Упр.316 ГДЗ Рыбченкова Александрова 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 316 Послушайте фрагмент очерка «Трава» В. А. Солоухина и сформулируйте его основную мысль.Прочитайте текст. С какой целью автор рассказал эту историю?Основная мысль:...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 9 класс, Просвещение:
316 Послушайте фрагмент очерка «Трава» В. А. Солоухина и сформулируйте его основную мысль.
Прочитайте текст. С какой целью автор рассказал эту историю?
Основная мысль: Растения оказывают очень большое влияние на человека.
Автор рассказал этот текст затем, чтобы показать, какое огромное влияние на человека может оказать даже такая мелочь, как выросшее в куст земляники маленькое семечко.

Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке. Арестанту, заключённому в одипочке, принесли из большого мира стопу книг. Он стал кпиги читать и вдруг увидел: к книжной страпице прилипло крохотное семечко. Непонятное волнение охватило его, в безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял: перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес, и оно помещается в крохотной, едва различимой соринке.
У арестанта появилась бапка с землёй. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю. Семечко в конце концов проросло — это очень обрадовало человека. Да и как могло не обрадовать. Чудо, к которому мы так привыкли только потому, что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно-миллиардном повторении, начало происходить и развёртываться на глазах у потрясённого узника. Кустик был красив, а вернее сказать — прекрасен. Он радовал глаз законченностью, стройностью и той разумпостью, которая не поддаётся анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком, может быть, потому, что и сам он является её частицей.
Арестант в воспоминаниях утверждал: у него в жизни не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке. А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его прав, приносить успокоение и отдых — вот одно из побочных пазпачепий всякого растения и в особенности цветка.

Выполните задания.
1. Какие типы речи использовал автор в каждом абзаце?
Типы речи:
1-й абзац: повествование.
2-й абзац: повествование с элементами описания.
3-й абзац: рассуждение.

2. Подберите и запишите синонимы к слову потрясённый.
Потрясённый - поражённый, изумлённый, восхищённый.

2. Подберите и запишите синонимы к слову трогательный.
Трогательный - проникновенный, слезливый, жалостливый, волнующий, сентиментальный.

3. Выпишите из текста два бессоюзных сложных предложения и выполните их синтаксический разбор.
Он стал книги читать и вдруг увидел1): к книжной странице прилипло крохотное семечко2).
(1-е предложение: (кто?) он; он (что сделал?) стал читать и увидел; стал читать (что?) книги; увидел (когда?) вдруг;
2-е предложение: (что?) семечко; семечко (что сделало?) прилипло; прилипло (к чему?) к странице; странице (какой?) книжной; семечко (какой?) крохотное)
Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное со значением дополнения, состоит из двух частей.
1-е предложение: двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное;
2-е предложение: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

Непонятное волнение охватило его1), в безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами2).
(1-е предложение: (что?) волнение; волнение (что сделало?) охватило; волнение (какое?) непонятное; охватило (кого?) его;
2-е предложение: (кто?) арестант; арестант (что сделал?) посмотрел; посмотрел (где?) в каменном мешке; в мешке (каком?) безжизненном; посмотрел (на что?) на семечко; посмотрел (чем?) глазами; глазами (какими?) другими)
Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное со значением перечисления, состоит из двух частей.
1-е предложение: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное;
2-е предложение: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

Семечко в конце концов проросло1) - это очень обрадовало человека2).
(1-е предложение: (что?) семечко; семечко (что сделало?) проросло; проросло (когда?) в конце концов;
2-е предложение: (что?) это; это (что сделало?) обрадовало; обрадовало (в какой степени?) очень; обрадовало (кого?) человека)
Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное со значением времени, состоит из двух частей.
1-е предложение: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное;
2-е предложение: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

4. Найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Начертите схему этого предложения.
Арестант в воспоминаниях утверждал1): у него в жизни не было радости более полной и острой, нежели та2), которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке3).

4. Найдите предложения, которые соответствуют приведённым схемам:
Чудо1), к которому мы так привыкли только потому2), что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно-миллиардном повторении3), начало происходить и развёртываться на глазах у потрясённого узника1). (Чудо (какое?); привыкли (почему?)
[…, (к которому…)2), (потому, что…)3), …]1).

Он радовал глаз законченностью, стройностью и той разумностью1), которая не поддаётся анализу и объяснению2), но которая воспринимается человеком3), может быть, потому, что и сам он является её частицей4). (разумностью (какой?) которая не поддаётся анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком) (воспринимается человеком (почему?)
[…]1), (которая…)2), но (которая…)3), потому, что (…)4).

Синтаксический разбор:
Арестанту, заключённому в одиночке, принесли из большого мира стопу книг.
(что сделали?) принесли; принесли (кому?) арестанту; арестанту (какому?) заключённому в одиночке; принесли (откуда?) из большого мира; принесли (что?) стопу книг).
Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, осложнено причастный оборотом, полное.

Морфемный разбор:
Безжизненном

Словообразовательный разбор:
безжизненный (приставочно-суффиксальный способ) < жизнь

5. Напишите сжатое изложение.
Изложение
Один арестант рассказал в своих воспоминаниях трогательную историю о травинке. Ему, сидящему в одиночке, принесли стопку книг. Начав её читать, арестант обнаружил прилипшее к одной из страниц семечко.
Когда у арестанта появилась банка с землёй, он дрожащими руками посадил семечко туда. Семечко проросло, что очень обрадовало человека. Он своими глазами увидел чудо, которое мы видим каждый день, однако уже из-за миллионного повторения, не замечаем его. Для арестанта же проросший кустик был прекрасен.
В своих воспоминаниях арестант писал, что для него было в жизни радости больше той, какую подарила ему выросшая в разбитой плошке земляника. А между тем ласкать глаз, вливать тихую радость в душу человека, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых - это одно из побочных назначений растения, в особенности цветка.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением