Блок самостоятельных решений Тема 3 ГДЗ Максаковский 10-11 класс (География)

Изображение Тема 3. География населения мираБЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ1. Проанализируйте график (рис. 8.) Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Максаковский 10 класс, Просвещение:
Тема 3. География населения мира
БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
1. Проанализируйте график (рис. 8.) Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2015 г.
С начала нашей эры до 2015 года население земного шара увеличилось примерно в 7/0,23 = 30,5 раз.
На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и XX вв.?
В XIX веке население Земли возросло на 1,6 - 0,95 = 0,71 млрд = 71 миллион человек.
В ХХ веке население Земли возросло на 6,07 – 1,6 = 4,47 миллиарда человек.
Произведите другие расчёты и сравнения для доказательства положений учебника. Используйте табл. 11 в «Приложениях».
Во сколько раз увеличилось население с начала XXI века? Население с начала XXI века увеличилось в 8 млрд / 6 млрд= 1,3 раза.
2. Используя данные учебника, нанесите на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.
3. Используйте рис. 10 для конкретизации положений учебника. Охарактеризуйте по нему распространение первого и второго типов воспроизводства населения.
Первый тип воспроизводства населения характерен для наиболее развитых страны. Такой тип воспроизводства характерен для США, Канады, Европы, России, части Латинской Америки, Австралии, Китая.
Второй тип воспроизводства населения характерен для менее развитых стран. Такой тип воспроизводства характерен для Африки, Азии, части Латинской Америки.
Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия. Используйте также таблицы 12 и 13 в «Приложениях».
Наибольший прирост населения наблюдается в странах с вторым типом воспроизводства. Наименьший прирост наблюдается в Европе. Причины таких различий заключаются в исторических особенностях и уровне развития стран.
4. Используя данные табл. 2, сравните динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара;
Во всех регионах мира наблюдался рост численности населения. Стремительнее всего население увеличивалось в Зарубежной Азии и Африке.
рассчитайте, как изменяется их доля в общем населении Земли;
объясните эти изменения.
• распад Советского Союза в 1991 году
• улучшение качества жизни в некоторых странах, особенно в Европе и Северной Америке
• традиционализм
5. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода.
Для первого этапа, который охватывал почти всю историю человечества, были характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и соответственно очень низкий естественный прирост; ныне он уже почти не встречается.
Второй этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде всего успехам медицины) при сохранении традиционно высокой рождаемости. Эта «вилка» между первым и вторым показателями и стала исходной причиной возникновения демографического взрыва.
Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» населения). Рождаемость тоже снижается, но обычно всё же несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения.
При переходе к четвёртому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения
Приведите примеры регионов и стран мира, которые в начале XXI в. находятся на разных этапах этого перехода.
Страны Африки к югу от Сахары, такие как Нигерия, Кения и Танзания, находятся на втором этапе демографического перехода. В этих странах показатели рождаемости и смертности высоки, но смертность снижается благодаря улучшению медицинского обслуживания и санитарных условий.
Страны Восточной Азии, такие как Китай и Вьетнам, находятся на третьем этапе демографического перехода. В этих странах показатели рождаемости и смертности снижаются, но рождаемость все еще превышает смертность, обеспечивая умеренный рост населения.
6. Проанализируйте карту полового состава населения в атласе. Используйте её для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника.
Примерно в 2/3 стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен такой перевес в ряде стран СНГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке. Это объясняется прежде всего тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше, чем у мужчин. Во многих странах этих регионов превышение числа женщин старших возрастов связано с потерями мужского населения во время войн.
В Африке, Австралии и Океании соотношение мужчин и женщин примерно одинаково. A вот в зарубежной Азии мужчины заметно преобладают, хотя женщины, как и везде, живут дольше мужчин. Это объясняется прежде всего молодой структурой населения и преобладанием в юных возрастах мужского населения над женским, обусловленным биологическими причинами.
В последнее время на половой состав населения ряда стран Азии стали оказывать большое влияние внешние миграции населения. И всё же на итоговом мировым показатели особенно сильно сказывается перевес мужчин в двух самых многонаселённых странах мира Китае (на 39 млн) и Индии (на 49 млн). Именно поэтому в целом в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина.
7. Сравните рисунки 10 и 11. Докажите с их помощью положение учебника о влиянии типов воспроизводства населения на его возрастной состав. Как вы объясните это взаимодействие?
В развитых странах доля детей во всём населении составляет в среднем 18 %, пожилых людей 17 %, а в развивающихся соответственно 32 % и 8 %. В странах с первым типом воспроизводства населения количество детей и молодых людей больше, чем в странах со вторым типом воспроизводства населения.
8. Проанализируйте рис. 9. Объясните различия между возрастно-половыми пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения.
При первом типе воспроизводства населения пирамида имеет примерно одинаковые грани. Количество детей примерно равно количеству взрослых, количество пожилых людей уменьшается. При втором типе воспроизводства пирамида имеет ярко выраженную тенденцию на сокращение количества населения при взрослении (чем старше, тем меньше количество людей).
9. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найдите информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в октябре 2010 г. Постройте по этим данным возрастно-половую пирамиду России на эту дату.
10. По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите, народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, зарубежной Азии, Африке, Северной и Латинской Америке, Австралии и Океании. Выводы запишите в тетрадь.
• В зарубежной Европе – индоевропейская языковая семья
• В зарубежной Азии – сино-тибетская и индоевропейская языковая семья
• В Африке – афразийская и нигеро-кардофанская языковая семья
• В Северной Америке – индоевропейская языковая семья
• В Латинской Америке – индоевропейская языковая семья
• В Австралии и Океании – индоевропейская и австрало-азиатская языковая семья
11. Нередко случается, что на одном и том же языке говорят люди, живущие в разных частях света. Вспомните материал, который вы изучали по истории и географии, и объясните: 1. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространён в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах?
Английский язык распространился по всему миру благодаря колониальной политике Великобритании. В XVI–XIX веках Британская империя захватывала новые территории и устанавливала там свои порядки. Английский язык становился официальным языком колоний, на нём велось делопроизводство, он использовался в образовании. Кроме того, в XIX веке началась массовая эмиграция из Великобритании в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. Переселенцы привозили с собой родной язык и культуру. В XX веке английский язык стал международным.
2. Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для многих народов Латинской Америки?
Распространение испанского языка в Латинской Америке связано с колонизацией этого региона Испанией в XV–XIX веках. Испанцы завоёвывали новые территории, основывали там свои поселения и распространяли свой язык и культуру.
3. Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?
Арабский язык распространился по Северной Африке благодаря завоевательным походам арабов в VII–XII веках. Арабские войска завоёвывали новые территории и насаждали там свой язык и культуру.
12. По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.
• Христианство – Европа, Америка, Африка, Австралия
• Ислам – Азия и Африка
• Буддизм – Центральная, Юго-Восточная и Восточная Азия
• Индуизм – Индия
• Конфуцианство – Китай
• Синтоизм – Япония
13. Проанализируйте карту плотности населения в атласе. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения.
Наиболее заселенными регионами мира являются Зарубежная Европа, Ближний Восток, Юго-Восточная и Восточная Азия, побережье Атлантического океана Северной и Южной Америки.
Причины такого расселения повлияли:
• Природные факторы
• Исторические факторы
• Развитие промышленности
• Развитие торговли и транспортных путей
Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения в атласе определите, какие виды экстремальных условий не благоприятствуют расселению людей.
• Горные области
• Области с холодным климатом
• Опасные животные и растения
• Области с недостатком воды или пищи
Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселённости территории, объясните их причины.
Заселённость Китая крайне неравномерна. В то время как восточные прибрежные провинции, такие как Шаньдун, Цзянсу и Чжэцзян, имеют плотность населения более 400 человек на квадратный километр, западные провинции, такие как Цинхай и Тибет, имеют плотность населения менее 10 человек на квадратный километр. Это связано с историческими, экономическими и географическими факторами. Восточные провинции Китая были исторически более развиты и населены, в то время как западные регионы были менее доступны из-за горных хребтов и пустынь.
В Канаде плотность населения варьируется от менее 1 человека на квадратный километр в северных и западных регионах до более 5000 человек на квадратный километр в крупных городах, таких как Торонто и Монреаль. Это связано с историческими факторами, такими как колонизация и освоение земель, а также с географическими факторами, такими как климат и доступность воды.
14. С помощью Интернета найдите сведения о плотности населения стран мира. На их основе составьте классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатели плотности населения (чел. /км2):
1) менее 10;
Примеры стран: Россия, Монголия, Канада
2) от 10 до 100;
Примеры стран: Ирак, Куба, Испания
3) от 100 до 200;
Примеры стран: Италия, Китай, Дания
4) от 200 до 500;
Примеры стран: Израиль, Индия, Нидерланды
5) свыше 500.
Примеры стран: Монако, Сингапур, Мальдивы
15. Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны. Обсудите свои выводы с товарищами.
Израиль – плотность населения составляет от 200 до 500 человек на квадратный километр, но при этом Израиль имеет высокий уровень жизни и развитую экономику.
Индия – плотность населения также составляет от 200 до 500 человек на квадратный километр, но при этом Индия является одной из самых больших экономик мира и имеет значительный потенциал для дальнейшего развития.
16. Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.
17. Используя рис. 14 в тексте и табл. 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.
Больше всего крупнейших городов мира располагаются в Азии (Китай, Индия, Индонезия, Япония, Пакистан). Также крупнейшие города расположены в Европе, России, Северной Америке (США), Африке (Нигерия). Такая тенденция объясняется количеством населения в представленных регионах и странах.
18. С помощью интернет-ресурса google-maps рассмотрите космические снимки крупнейших городских агломераций мира и проведите сравнение их географического микроположения.
Токио, Япония
• Прибрежное расположение облегчает доступ к морским путям и международной торговле
• Гористая местность в окрестностях способствует ограничению горизонтального роста агломерации, стимулируя вертикальное развитие
• Вулканическая активность и высокая сейсмическая активность в регионе
Нью-Йорк, США
• Глубоководный порт, удобный для международной торговли
• Остров Манхэттен, вокруг которого исторически формировался город, ограничивает его территориальное расширение
• Плотная сеть рек и водных путей, способствующая развитию торговли и транспорта
Шанхай, Китай
• Крупный порт в устье одной из величайших рек мира, что делает его важным транспортным узлом
• Плоский рельеф, способствующий расширению города в ширину
• Приморское положение улучшает доступ к морским торговым путям
19. Используйте рис. 15 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника. Определите, какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны.
• Очень высокоурбанизированные страны – доля городского населения свыше 80 %
• Высокоурбанизированные страны – доля городского населения от 50 до 80 %
• Среднеурбанизированные страны – доля городского населения от 20 до 50 %
• Слабоурбанизированные страны – доля городского населения ниже 20 %
Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран, попытайтесь объяснить его.
Высокоурбанизированные страны распространены в Европе, на Ближнем Востоке, Центральной Азии, Китае. Среднеурбанизированные страны распространены в Южной Азии и Африке. Слабоурбанизированные страны расположены в Африке. Уровень урбанизации страны зависит от общего уровня развития страны, инфраструктуры, географического положения.
20. Используя данные табл. 4 в тексте, постройте на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2017 гг. Проанализируйте её и сделайте выводы.
Городское население растет во всех регионах мира. Больше всего за описанный период времени выросло городское население Зарубежной Азии. Это связано с увеличением количества населения в этом регионе.
21. Проанализируйте данные табл. 4. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира в 1950-2017 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради.
Какие положения учебника подтверждают её данные? Используйте также табл. 16 в «Приложениях».
B развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, она продолжает расти «вширь», а городское население быстро увеличивается. Ныне на их долю приходится 9/10 всего ежегодного прироста числа городских жителей, абсолютная численность горожан уже намного превысила их численность в экономически развитых странах.
Это явление, получившее в науке наименование городского взрыва, стало одним из важнейших факторов социально-экономического развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. Однако рост населения городов в этих регионах намного определяет их реальное развитие.
22 1. (Работа в тетради.) На основе приобретённых знаний составьте таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация» по следующей форме:
Признаки (черты)
Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах
концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах
«расползание» городов, расширение их территории
Конкретные примеры их проявления
В 1900 г. в городах жило 13% населения мира, в 1950 г. 30%, в 1980 г. – 39 %, а в 2018 г. 55 %. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 80 млн чел.
В начале ХХ в. в мире насчитывалось 360 больших городов (с населением свыше 100 тыс. жителей), в которых проживало лишь 5 % всего населения. В конце 1980-х гг. таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 1/3. К началу XXI в. число больших городов достигло 4 тыс.
Пример. В 1970 г. в мире было всего три городские агломерации с населением свыше 10 млн чел. – Токио, Нью-Йорк и Шанхай. В 1990 г. таких «сверхгородов» стало уже 12, а в 2022 г. число их возросло до 44. При этом самой крупной агломерацией мира была и остаётся Токийская (более 37 млн чел. ).
2. (Работа в тетради.) На основе приобретённых знаний назовите причины следующих явлений:
а) уровень смертности в развивающихся странах в последние десятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой;
• Улучшение медицинского обслуживания и санитарии, что привело к снижению детской смертности
• Распространение вакцинации и борьба с инфекционными заболеваниями
• Улучшение питания и условий жизни, что также способствует снижению смертности
б) Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику;
• Оба государства имеют большое население, что создает значительную нагрузку на ресурсы и экономику
• Правительства Китая и Индии осознают необходимость контроля над ростом населения для обеспечения устойчивого развития
в) население мира размещается неравномерно;
• Географические факторы, такие как климат, доступность воды и плодородные земли, которые привлекают людей для проживания
• Исторические факторы, такие как колонизация и миграция, которые привели к расселению людей в определенных регионах
• Экономические факторы, такие как доступность рабочих мест и возможности для развития, которые привлекают людей в определенные регионы
г) городское население концентрируется прежде всего в больших городах.
• Большие города предлагают больше возможностей для работы и развития, что привлекает людей
• В больших городах обычно более развитая инфраструктура и больше услуг, что делает жизнь более комфортной
• Большие города часто являются центрами культуры, образования и науки, что также привлекает людей
3. (Работа в тетради.) Составьте словарик новых терминов, с которыми вы познакомились при изучении темы 3.
Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Депопуляция – отрицательный естественный прирост.
Демографический взрыв – феномен быстрого роста населения.
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение на селения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.
Однонациональный государства – государства, в которых национальные границы совпадают с политическими.
Многонациональные государства – это государства, в которых живет несколько народов.
Трудовая миграция – это миграция, при которой люди едут в поисках нового места положения труда, лучшей жизни.
«Утечка умов» – переманивание иностранных ученых, инженеров, врачей и других специалистов.
Урбанизация – рост городов, повышение удельного веса городского населения в стане, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем.
«Городской взрыв» – рост урбанизации и числа городов.
4. Изучите текстовые карты и карты атласа, характеризующие население мира. Определите, какими картографическими способами они составлены.
Для изображения численности населения:
• Способы значков
• Способ картодиаграммы
В картах плотности населения:
• Способы картограммы
• Способ изолиний
Для отображения миграций:
• Способ линий (знаков) движения
Для этнографических карт:
• Способ качественного фона
• способы картограммы и картодиаграммы
Какую, по-вашему, информацию можно получить в результате их анализа?
В результате их анализа можно получить информацию о размещении населения, религиозном, этническом и языковом составе.
5. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и его последствия» или «Урбанизация в современном мире».
Демографический взрыв — это резкий и значительный рост численности населения, который наблюдался в мире начиная с середины XX века. Это явление имеет глубокие социальные, экономические и экологические последствия, оказывающие влияние на все аспекты жизни человечества. В этом докладе мы рассмотрим причины демографического взрыва, его последствия и возможные пути решения связанных с ним проблем.
Причины демографического взрыва
Улучшение медицинского обслуживания, развитие вакцинации и санитарии, а также улучшение условий труда и питания привели к значительному снижению уровня смертности. Люди стали жить дольше и реже умирать от болезней, которые ранее были смертельными.
Традиционные и культурные факторы, поддерживающие высокую рождаемость, продолжают играть важную роль в ряде стран. Недостаточная распространённость средств контрацепции и ограниченный доступ к информации о планировании семьи также способствуют высокой рождаемости.
В странах с низким уровнем экономического развития дети часто рассматриваются как экономический актив, способствующий доходу семьи. Это приводит к тому, что семьи стремятся иметь больше детей.
Последствия демографического взрыва
Увеличение числа детей требует значительных инвестиций в систему образования. Недостаток ресурсов приводит к перегрузке школ и снижению качества образования.
Рост численности населения оказывает давление на системы здравоохранения, приводя к нехватке медицинского персонала, оборудования и лекарств.
Стремительный рост населения требует быстрого расширения жилой и транспортной инфраструктуры, что часто приводит к образованию трущоб и перегрузке городских систем.
В условиях быстрого роста населения темпы создания новых рабочих мест часто отстают от темпов прироста рабочей силы, что приводит к высокой безработице.
Высокий уровень рождаемости в сочетании с недостатком экономических возможностей приводит к усилению бедности.
Увеличение численности населения требует большего количества пищи, воды и энергии, что приводит к истощению природных ресурсов.
Рост численности населения и промышленности ведёт к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воду и почву.
Быстрая урбанизация ведёт к уничтожению природных экосистем и увеличению выбросов парниковых газов.
Пути решения проблем демографического взрыва
Планирование семьи и образование:
• Распространение информации о планировании семьи и предоставление доступа к контрацептивам.
• Образовательные программы, направленные на повышение осведомлённости о важности планирования семьи.
Экономическое развитие:
• Создание рабочих мест и развитие экономики для повышения уровня жизни населения.
• Инвестиции в образование и здравоохранение, что позволит повысить качество жизни и снизить рождаемость.
Экологическая устойчивость:
• Развитие устойчивых методов ведения сельского хозяйства и использования природных ресурсов.
• Принятие мер по снижению загрязнения окружающей среды и охране природных экосистем.
Международное сотрудничество:
• Сотрудничество между странами для решения глобальных проблем, связанных с демографическим взрывом.
• Поддержка международных программ и инициатив, направленных на улучшение качества жизни в развивающихся странах.
Демографический взрыв представляет собой серьёзный вызов для современного мира. Его последствия затрагивают все аспекты жизни человечества и требуют комплексного подхода для их решения. Только совместные усилия международного сообщества, правительств, общественных организаций и каждого индивида могут помочь справиться с вызовами, связанными с демографическим взрывом, и обеспечить устойчивое будущее для всех жителей планеты.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением