Упр.277 ГДЗ Пичугов Еремеева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 277. 1. Прочитайте отрывок из автобиографической прозы поэта Н. А. Заболоцкого. Укажите ключевые слова. Составьте план текста. Выпишите слова, которые входят в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 8 класс, Дрофа:
277. 1. Прочитайте отрывок из автобиографической прозы поэта Н. А. Заболоцкого. Укажите ключевые слова. Составьте план текста. Выпишите слова, которые входят в тематические группы: «Зима», «Дорога, путешествие».
Чудесные зимние дороги — одно из лучших моих детских воспоминаний. Отец ездил на паре казённых лошадей в крытой повозке или санях. Он был в тулупе поверх полушубка, в огромных валенках — настоящий богатырь-бородач. Соответственным образом одевали и меня. Усевшись в повозку, мы покрывали ноги меховым одеялом и уже не могли под тяжестью одежды двинуть ни рукой, ни ногой. Ямщик влезал на козлы, разбирал вожжи, вздрагивал колокольчик на дуге у коренного, и мы трогались. Предстоял целый день пути при 20—25-градусном морозе.
И зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины. Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел, пел и визжал под полозьями; дребезжал колокольчик; развевая свои седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади, и протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде... Мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да лёгкий трепет какой-то зимней птички, мгновенно вспорхнувшей с ёлки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили о том, что не всё здесь мертво и неподвижно, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, беззвучная, но никогда не умирающая до конца.
Ключевые слова: зимние дороги, детские воспоминания, сани, отец, тяжесть одежды, день пути, снежные поля, гривы, ямщик, лес, сказочное государство, жизнь продолжается.
План текста:
1. Подготовка к поездке в санях.
2. Снежные поля и сказочный лес.
Слова, входящие в тематические группы «Зима», «Дорога, путешествие»: зимние дороги, тулуп, валенки, меховое одеяло, ямщик, вожжи, колокольчик на дуге, день пути, 20–25-градусный мороз, снежные пустыни, покрытые инеем гривы, ледяные сосульки, следы на снегу, зимняя птичка, сугроб, снег.
2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Одно из лучших детских воспоминаний связано с зимними дорогами.
б) Отец не был похож на богатыря.
в) Ямщик был похож на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде.
г) Зимний лес — это сказочное государство, таинственное и неподвижное.
Утверждение, не соответствующее содержанию текста:
б) Отец не был похож на богатыря.
3. Объясните значение слов: тулуп,ямщик, повозка.
Тулуп – длинная, обычно не крытая сукном меховая шуба без перехвата с высоким воротником.
Ямщик – возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.
Повозка – колёсный безрессорный экипаж простого устройства, а также общее название различных колёсных экипажей.
4. Укажите средства языковой выразительности:
а) эпитеты
б) сравнения
в) метафоры
г) ряды однородных членов
д) анафора
Средства языковой выразительности:
а) эпитеты: чудесные дороги, огромная зима, беззвучная жизнь и т. д.;
б) сравнения: похожий на рождественского деда;
в) метафоры: снежные пустыни, сказочное государство сна и т. д.;
г) ряды однородных членов: огромная, просторная, нестерпимо блистающая; скрипел, пел и визжал под полозьями; таинственное и неподвижное и т. д.;
д) анафора: нет.
5. Какое слово не является причастием?
а) усевшись в) блистающая
б) уронивший г) покрытые
Слово, не являющееся причастием:
а) усевшись – деепричастие
6. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
а) диковинные картины
б) нестерпимо блистающая
в) зимняя птичка
г) настоящий богатырь
Словосочетание с иной связью, чем согласование:
б) нестерпимо блистающая – примыкание
7. Сколько грамматических основ в последнем предложении?
Количество грамматических основ в последнем предложении – 3:
И только заячьи следы на снегу да лёгкий трепет какой-то зимней птички, мгновенно вспорхнувшей с ёлки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили о том, что не всё здесь мертво и неподвижно, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, беззвучная, но никогда не умирающая до конца.
8. Какие сочетания слов не являются грамматической основой предложения?
а) вздрагивал колокольчик
б) жизнь продолжается
в) поля были беспредельны
г) следы на снегу
Сочетания слов, не являющиеся грамматической основой предложения:
г) следы на снегу
9. Замените словосочетание заячьи следы синонимичным со связью управление.
Заячьи следы – следы зайца.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению.
11. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами: ледяные, беспредельный, блистающая, умирающая, беззвучная?
Орфографические правила, которые можно проиллюстрировать примерами:
ледяные – в отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов -ан- (-ян-), -ин- пишется одна буква н. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный;
беспредельный, беззвучная – приставки, оканчивающиеся на -з (-с), пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными и с буквой с перед глухими согласными; – в корнях с чередованием гласных е – и пишется и, если после корня идёт суффикс -а-.
12. Укажите примеры, которыми можно подтвердить правила постановки знаков препинания: 1) в сложных предложениях; 2) при обособлении определений; 3) в предложениях с однородными
членами.
Примеры, которыми можно подтвердить правила постановки знаков препинания:
1) в сложных предложениях: Снег скрипел, пел и визжал под полозьями; дребезжал колокольчик; развевая свои седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади, и протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде... – СП с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной.
И только заячьи следы на снегу да лёгкий трепет какой-то зимней птички, мгновенно вспорхнувшей с ёлки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили о том, что не всё здесь мертво и неподвижно, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, беззвучная, но никогда не умирающая до конца. – СПП.
2) при обособлении определений: Снег скрипел, пел и визжал под полозьями; дребезжал колокольчик; развевая свои седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади, и протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде...
И только заячьи следы на снегу да лёгкий трепет какой-то зимней птички, мгновенно вспорхнувшей с ёлки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили о том, что не всё здесь мертво и неподвижно, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, беззвучная, но никогда не умирающая до конца.
3) в предложениях с однородными членами: Усевшись в повозку, мы покрывали ноги меховым одеялом и уже не могли под тяжестью одежды двинуть ни рукой, ни ногой.
Снег скрипел, пел и визжал под полозьями; дребезжал колокольчик; развевая свои седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади, и протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде...
13. Творческое задание: 1) напишите сжатое изложение; 2) напишите сочинение на одну из тем: «Я люблю зимние дороги», «Одно из лучших воспоминаний», «Зимний лес как сказка», «Тема дороги (зимней) в русской литературе».
Сжатое изложение
Чудесные зимние дороги – одно из лучших моих детских воспоминаний. Отец ездил на казённых лошадях в крытой повозке или санях. Он был в тулупе, в огромных валенках. Так же одевали и меня. Усевшись в повозку, мы покрывали ноги меховым одеялом. Ямщик влезал на козлы, и мы трогались. Предстоял день пути при 20–25-градусном морозе.
И зима развёртывала передо мной свои диковинные картины. Поля были беспредельны. Снег скрипел, дребезжал колокольчик, храпели лошади, и протяжно покрикивал ямщик. Мы ехали лесом, сказочным государством сна. Только заячьи следы да трепет какой-то зимней птички, вспорхнувшей с ёлки, говорили о том, что не всё здесь мертво и неподвижно, что жизнь продолжается.
Зимний лес как сказка
Как прекрасно идти по зимнему лесу на лыжах! Морозно, сухо, снег сверкает на солнце. Мохнатые еловые ветки наклонились под тяжестью снега, а ягоды рябины покрыты инеем, и кажется, будто они в сахаре. Лес выглядит очень торжественно в белом одеянии. Зимой лес пахнет особенно: это запах снега и морозной хвои. Тишина вокруг, только под лыжами похрустывает снег. Может показаться, что вся природа замерла в ожидании весны, но это не так. На снегу хорошо заметны следы: здесь и заячьи, и лисьи, и птичьи. А вот белки, перепрыгивая с ветки на ветку, обрушивают с них снежные шапки. Зимой лес живёт своей жизнью, она не прекращается с наступлением холодов. В любое время года он прекрасен, но зима придаёт ему особое очарование и загадочность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением