Параграф 19-20 ГДЗ Мединский Чубарьян 11 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 11 класс, Просвещение:
Глава IV. Наука и культура во второй половине XX — начале XXI в.
В чём на ваш взгляд, состоят важнейшие особенности культуры второй половины ХХ — начала ХХI в.?
Постмодернизм привёл к смешению стилей и жанров, отказу от единых культурных канонов. Культура стала более интернациональной, стирая границы между национальными традициями. Цифровые технологии и интернет радикально изменили способы создания и потребления искусства. Искусство стало отражать и комментировать актуальные политические и социальные проблемы, включая права человека, экологию, борьбу за равенство.
§ 19-20. Наука и культура во второй половине XX — начале XXI в.
Какие изменения в жизни общества во второй половине XX — начале XXI в. непосредственно связаны с развитием науки и культуры?
Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта.
Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперёд совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры, телевизоров, средств связи. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства. Удивительные новинки техники, ставшие воплощением конструкторской мысли зарубежных и отечественных учёных, — лазеры, радары, реактивные самолёты, портативные телевизоры, телефоны — давно превратились в неотъемлемую часть современной цивилизации.
1. Какие черты характеризуют новый этап научно-технической революции?
Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта.
Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперёд совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры, телевизоров, средств связи. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства. Удивительные новинки техники, ставшие воплощением конструкторской мысли зарубежных и отечественных учёных, — лазеры, радары, реактивные самолёты, портативные телевизоры, телефоны — давно превратились в неотъемлемую часть современной цивилизации.
2. С какими науками были связаны важные научные достижения?
• Химия
• Компьютерные науки
• Биология и генетика
• Медицина
• Физика
Используя дополнительные источники, составьте справку о постройке и эксплуатации ледокола «Ленин».
Ледокол был спроектирован в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) Центральным конструкторским бюро «Айсберг». Строительство началось в 1956 году на Балтийском заводе. В 1957 году ледокол был спущен на воду, а в 1959 году прошёл испытания и был введён в эксплуатацию. На судне установили три атомных реактора, обеспечивавших его энергообеспечение.
Ледокол «Ленин» стал важным инструментом для сопровождения караванов судов через Северный морской путь, что способствовало более эффективной транспортировке грузов по арктическим маршрутам. С его помощью СССР активно развивал стратегические и экономические возможности в полярных регионах.
В 1989 году, спустя 30 лет службы, ледокол «Ленин» был списан. В 2005 году его превратили в музейное судно, стоящее в Мурманске. Экспозиция ледокола стала символом достижений СССР в освоении Арктики.
1. Какие события способствовали созданию ядерного оружия в СССР.
Исследования в сфере ядерной физики привели к строительству в 1942 г. под руководством итальянского физика-эмигранта Э. Ферми в США первого в мире ядерного реактора и осуществлению цепной ядерной реакции деления урана. Учёные сразу поняли, что получаемую при этом процессе энергию можно использовать для применения в военных целях. В том же 1942 г. под руководством американского физика Г. Оппенгеймера начались работы по созданию атомной бомбы. Они завершились в 1945 г. В июле было проведено испытание, а в августе американские атомные бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. Это событие заставило резко активизировать работы по созданию такого оружия в СССР.
2. В каких сферах используется атомная энергия.
Наряду с созданием атомного оружия в 1940-х гг. в СССР начались исследования по мирному использованию атомной энергии. Строительство в 1954 г. первой в мире атомной электростанции (АЭС) в г. Обнинске в Калужской области положило начало развитию нового вида энергетики.
Ядерные реакторы в 1950-х гг. также научились использовать в качестве силовой установки для крупных подводных лодок (АПЛ) и ледоколов.
Атомную энергию используют и в других целях. Например, для опреснения морской воды, в медицине, биологии и т. д.
1. Почему освоение космоса было связано с советско-американской космической гонкой?
Достижения СССР дали толчок к советско-американской космической гонке. Освоение космоса было связано с советско-американской космической гонкой из-за геополитического соперничества между СССР и США в годы холодной войны. Обе сверхдержавы стремились доказать своё технологическое превосходство и укрепить международный престиж.
2. Сколько пилотируемых орбитальных станций существовало и существует в мире.
В 1970-х — первой половине 1980-х г. в СССР велись работы по созданию орбитальной станции «Мир» (выведена на орбиту в 1986 г., затоплена в 2001 г.).
В 2001 г. началось строительство Международной космической станции. В её создании и деятельности принимали участие США, Россия, страны ЕС и др. В начале ХХI в. в мире появилась третья самодостаточная космическая держава — Китайская Народная Республика. Третьей в мире пилотируемой орбитальной станцией стала китайская «Тюньгун», начавшая работу с 2021 г.
1. Какие направления появились в литературе в послевоенное время.
• Экзистенциализм
• Авангард
• Постмодернизм
• Жанр фэнтези
2. Какие проблемы поднимали писатели в своих произведениях?
На литературные процессы этого периода влияет философия экзистенциализма, с присущим ей трагизмом в осмыслении жизни (А. Камю) и проблемой выбора (Ж.-П. Сартр). Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы.
В современной литературе наблюдается попытка осмыслить реальность информационной эпохи, для которой характерно многообразие мифов, сближение массового и элитарного искусства, появлением новых тенденций и направлений.
Какие факторы оказали влияние на театральное искусство во 2-й половине XX — начале XXI в.?
Театральное искусство во второй половине XX — начале XXI в. представлено многообразием направлений и течений, которые отражают особенности современного «постдраматического театра». Режиссёры во всём мире ставят как классические спектакли, так и авангардные. В настоящий период популярным становится иммерсивный театр (с эффектом погружения и присутствия).
1. Какое направление в послевоенном кинематографе было особенно популярным?
В первые послевоенные годы популярность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Для этих фильмов характерны натурные съёмки, показ без всяких прикрас нищенской жизни низов общества.
2. В чём заключаются причины популярности телесериалов?
С одной стороны, его популярность у зрителей всего мира обусловлена экспансией массовой, преимущественно амери-канской, культуры, попыткой уйти от тех проявлений реальности, которые не соответствует представлениям человека «эпохи потребления» об идеальной жизни, с другой — стремлением сохранить национальную идентичность, что, наряду с продукцией телекомпаний США, отражают сериалы Бразилии, Мексики, Аргентины, Южной Кореи, Франции, Бельгии, Германии, Канады, Турции, Индии, России и других стран.
Каковы были основные тенденции развития популярной музыки?
Ещё в 1950-х гг. рок-музыка развивалась по законам массовой культуры. Но наряду с адептами массовой культуры на мировой музыкальной арене стало появляться новое поколение рок-музыкантов, стремившихся произвести революцию в сознании молодого поколения.
Развитие шоу-бизнеса привело к размежеванию рок-музыки на развлекательную популярную (поп-музыку) и радикальный рок.
1. Какие новые направления появились в архитектуре?
• Интернациональный стиль
• Деконструктивизм
2. Как повлияли изменения в обществе на формирование новых тенденций в изобразительном искусстве?
Под воздействием социальных и идейных сдвигов менялась и культурная жизнь. Художники и архитекторы всё решительнее отказывались от принятых ранее норм. Модернистские направления в середине ХХ в. господствовали и в изобразительном искусстве.
Какую роль играет Олимпийское движение в развитии отношений между странами.
Среди принципов олимпийского движения важнейшее место занимало жёсткое отделение его от политики. Однако с самого начала Олимпийские игры испытывали давление со стороны различных политических сил и целых государств.
1. Какие достижения науки и техники конца XX — начала XXI в. являются, на ваш взгляд, наиболее важными?
• Изобретение компьютера и Интернета
• Исследования в сфере ДНК
• Появление новых материалов
• Микроэлектронные технологии
2. Каким образом освоение космического пространства может помочь в решении глобальных проблем современности?
Освоение космоса помогает в мониторинге изменения климата через спутники, улучшении коммуникаций, открывает возможности для новых источников энергии (солнечные фермы в космосе), а также способствует решению проблемы перенаселения и изучению ресурсов других планет.
3. Каковы особенности постмодернистской культуры. Приведите примеры.
• Смешение стилей
• Отказ от абсолютных истин: критика традиционных ценностей, взглядов и идеологий
• Игра с формой
• Отказ от единого нарратива
4. Охарактеризуйте влияние Интернета на формирование эстетических и художественных взглядов.
Интернет позволил распространять искусство на глобальном уровне, ускорил развитие цифрового искусства и блогов, привёл к демократизации эстетических норм. Появились новые формы искусства: диджитал-арт, мемы, киберлитература. Интернет-культура формирует новые эстетические каноны, связанные с динамикой, визуальной многослойностью и моментальной доступностью.
5. Как вы объясните увлечение молодёжи таким литературным жанром, как фэнтези.
Фэнтези позволяет молодёжи погружаться в миры, полные магии и чудес, где возможно всё. Это даёт возможность уйти от повседневной рутины и социального давления, вдохновляет на развитие воображения и даёт ощущение героизма и борьбы между добром и злом. Авторы фэнтези часто затрагивают вечные темы дружбы, чести и смелости, что откликается в молодых читателях.
6. Заполните таблицу «Основные достижения в науке и технике во 2-й половине XX — начале XXI в.»
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
• изобретение транзисторов – 1947 г
• расшифровка ДНК – 1953 г
• начало работы первой в мире АЭС – 1954 г
• запуск первого искусственного спутника Земли – 1957 г
• проведение Олимпийских игр в Москве – 1980 г
• создание сети Интернет – 1987 г
• рождение овцы Долли – 1996 г
• начало работы МКС – 2001 г
Используя словари, объясните смысл понятия «постмодернизм».
Постмодернизм — это философское и культурное направление, возникшее во второй половине XX века, которое отрицает существование абсолютных истин и фиксированных смыслов.
Приведите примеры произведений, испытавших влияние постмодернизма.
"Игра в классики" (1963) Хулио Кортасара: роман, предлагающий нелинейную структуру и приглашение читателю самому решать, как читать текст.
"Имя розы" (1980) Умберто Эко: детективный роман, который сочетает в себе историческую загадку и сложные философские размышления о языке и истине.
Фильмы Квентина Тарантино (например, "Криминальное чтиво", 1994): повествование с нелинейной структурой, цитирование других фильмов, ирония и смесь жанров.
Сформулируйте ответ на главный вопрос урока, указав 2—3 изменения.
Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта.
Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперёд совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры, телевизоров, средств связи. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства. Удивительные новинки техники, ставшие воплощением конструкторской мысли зарубежных и отечественных учёных, — лазеры, радары, реактивные самолёты, портативные телевизоры, телефоны — давно превратились в неотъемлемую часть современной цивилизации.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением