Ответы на вопросы §2 ГДЗ Сахаров Загладин 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 2. Основы исторической науки.1. Сравните принципы периодизации истории, господствовавшие в древности, в Средние века и Новое время, со взглядами современных учёных....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сахаров, Загладин 10 класс, Русское слово:
§ 2. Основы исторической науки.
1. Сравните принципы периодизации истории, господствовавшие в древности, в Средние века и Новое время, со взглядами современных учёных. В чём различия между ними? Есть ли общее?
Периодизация в античность основывалась на принципах цикличность, повторов. В Средние века периодизация основывалась на принципах перехода к более усовершенствованным видам труда. Марксистская, формационная, теория выделяла пять основных эпох истории человечества. Каждая из этих эпох рассматривалась как более прогрессивная по сравнению с предыдущей. Современные ученые также выделяют главным принципом периодизации прогресс.
2. Как вы понимаете термин «движущие силы исторического процесса»? Почему вопрос о движущих силах истории является дискуссионным?
Движущие силы исторического процесса - то, благодаря чему развивается история в тот или иной период. Вопрос о движущих силах является дискуссионным, потому что разные люди видят в этом свое, нельзя конкретно сказать, что движет историей. Также на это влияет религия.

1. В чём состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль человека в истории?
Человек не рассматривался как марионетка, слепо выполняющая их волю. Было принято считать, что можно (жертвоприношением, молитвой, соблюдением соответствующих обрядов и ритуалов) обеспечить их поддержку в том или ином начинании. Подобные взгляды господствовали в античности и Средневековье.
2. Укажите особенности исторических взглядов эпохи Просвещения. Что являлось, по мнению учёных XVIII в., движущей силой общественного развития?
В эпоху Просвещения сложилось убеждение, что мир могут приводить в движение идеи, отвечающие глубинным чаяниям народов и представляющиеся им разумными. История воспринималась как поле реализации воли людей к утверждению тех прав человека, которые рассматривались в качестве естественных.
3. Объясните сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества?
Марксистская теория рассматривала развитие человечества как естественно-исторический процесс. Eгo движущей силой считалась борьба между классами - группами людей, различающимися по их отношению к собственности на средства производства, месту в системе отношений. Иначе говоря, движущая сила истории виделась в борьбе между имущими и неимущими.
4. В каких значениях историки ХХ в. употребляли понятие «цивилизация»? Какие принципы лежат в основе цивилизационного подхода к истории? Назовите имена учёных, разработавших концепции локальных цивилизаций.
В качестве основного объекта изучения выступали прошлые цивилизации, различающиеся по характеру материальной и духовной культуры и проходящие определенные этапы в своем развитии. В теориях цивилизационного развития прогресс связывался с тем, что каждая новая цивилизация, в определенной мере наследуя достижения своих предшественниц, достигает все более высоких уровней материальной и духовной культуры.
5. Какие подходы к периодизации всемирной истории существуют в исторической науке?
Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Сторонники теории мирового цивилизационного развития видят в нём три основные стадии, разделяемые промежуточными, переходными этапами.
6. Объясните, почему периодизация Новейшего периода истории относится к числу спорных проблем. Какие перемены в мировом развитии можно связывать с наступлением его нового этапа?
Периодизация Новейшего периода относится к числу спорных проблем, потому что сам вопрос о том, что следует понимать под термином новейшая история спорный. С наступлением нового этапа можно связывать качественные перемены, связанные с изменением характера социального, общественно-политического развития ведущих государств мира, начинают проявляться.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.