Блок самостоятельных решений Тема 2 ГДЗ Максаковский 10-11 класс (География)

Изображение Тема 2. Природа и человек в современном миреБЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Максаковский 10 класс, Просвещение:
Тема 2. Природа и человек в современном мире
БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составьте конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.
2. Проанализируйте данные табл. 1 в тексте и таблиц 3, 4, 5 и 19 в «Приложениях». Рассчитайте, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти природного газа при современном уровне их добычи (см. инструкцию, с. 59).
Уголь: 1 074 000 000 000 / 7 742 000 000 = 138 лет
Нефть: 244 000 000 000 / 4 171 000 000 = 58 лет
Природный газ: 188 000 000 000 000 / 3 862 000 000 000 = 48 лет
Железная руда: 85 000 000 000 / 2 470 000 000 = 34 года
Какие проблемы возникают в связи с этим?
Основная проблема заключается в конечности природных ресурсов. Их ограниченность и предстоящий истощение приводят к необходимости искать альтернативные источники энергии и материалов.
Возникает риск экономической нестабильности в странах, сильно зависящих от экспорта ресурсов. Стоимость ресурсов может увеличиваться.
3. Используя текст учебника, карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы 3, 4, 5 в «Приложениях», проанализируйте размещение топливных полезных ископа-емых. Назовите страны, обладающие значительными запасами угля, нефти, крупнейшие их бассейны.
Уголь: США, Россия, Австралия, Китай, Индия, Индонезия, Германия, Украина. Крупнейшие угольные бассейны расположены в Северной Америке, Сибири.
Нефть: Саудовская Аравия, Канада, Иран, Россия, Ирак, Венесуэла, ОАЭ, США. Крупнейшие нефтяные бассейны расположены на Ближнем Востоке, в районе Карибского моря, в Азии.
Какие выводы можно сделать на основе анализа?
Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам.
Основная часть угольных ресурсов приходится на Северное полушарие – Азию, Северную Америку и Европу и сконцентрирована в десяти крупнейших бассейнах.
Основные запасы нефти находятся в Северном полушарии, преимущественно в отложениях мезозоя. Главная часть этих запасов также сконцентрирована в относительно небольшом числе крупнейших бассейнов. По числу нефтеносных бассейнов-гигантов и запасам особо выделяется район Персидского залива.
4. Проанализируйте рис. 2. Рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли в 1900, 1950, 1980 и 2010 гг. из расчёта на душу населения.
1900 г: 12 000 000 000 / 1 656 000 000 = 7,2 т на человека
1950 г: 60 000 000 000 / 2 500 000 000 = 24 т на человека
1980 г: 120 000 000 000 / 4 434 682 000 = 27 т на человека
2010 г: 400 000 000 000 / 6 896 000 000 = 58 т на человека
Сравните показатели, установите тенденцию и объясните её.
При сравнении показателей можно заметить тенденцию увеличения добычи минерального сырья, увеличения численности населения и, соответственно, увеличения добычи минерального сырья на душу населения.
5. Проанализируйте рис. 4. Используя источники дополнительной информации, табл. 6 в «Приложениях». Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями.
Наиболее обеспеченными пахотными землями регионами являются Европа, часть Северной Америки, Индия, Китай, Турция и Центральная Азия.
Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран.
Наибольшими масштабами освоения целинных земель выделялись бывший Советский Союз, США, Канада, Китай, Бразилия. А малоземельные, но густонаселённые страны (Нидерланды, Япония и др.) повели активное наступление на прибрежные участки морей.
Опираясь на знания по курсу географии материков и океанов, объясните причины таких различий. Обоснуйте своё мнение.
Климатические условия играют важную роль в определении пригодности земель для сельского хозяйства. Некоторые регионы, такие как Индия и Китай, имеют благоприятный климат и плодородные почвы, что позволяет им иметь большое количество пахотных земель. В то же время, в некоторых странах, таких как Нидерланды и Япония, земли ограничены из-за географического положения (например, недостаток пригодных для обработки земель в Нидерландах из-за их расположения на низменности) или из-за неблагоприятного климата (например, в Японии, где земли ограничены из-за горного рельефа и влажного климата).
6. Найдите в Интернете и рассмотрите космические снимки пустынь: Сахары, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских. Используйте их для характеристики процесса опустынивания.
Сильное опустынивание получила распространение в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. Очень сильное опустынивание влечёт за собой полную и необратимую деградацию земли. Тем не менее всего в районах опустынивания живёт около 1 млрд чел. Для восстановления земель, поражённых сильным опустыниванием, нужны большие капиталовложения и длительное время. В результате всех этих процессов «нагрузка» на землю всё время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается. Ныне почвоведы мира осуществляют программу по спасению почв. Под руководством органов ООН большие работы ведутся по борьбе с опустыниванием.
7. Пользуясь рис. 5, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока.
В экваториальном поясе и в северной части умеренного пояса она имеется в достатке и даже в избытке. В засушливом поясе Земли, который охватывает около 1/3 территории суши, дефицит воды ощущается особенно остро.
Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды.
Наиболее обеспеченные ресурсами пресной воды страны: Россия, США, Бразилия, Венесуэла, Суринами, Папуа-Новая Гвинея.
Наименее обеспеченные ресурсами пресной воды: ЮАР, Египет, Саудовская Аравия, Индия, Польша.
8. Проанализируйте данные табл. 7 в «Приложениях» и дайте сравнительную характеристику гидроэнергетического потенци-ала крупных регионов мира.
Более 1/2 этого потенциала приходится всего на шесть стран: Китай, Россию, Бразилию, Канаду, Индию, ДР Конго.
9. Проанализируйте рис. 6. С помощью этого рисунка, а также основного текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты.
Леса мира образуют два огромных по протяжённости пояса – северный и южный.
Северный лесной пояс находится в зоне умеренного и отчасти холодного и субтропического климатов. На него приходится 1/2 всех лесных массивов в мире и почти такая же часть запаса древесины. Здесь ведутся главные лесоразработки, прежде всего древесины хвойных пород.
Южный лесной пояс находится в основном в зоне тропического и экваториального климатов. На него приходится 1/2 всех лесных массивов и общего запаса древесины.
Дайте оценку обеспеченности отдельных стран, выделив страны, очень богатые и очень бедные лесными ресурсами. Используйте также табл. 8 в «Приложениях».
Очень богатые лесными ресурсами страны: Суринам, Гвиана, Канада, Папуа-Новая Гвинея, Габон.
Очень бедные лесными ресурсами страны: Великобритания. Италия, Германия, Ливия, Афганистан, Китай, Саудовская Аравия.
10. Проанализируйте карту минеральных ресурсов в атласе. Дайте общую характеристику этих ресурсов.
Минеральные ресурсы сосредоточены на дне Мирового океана, а также располагаются на шельфе океанов вблизи берегов некоторых материков.
Определите районы континентального шельфа и глубоководного ложа Океана, наиболее богатые минеральными ресурсами.
• Тихий океан вблизи берегов Азии
• Шельф Австралии
• Шельф Северной Америки
Можно ли на основании проведённого анализа наметить перспективы развития морской горнодобывающей промышленности?
Морская добыча полезных ископаемых может быть менее разрушительной для окружающей среды, чем наземная добыча. Это связано с тем, что морская добыча может быть сосредоточена в определенных областях, что снижает воздействие на окружающую среду.
Морская добыча полезных ископаемых может быть осуществлена в различных географических областях, включая глубоководные районы, континентальные шельфы и даже полярные регионы. Это расширяет возможности для добычи и может привести к открытию новых источников ресурсов.
11. Пользуясь текстом учебника, составьте в тетради классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.
12. Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей республики, края, области, приведите примеры:
1) рекреационно-лечебных;
Санаторий "Обуховский". Расположен в Свердловской области, специализируется на лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы.
Санаторий "Усть-Качка". Находится в Пермском крае, известен своими минеральными водами и лечебными грязями, предлагая комплексное лечение различных заболеваний.
2) рекреационно-оздоровительных;
Горнолыжный курорт "Абзаково". Расположен в Башкирии, предлагает широкий спектр оздоровительных процедур, включая сауны, бассейны и СПА-услуги.
Курорт "Красноусольск". Тоже в Башкирии, славится своими минеральными источниками и природными грязями, а также предлагает различные оздоровительные программы.
3) рекреационно-спортивных;
Горнолыжный центр "Губаха". Пермский край, популярное место для катания на лыжах и сноуборде.
4) рекреационно-познавательных территорий.
Национальный парк "Таганай". Челябинская область, включает в себя уникальные природные и исторические объекты, привлекая туристов для познавательных экскурсий.
Парк "Оленьи Ручьи". Свердловская область, известен своими пещерами, скалами и археологическими находками.
По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления. Подготовьте альбом (презентацию), посвящённый этой территории.
Есть ли в вашей республике, крае, области объекты Всемирного наследия?
На Урале есть объект, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Богатства первобытных людей (Петроглифы) в Верхнем Прикамье расположены в Пермском крае, эти наскальные рисунки имеют большое культурное и историческое значение, представляя древние цивилизации.
13. В апреле 2010 г. на нефтяной платформе в Мексиканском заливе произошёл пожар, приведший к масштабной экологической катастрофе. Используя Интернет и геоинформационную систему, подготовьте сообщение об этом экологическом бедствии.
20 апреля 2010 года на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе произошёл взрыв, который привёл к пожару. В результате пожара погибли 11 человек, а сама платформа затонула.
Взрыв произошёл в 21:45 по местному времени. Пожар начался в результате взрыва метана, который накопился в скважине. В результате пожара 11 человек пропали без вести, а 17 человек были спасены.
Пожар продолжался в течение 15 часов, после чего платформа затонула. Причинами пожара стали несоблюдение техники безопасности и неправильное использование оборудования.
После пожара началось расследование, которое выявило, что компания BP, владелец платформы, не соблюдала правила безопасности и не проводила регулярные проверки оборудования.
В результате пожара и последующего разлива нефти в Мексиканском заливе было загрязнено около 5% его площади. Это привело к экологической катастрофе, которая нанесла серьёзный ущерб флоре и фауне региона.
Власти США и местные жители выразили своё недовольство действиями компании BP и требовали компенсации за нанесённый ущерб. В результате компания выплатила более 20 миллиардов долларов в качестве компенсации.
Пожар на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе стал одним из самых крупных в истории нефтедобычи. Он привёл к серьёзным экологическим последствиям и показал необходимость соблюдения правил безопасности при добыче нефти.
14. Используя Интернет и другие средства массовой информации, приведите по нескольку примеров:
а) положительных результатов природоохранной деятельности и осуществления экологической политики;
В 2019 году Европейский Союз принял директиву о запрете одноразовых пластиковых изделий, включая пакеты, что значительно снизило уровень пластикового загрязнения в морях и на суше.
В течение последних десятилетий Коста-Рика активно занимается восстановлением лесов и увеличением площади лесных насаждений. Благодаря этой политике, страна восстановила около 52% своих лесов, что улучшило биоразнообразие и климатическую стабильность.
В рамках политики «Голубое небо» Китай внедрил строгие меры по снижению выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий и транспорта, что привело к значительному улучшению качества воздуха в крупных городах.
б) отрицательного воздействия антропогенных вмешательств в окружающую природную среду.
В последние годы вырубка лесов в Амазонском регионе достигла критических масштабов, что приводит к утрате биоразнообразия, изменению климата и деградации местных экосистем. Основные причины – незаконное лесозаготовка и расширение сельскохозяйственных угодий.
Многие реки в Индии, включая Ганг и Ямуна, подвергаются сильному загрязнению из-за сброса промышленных и бытовых отходов. Это приводит к гибели рыбы, ухудшению качества питьевой воды и угрозе здоровью местных жителей.
Антропогенные выбросы парниковых газов способствуют глобальному потеплению, что приводит к ускоренному таянию ледников в Арктике и Антарктиде. Это в свою очередь вызывает повышение уровня моря и негативные последствия для прибрежных экосистем и сообществ.
15. 1. На основе приобретённых знаний назовите причины следующих явлений:
а) во второй половине ХX в. степень «очеловеченности» географической среды резко возросла;
• увеличение численности населения
• Развитие промышленности и сельского хозяйства
• Расширение городов и инфраструктуры
б) при разработке полезных ископаемых наиболее выгодно использовать их территориальные сочетания;
• Экономическая эффективность. Разработка нескольких видов полезных ископаемых в одном месте позволяет снизить затраты на транспортировку и логистику.
• Минимизация воздействия на окружающую среду. Разработка нескольких видов полезных ископаемых в одном месте позволяет снизить количество необходимых для этого площадей и, соответственно, уменьшить воздействие на окружающую среду.
• Удобство и эффективность использования инфраструктуры. Разработка нескольких видов полезных ископаемых в одном месте позволяет использовать общую инфраструктуру, что упрощает процесс и делает его более эффективным.
в) в наше время «нагрузка» на землю возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается;
• Рост населения. С увеличением численности населения увеличивается потребность в земельных ресурсах для жилья, сельского хозяйства, промышленности и инфраструктуры.
• Урбанизация. Рост городов и расширение инфраструктуры также требуют дополнительных земельных ресурсов.
г) рост водопотребления создаёт реальную угрозу возникновения дефицита пресной воды.
• Рост населения и увеличение потребления воды. С увеличением численности населения увеличивается и потребление воды, особенно в развивающихся странах.
• Неравномерное распределение водных ресурсов. В некоторых регионах мира доступ к пресной воде ограничен, что может привести к её дефициту.
• Загрязнение водных ресурсов. Промышленные и сельскохозяйственные отходы, а также бытовые стоки могут загрязнять водные ресурсы, делая их непригодными для использования.
2. Сформулируйте по тексту темы не менее трёх проблемных вопросов. Предложите ответы на них и обсудите их с товарищами.
Как бороться с опустыниванием?
• Улучшение управления земельными ресурсами: это может включать в себя устойчивое земледелие, лесоразведение и контроль за выпасом скота.
• Восстановление деградированных земель: это может включать в себя посадку деревьев, восстановление растительности и улучшение плодородия почвы.
• Улучшение управления водными ресурсами: это может включать в себя строительство плотин, опреснительных установок и систем ирригации.
Какие меры охраны можно принимать для сохранения биоразнообразия океанов?
• Создание морских охраняемых территорий: это может включать в себя создание морских заповедников и национальных парков.
• Запрет на чрезмерный вылов рыбы: это может включать в себя установление квот на вылов рыбы и запрет на использование определенных методов рыболовства.
• Уменьшение загрязнения: это может включать в себя сокращение выбросов отходов и сточных вод в океаны.
Как предотвратить антропогенное воздействие на природу?
• Уменьшение выбросов углекислого газа: это может включать в себя использование возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности.
• Уменьшение загрязнения: это может включать в себя сокращение выбросов отходов и сточных вод.
• Улучшение управления земельными ресурсами: это может включать в себя устойчивое земледелие, лесоразведение и контроль за выпасом скота.
3. Изучите текстовые карты и карты атласов, характеризующие мировые природные ресурсы. Определите, какими картографическими способами они составлены.
Изученные карты были составлены с помощью качественного фона, использования значков и с помощью картограмм.
4. Составьте библиографию по теме и используйте её в своей работе.
• Бобров, М. П. Природа и человек / М. П. Бобров. — М.: Мысль, 1985. — 208 с.
• Брукс, Р. Р. Природа и человек / Р. Р. Брукс. — М.: Прогресс, 1965. — 224 с.
• Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. — М.: Наука, 1989. — 261 с.
• Винер, Д. Р. Человек и природа / Д. Р. Винер. — М.: Прогресс, 1974. — 224 с.
• Гирусов, Э. В. Природа и человек / Э. В. Гирусов. — М.: Знание, 1984. — 208 с.
• Гладков, Н. А. Природа и человек / Н. А. Гладков. — М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением