Параграф 2 ГДЗ Котова Брызгалина 9 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова, Брызгалина 9 класс, Просвещение:
§ 2. Государство – политическая организация общества
Вы изучаете историю России и всеобщую историю. Вспомните, где и когда возникли первые государства.
Одним из древнейших государств в истории является Древний Египет, который сформировался в Нижнем Египте (низовья реки Нил) около 3100 года до н.э. Это государство характеризовалось централизованным управлением, богатой культурой и монументальной архитектурой. Древние города-государства в Месопотамии (современный Ирак) такие как Ур, Урук, и Ниппур, возникли в конце IV тысячелетия до н.э. Эти города стали центрами цивилизации, где развивалось сельское хозяйство, письменность и системы управления.
Каковы общие причины их появления?
Возникновение государств связано с необходимостью управления большими группами людей, решением конфликтов, обеспечением безопасности и регулированием экономических и социальных отношений. Создание государств обеспечивало защиту от нападений и захватов со стороны других общностей или государств.
Приведите примеры государств Античности и Средневековья.
• Древняя Греция: Древнегреческие полисы, такие как Афины и Спарта, считаются ранними формами государств.
• Римская империя: Римская империя была одним из самых могущественных государств античности.
• Киевская Русь: Киевская Русь возникла в IX веке и стала первым древнерусским государством.
Какие из этих государств остались в истории, а какие в том или ином виде существуют в современном мире?
В современном мире Римская империя уже не существует, но ее влияние ощущается в европейской культуре и правовых системах. Древнегреческие полисы также ушли в прошлое, но оставили богатое культурное наследие. Греция существует до сих пор. Киевская Русь с течением времени стала предшественником современной России и Украины.
Когда возникло Древнерусское государство?
Древнерусское государство, известное как Киевская Русь, возникло в IX веке.
Каковы основные теории его происхождения?
Одна из них связывает происхождение Руси с варягами-викингами, другие подчёркивают славянские и финно-угорские влияния. Также существуют теории, которые утверждают, что княжества Руси формировались как независимые образования и позднее объединились в единое государство под властью Киева. Эти вопросы до сих пор обсуждаются и изучаются историками.
Назовите имена правителей, которые оказали наибольшее влияние на развитие российской государственности в Х-XVIII вв. Кратко охарактеризуйте вклад каждого из них.
Иван Грозный усилил централизацию власти, расширил территорию Руси и сделал ее империей. Петр I вел масштабные реформы, включая модернизацию армии, бюрократии и образования. Основал Санкт-Петербург и укрепил позиции России на мировой арене. Екатерина II провела ряд реформ, расширила территории Российской империи и укрепила ее влияние в Европе. Петр III и Павел I. Их правление характеризовалось рядом реформ и изменений внутренней и внешней политики.
1. Как вы думаете, почему, по мнению Бисмарка, самые лучшие законы не могут компенсировать влияние плохих чиновников?
Плохие чиновники могут недобросовестно исполнять законы, их интерпретировать в свою пользу, злоупотреблять своей властью или даже игнорировать законы, что может привести к несправедливости, коррупции и хаосу.
2. Согласны ли вы с тем, что с плохими законами и хорошими чиновниками можно править страной?
С плохими законами и хорошими чиновниками, возможно, можно временно управлять страной, но это несостоятельное решение в долгосрочной перспективе. Плохие законы могут стать источником правовой неопределённости, непредсказуемости и нарушения прав граждан. Кроме того, хорошие чиновники могут уходить, а плохие приходить, и тогда страна столкнется с проблемами вновь.
3. Объясните своё мнение и подтвердите его примерами истории и фактами жизни со временного общества.
Примером такой ситуации может служить история стран с авторитарными режимами, где законы могут быть формально хорошими, но их исполнение зависит исключительно от чиновников, и это часто приводит к нарушениям прав человека и коррупции. Например, в некоторых странах с авторитарными режимами существуют законы, которые ограничивают свободу слова и собраний, но хорошие чиновники, борющиеся за соблюдение прав человека, могут временно смягчить последствия таких законов.
Рассмотрите схему. 1. Предположите, на основе какого критерия различают внутренние и внешние функции государства.
Внутренние и внешние функции государства различаются на основе сферы их применения. Внутренние функции государства относятся к его внутренним делам и охватывают области, связанные с управлением, регулированием и обеспечением функционирования внутренних структур общества. Внешние функции государства связаны с его внешними отношениями и охватывают сферы, связанные с международной деятельностью.
2. Объясните значение каждой из упомянутых функций для общества.
Законодательная функция обеспечивает создание законов, которые регулируют поведение граждан, обеспечивают правопорядок, и защищают права и свободы граждан внутри страны. Исполнительная функция позволяет государству обеспечивать выполнение законов, поддерживать порядок, обеспечивать безопасность, управлять экономикой и предоставлять социальные услуги для граждан. Судебная функция обеспечивает судебную систему, которая разрешает конфликты, защищает права граждан и принимает решения в соответствии с законом. Финансовая функция позволяет государству собирать налоги и распределять ресурсы для финансирования образования, здравоохранения, инфраструктуры и других общественных нужд.
Дипломатическая функция обеспечивает установление внешних отношений, переговоры, заключение международных соглашений и защиту интересов страны на мировой арене. Оборонительная функция направлена на защиту государственных границ и национальной безопасности, а также на участие в международных конфликтах и миротворческих миссиях. Экономическая функция способствует развитию национальной экономики, участию в мировой торговле и инвестициях. Информационная функция позволяет государству формировать свой имидж, представлять свои интересы и информировать мировое сообщество о своей политике. Помощь гражданам за границей включает в себя оказание консульской помощи и защиту граждан в других странах.
3. Приведите примеры, иллюстрирующие реализацию государством каждой функции.
Обеспечение народовластия и государственного суверенитета. Пример: Организация и проведение регулярных выборов, на которых граждане выбирают своих представителей в органы власти, такие как парламент или президент.
Поддержание социально-политической стабильности. Пример: Разработка и реализация политики социальной поддержки и экономической стабилизации для предотвращения социальных конфликтов и кризисов.
Охрана правопорядка, обеспечение прав и свобод граждан. Пример: Работа правоохранительных органов (полиции, судов) для защиты граждан от преступлений и обеспечения соблюдения законов.
Создание и поддержание условий для достойной жизни граждан. Пример: Развитие системы здравоохранения, образования, социальной защиты и жилищного строительства для улучшения уровня жизни населения.
Определение стратегических направлений во внутренней политике (экономика, социальная сфера, культура). Пример: Разработка национальных стратегий и планов развития, направленных на экономический рост, поддержку культурных и образовательных инициатив, и социальное развитие.
Сбор налогов, формирование бюджета. Пример: Взимание налогов с граждан и предприятий для финансирования государственных программ и обеспечения функционирования государственных органов.
Обеспечение национальной безопасности. Пример: Создание и поддержание вооруженных сил, а также проведение мер по защите государственных границ и борьбе с угрозами безопасности.
Отстаивание государственных интересов в международных отношениях. Пример: Проведение переговоров и заключение международных договоров для защиты национальных интересов и участие в международных организациях.
Добрососедское и взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами и международными организациями. Пример: Участие в международных проектах и программ, сотрудничество в рамках торговых и экономических отношений, а также в сфере научных и культурных обменов.
4. Почему разделение функций государства на внутренние и внешние является условным?
Разделение функций государства на внутренние и внешние является условным, потому что современное государство действует в мире, где внутренние и внешние аспекты часто переплетаются. Например, внутренняя экономическая политика может повлиять на международные торговые отношения, а международные конфликты могут оказать влияние на внутреннюю безопасность. Поэтому государство должно учитывать взаимосвязь этих функций при разработке своей политики.
1. Какой вывод можно сделать на основе приведённых данных?
На основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что доля тех, кто интересуется внешней политикой примерно равна доле тех, кто интересуется политикой. Однако, все-таки больше тех, кто интересуется внешней политикой.
2. Предположите, в какие периоды интерес граждан к внешней политике может возрастать, а в какие, наоборот, снижаться.
В периоды международных кризисов, например войн, террористических актов или геополитических конфликтов, интерес граждан к внешней политике обычно возрастает. Люди начинают более внимательно следить за новостями и мировыми событиями. В периоды выборов или политических кампаний интерес к внешней политике может возрастать, так как кандидаты и партии могут обсуждать свои позиции в отношении мировых вопросов.
3. К какой группе опрошенных вы отнесёте себя и свою семью? Поясните свою позицию.
Себя и свою семью я бы отнесла к группе тех, кто интересуется внешней политикой, потому что моя семья следит за событиями внешней политики и считает, что они могут влиять на нашу повседневную жизнь.
Используя ресурсы Интернета и материалы СМИ, расшифруйте аббревиатуры и узнайте об основных направлениях деятельности ООН, G20, ШОС, БРИКС.
Организация Объединенных Наций (ООН):
Основные направления деятельности ООН включают в себя обеспечение мира и безопасности, содействие международной сотрудничеству, развитие экономики, содействие устойчивому развитию, защиту прав человека, гуманитарную помощь, глобальную здравоохранительную и экологическую деятельность. Пример: ООН активно участвует в урегулировании мировых конфликтов, например, в миротворческих операциях в разных частях мира.
Группа G20 (Группа двадцати):
Основные направления деятельности G20 включают в себя координацию экономической политики среди крупнейших экономик мира, регулирование финансовых рынков и обсуждение вопросов мировой экономики. Пример: Саммит G20 проводится ежегодно, и на нем обсуждаются актуальные экономические проблемы мира.
Шанхайская Организация сотрудничества (ШОС):
Основные направления деятельности ШОС включают в себя сотрудничество по политическим и экономическим вопросам, вопросам безопасности, культурному и образовательному обмену. Пример: ШОС сосредотачивается на сотрудничестве между странами ШОС в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.
БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка):
Основные направления деятельности БРИКС включают в себя сотрудничество в экономических и финансовых вопросах, политические консультации и сотрудничество в сфере культуры.
Пример: БРИКС обсуждают вопросы глобальной экономики и финансов в рамках саммитов и регулярных встреч.
Приведите примеры, иллюстрирующие внешнеполитические отношения России со странами Евросоюза, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, США.
Россия имеет сложные отношения с Евросоюзом, которые включают в себя экономические санкции и диалог по различным вопросам, включая Украину и энергетическую безопасность.
Россия активно участвует в разрешении конфликтов на Ближнем Востоке, таких как в Сирии, и сотрудничает с различными странами региона.
Россия развивает экономические и политические отношения со странами Юго-Восточной Азии, акцентируя внимание на сотрудничестве в области торговли и инфраструктуры.
Россия также развивает отношения с Латинской Америкой, сотрудничая с различными странами региона в экономической и политической сферах.
Отношения России и США носит динамичный характер, включая периоды напряженности и диалога по вопросам безопасности и внешней политики.
1. Озаглавьте текст.
«Как формируется власть и государство»
2. Составьте план текста.
• Свобода человека в естественном состоянии
• Передача свобод в руки общества
• Власть в обществе
• Понятие государства
3. Как автор характеризует естественное состояние человека?
Человек в естественном состоянии - абсолютный господин своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчинённый.
4. Почему, по мнению философа, человек отказывается от состояния свободы и равенства в пользу общества?
Хотя в естественном состоянии он обладает подобным правом, но всё же пользование им весьма ненадёжно и ему постоянно угрожает посягательство других. Ведь, поскольку все являются властителями в такой же степени, как и он сам, поскольку каждый человек ему равен, а большая часть людей не особенно строго соблюдает равенство и справедливость, постольку пользование собственностью, которую он имеет в этом состоянии, весьма небезопасно, весьма ненадёжно.
5. Какие выгоды человек приобретает, согласно Дж. Локку, от договора с обществом?
Люди, когда они вступают в общество, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки общества, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность.
6. Во имя каких целей должна действовать власть?
Всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага.
7. Что Дж. Локк понимает под государством?
Под государством я всё время подразумеваю не демократию или какую-либо форму правления, но любое независимое сообщество, которое латиняне обозначили словом civitas.
• Какие качества личности В. И. Чуркина проявились на посту Постоянного представителя России в ООН?
• Профессионализм и экспертиза
• Стратегическое мышление
• Дипломатический талант
• Убежденность и принципиальность
• Достойное представление России
2. Используя ресурсы Интернета, подготовьте сообщение о деятельности Виталия Ивановича на посту Постоянного представителя Российской Федерации при ООН и в СБ ООН.
Виталий Иванович Чуркин был выдающимся российским дипломатом, чья деятельность на посту Постоянного представителя России при ООН и в Совете Безопасности ООН оказала значительное воздействие на внешнюю политику России и ее авторитет на мировой арене.
На посту Постоянного представителя России при ООН, В. И. Чуркин успешно представлял интересы России на мировой сцене. Он обладал выдающимися дипломатическими навыками, стратегическим мышлением и экспертизой в области международных отношений. Его деятельность была направлена на защиту суверенитета и национальных интересов России, а также на участие в разрешении мировых кризисов и конфликтов.
3. Сделайте вывод о роли дипломата в повышении авторитета нашей страны на международной арене.
В целом, В. И. Чуркин сыграл важную роль в укреплении позиции России на мировой арене и в поддержании мира и стабильности в мировых делах. Его работа в ООН и Совете Безопасности ООН сделала его выдающейся фигурой в российской дипломатии и оказала положительное воздействие на авторитет России в мировом сообществе.
1. Охарактеризуйте государство как политическую организацию.
Важным признаком государства является суверенитет - верховенство власти внутри страны и её независимость во внешней политике. Любое государство характеризуется наличием территории, очерчиваемой границей государства.
Государство от других политических организаций отличает исключительное право издавать общеобязательные правовые нормы, а также право законно применять в отношении граждан принуждение силами армии, органов охраны порядка и государственной безопасности. Государство обладает исключительным правом взимания с граждан и организаций налогов и иных обязательных платежей.
Государство имеет один или несколько государственных языков, а также свои символы гимн, флаг, герб.
2. Перечислите основные функции государства.
Государство как политическая организация выполняет разнообразные функции, которые можно условно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся защита государственного суверенитета и народовластия, поддержание социально-политической стабильности. Государство обеспечивает охрану правопорядка, прав и свобод граждан. Оно создаёт условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство определяет стратегические направления развития экономики страны, координирует экономическую деятельность, осуществляет контроль над расходованием налогов. Государство выполняет также природоохранную функцию.
Внешние функции государства связаны с обеспечением национальной безопасности, отстаиванием государственных интересов в международных отношениях.
3. Каковы основные направления внутренней и внешней политики государства?
Направления внутренней политики разнообразны: экономическая, связанная с обеспечением условий полноценного функционирования всех отраслей экономики, экономического роста и развития; финансовая, направленная на укрепление национальной валюты и стабилизацию финансового сектора экономики; демографическая, призванная обеспечить рост населения; социальная, направленная на поддержку материнства и детства, обеспечение всем гражданам достойных условий жизни и возможностей для полноценного развития личности; политика в области образования и науки и др.
Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, международными организациями.
Важнейшее средство внешней политики - дипломатия. В рамках установленных дипломатических отношений страны сотрудничают друг с другом, разрешают возникающие конфликты.
Похожие решебники
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением