл.) за чайным столом, на своём высоком креслице (сущ. 2-го скл. в П. п.); уже поздно, (запятая разделяет части БСП) давно выпил свою чашку молока с сахаром, (запятая разделяет части БСП) сон смыкает глаза, (запятая перед противит. союзом) но не трогаешься («не» с гл.; I спр.) с места, (запятая разделяет однород. сказ.) сидишь и слушаешь (I спр.). И как не слушать («не» с гл.; гл. на -ать)? Маман говорит с кем-нибудь (неопред. мест.), (запятая разделяет части ССП) и звуки голоса её так сладки, (запятая разделяет однород. сказ.) так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными (прич. сов. в.) дремотой глазами я пристально (словар.) смотрю на её лицо, (запятая разделяет части ССП) и вдруг она сделалась вся маленькая – (тире разделяет части БСП, вторая часть – это следствие первой части) лицо её не больше («не» со сравнит. ст. прил. пишется раздельно) пуговки; но оно мне всё так же (нареч. с частицей «же») ясно видно: (двоеточие разделяет части БСП; вторая часть поясняет первую) вижу, (запятая разделяет части СПП) как она взглянула (взгляд) на меня и как улыбнулась. Мне нравится (что делает?) видеть (гл на -еть) её такой крошечной (какой?). Я прищуриваю глаза ещё больше (сравнит. ст. наречия), (запятая разделяет части ССП) и она делается не больше («не» для отрицания; «не» со сравнит. ст. прил. пишется раздельно) тех мальчиков, (запятая разделяет части СПП) которые бывают в зрачках (зрак); но я пошевелился (шевелится), (запятая разделяет части ССП) и очарование (чары) разрушилось (от «разрушиться»); я суживаю глаза, (запятая разделяет однород. сказ.) поворачиваюсь (словар.), (запятая разделяет однород. сказ.) всячески стараюсь возобновить (новый) его, (запятая перед противит. союзом) но напрасно (нареч.).
Я встаю, (запятая разделяет однород. сказ.) с ногами (сущ. с предлогом) забираюсь (черед., за корнем есть -а-) и уютно укладываюсь на кресло.
– (тире перед репликой) Ты опять заснёшь, (запятая выделяет обращение) Николенька (после мягк. согл.), – (запятая и тире разделяют реплику и сл. автора) говорит мне маман. – (точка и тире разделяют сл. автора и реплику) Ты бы лучше (сравнит. ст. нареч.) шёл (шедший) наверх (нареч.)». (кавычки выделяют прямую речь)
– (тире перед репликой) Я не хочу («не» для отрицания) спать, (запятая выделяет обращ.) мамаша, – (запятая и тире разделяют реплику и сл. автора) ответишь (II спр.) ей, (запятая разделяют части ССП) и неясные (= смутные), (запятая перед противит. союзом) но сладкие грёзы наполняют воображение (образ), (запятая разделяет части БСП) здоровый детский сон смыкает веки, (запятая разделяет части ССП) и через минуту забудешься (гл. 2-го л.) и спишь до тех пор, (запятая разделяет части СПП) пока не разбудят («не» для отрицания); «не» с гл.) Чувствуешь (словар.), бывало, (запятыми выделяется ввод. сл.) впросонках, (запятая разделяет части СПП) что чья-то (неопред. мест.) нежная рука трогает (II спр.) тебя; (точка с запятой разделяет части БСП) по одному прикосновению узнаешь её и ещё во сне (сущ. с предлогом) невольно (= бессознательно) схватишь (II спр.) эту руку и крепко, крепко (повторение слова) прижмёшь (= приближение) её к губам. (Л. Н. Толстой)
Набегавшись3
I. Сидишь (когда?) набегавшись. Набегавшись – особая форма глагола – деепричастие, обозначает добавочное действие, совершаемое после основного.
II. Морфологические признаки: сов. в., возврат., неизм.
III. В предложении является обстоятельством: сидишь (когда?) набегавшись досыта.
1)/Набегавшись досыта/, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; 2)уже поздно, 3)давно выпил свою чашку молока с сахаром, 4)сон смыкает глаза, )но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.4(Повест., невоскл., с разными видами связи; состоит из пяти частей; между первой и второй частями бессоюзная связь; между второй и третьей – бессоюзная связь; между третьей и четвёртой – бессоюзная связь; между четвёртой и пятой – сочинительная связь:
1) прост. односост., опред.-лич., распростр., полное, осложнено дееприч. об., ввод. сл., однород. обст.;
2) прост. односост., безлич., распростр., полное, не осложнено;
3) прост. односост., опред.-лич., распростр., полное, не осложнено;
4) прост. двусост., распростр., полное, не осложнено;
5) прост. односост., опред.-лич., распростр., полное, осложнено однород. сказ.)

1. Выполните синтаксический разбор словосочетания в третьем предложении: укажите главное и зависимое слова: поставив вопрос, назовите способ связи между ними.
мою душу, именное, согласование, прямой, предмет и его принадлежность

2. В первых четырёх и последнем предложениях подчеркните грамматические основы. Определите типы простых предложений, в том числе в составе сложных.
Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! (назывное)
Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (безличное)
Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
1)Чувствуешь, бывало, впросонках (определённо-личное), 2)что чья-то нежная рука трогает тебя; 3)по одному прикосновению узнаешь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам (определённо-личное).

3. Укажите принцип постановки каждого из знаков препинания и его функцию.
См. текст упражнения.
Знак завершения точка использован в конце предложений.
Вопросительный знак – знак завершения, стоит в конце предложения и выражает вопрос.
Восклицательный знак – знак завершения, стоит в конце предложения и служит для выражения сильных эмоций.
Запятая служит для разделения простых предложений в составе сложных, для разделения однородных членов, для выделения вводного слова, обращения, деепричастного оборота
Тире служит для выделения реплик диалога, для разделения реплик и слов автора.
Точка с запятой служит для разделения частей БСП.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением