Упр.221 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 221 Прочитайте рассказ Ф. А. Искандера «Скорбь» (в сокращении). Какова основная мысль автора?Он летел на похороны матери. Рейс на его самолёт уже несколько раз...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
221 Прочитайте рассказ Ф. А. Искандера «Скорбь» (в сокращении). Какова основная мысль автора?
Он летел на похороны матери. Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. И другие рейсы отодвигали. Аэропорт был переполнен пассажирами. Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.
Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.
И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.
Мать — короткий праздник на Земле.
Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. Какая несправедливость! И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. «Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.
Мать — короткий праздник на Земле.
Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.
Он остановился, поражённый лицом этой женщины. Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. Что они ей сказали? Вряд ли что-нибудь утешительное. Иначе откуда такая скорбь на её лице?
Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. Но сейчас оно было необыкновенным. Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.
Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь но его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. И только сейчас понял. И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.
В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит пр..красное лицо.
И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.
Однако он (н..)двигался а только смотрел на её лицо. Он знал что даже если(бы) аэропорт был пуст и (н..)было (н..Одного свидетеля он бы (н..)пал перед ней на колени. Он был сыном своего времени и стыд перед открове(н, нн)остью благоговения мешал ему это (з, с)делать.
И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо обращё(н, нн)ое в (не)померную даль. И ему почему(то) становилось легче просветлённее. В этом мире всё пр..красное скорбит, подумал он и всё скорбящее пр..красно. И он вдруг с абсолютной увере(н, нн)осгью понял что только скорбь пр..красна и только она спасёт мир. И разве случайно что лицо Богоматери всегда и..чально?..
А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.
Выполните задания.
Основная мысль: мать – короткий праздник на Земле; нужно не забывать о своих матерях и ценить каждую минуту, проведенную рядом с ними.
1. Выпишите фразеологизмы и объясните их значение.
Поставив на ноги – растить, воспитывать, доводить до самостоятельности.
Пасть на колени – о чем-то просить, умолять.
Сын своего времени – человек, на котором отразились отличительные черты времени, в котором он живет.
1. Выпишите слова разговорной и книжной окраски, объясните их роль в тексте.
Разговорные слова: снующие (беспорядочно и быстро двигающиеся); чудовищная (огромная); непомерный (чрезмерный).
Книжные слова: угасать (медленно умирать); неведомого (неизвестного); скорбь (печаль); безмятежно (спокойно).
Слова разговорной окраски показывают напряженную обстановку, быстроту действий, смену событий.
Слова книжной окраски создают величественность, показывают роль матери, женщины, сравнивая ее со всем миром.
2. Перепишите три последних абзаца, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания
Однако он не двигался (глагол), а только смотрел на ее лицо. Он знал, что даже если бы (частица) аэропорт был пуст и не было (глагол) ни одного свидетеля (видеть), он бы не пал (глагол) перед ней на колени. Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью (от откровенный) благоговения мешал ему это сделать (неизменяемая).
И он смотрел и смотрел на это светящееся (свет) скорбью лицо, обращенное (причастие) в непомерную (=безразмерную) даль. И ему почему-то становилось легче, просветлённее. «В этом мире все прекрасное (=очень) скорбит, - подумал он, - и все скорбящее прекрасно». И он вдруг с абсолютной уверенностью (от уверенный) понял, что только скорбь прекрасна и только она спасет мир. И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально (словарное слово)?
А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.
3. Как вы понимаете фразу «Мать — короткий праздник на Земле»? Напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему.
Сочинение-рассуждение «Мать – короткий праздник на Земле»
У каждого живущего на Земле есть самый родной и близкий человек – мама. Но, к сожалению, она не вечна: с ней когда-то придется проститься. Иметь маму – это праздник, но он очень короткий. Именно об этом пишет Фазиль Искандер в своем рассказе. Вот и рассказчик едет на похороны свой матушки. Вроде в жизни все наладилось, есть хороший заработок: радоваться бы жизни, помогать маме, – но ее не стало, такая потеря.
Автор показывает нам, что только мать способна любить своего ребенка несмотря ни на что, всегда его ждет и жалеет. Недаром писатель говорит: «Мать – короткий праздник на Земле». Всю ее заботу и любовь человек, как правило, осознает лишь тогда, когда становится слишком поздно. Искандер убежден в том, что нужно ценить каждое мгновение, проведенное рядом с мамой, и успевать говорить ей добрые слова.
В заключение хочется напомнить, что мама для человека – это смысл жизни, тепло, радость, любовь, защищенность. Когда жива мама, мы все дети: и в 10, и в 20, и в 50 лет. Как только ее не станет, придется взрослеть – хотя это и очень больно.
3. Как вы понимаете смысл предпоследнего абзаца? Напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему.
Сочинение-рассуждение «Скорбящее лицо матери»
Автор текста рассуждает над вопросами: «Почему на лицах матерей появляется скорбь? Почему прекрасно скорбящее лицо?»
Раскрывая проблему, он описывает лицо простой русской женщины, у которой тяжело болен ребенок. Она не плачет, просто смотрит в даль: думает о своем сыне, и глубокая печаль делает ее лицо прекрасным. Фазиль Искандер сравнивает ее с Богоматерью, которая, как и эта мама, вмещает в себя всю скорбь мира.
Писатель подводит нас к мысли, что скорбь матери прекрасна: она в состоянии спасти мир, так как рождается от великой любви, от умения сочувствовать, сопереживать, пропускать через себя чужую боль. И все наши мамы именно такие.
В заключение хочу сказать, что я не во всем согласна с автором: хочется, чтобы на лицах матерей вместо скорби было выражение радости и счастья. Чтобы ничего не омрачало их и не так долгие дни на Земле.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением