Параграф 19 ГДЗ Пчелов Лукин 6 класс (История)

Изображение §19. Новгородская земляКак географическое положение и природные условия Новгородской земли сказывались на хозяйственной деятельности её населения? Географические и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пчелов, Лукин 6 класс, Русское слово:
§19. Новгородская земля
Как географическое положение и природные условия Новгородской земли сказывались на хозяйственной деятельности её населения?
Географические и природные условия Новгородской земли благоприятствовали развитию ремесла и торговли. Ремесленники и купцы составляли значительную часть новгородского населения.
В чём заключались особенности государственного устройства Великого Новгорода?
Особенности государственного устройства заключаются в сильной роли вече и боярства и слабой роли князей. Новгородская земля представляла собой республику.
Вспомните, что вы узнали о Ганзейском союзе из курса «История Средних веков». Какое значение для Новгорода имели связи с Ганзой?
Связи с Ганзой имели важнейшее значение для Новгорода – Ганза была важным торговым партнером Новгорода.
1. Объясните, кто и кому написал каждую из приведённых грамот.
Первую грамоту писал сын матери, второю писал муж жене, а третью – жених невесте (возлюбленной).
2. О чём рассказывают грамоты? *Выскажите суждения о характере и ценности данного вида исторических источников.
Первая грамота рассказывает о наставлениях и необходимых действиях, делах. Вторая грамота рассказывает о просьбе мужа прислать ему необходимое, а третья грамота содержит предложение выйти замуж.
Данный вид источников показывает нам бытовую сторону жизни людей, мы можем узнать как жили простые люди.
1. Используя карту (с. 101), расскажите о географическом положении и природных условиях Новгородской земли.
Новгородская земля по территории была самой большой среди русских земель. Она простиралась от Балтики до предгорий Урала, от верховий Волги до Северного Ледовитого океана.
Природные условия Новгородской земли не способствовали развитию земледелия. Холодное и дождливое лето, суровая зима, скудная почва — всё это не могло обеспечить полноценной хозяйственной жизни землепашца.
Новгород стоял у истоков торговых путей по Волге, связывал страны Северной Европы и Балтики с Византией, арабским Востоком, Кавказом. Новгородское государство имело непо­средственный выход к морю.
2. Охарактеризуйте основные занятия населения Новгородской земли. Что служило главным источником благосостояния и могущества Господина Великого Новгорода?
Здесь получили развитие животноводство, огородничество, охота (в особенности на пушных зверей), рыболовство, бортничество и собирательство, хотя земледелие и оставалось главным занятием сельских жителей в Новгородской земле. Также важную роль играла торговля.
Географические и природные условия Новгородской земли благоприятствовали развитию ремесла и торговли. Ремесленники и купцы составляли значительную часть новгородского населения. Главным источником благосостояния Великого Новгорода была торговля.
3. Составьте схему «Управление Новгородской землёй». Расскажите о функциях главных должностных лиц.
Без согласия новгородцев князь теперь не мог принимать никаких важных решений (вече решало важнейшие вопросы). Посадник был высшим должностным лицом Новгорода, возглавлял городскую власть и войско, заключал договор с князем, вёл дипломатические переговоры, вместе с князем вершил суд. Посадников выбирали из наиболее знатных боярских семей. Тысяцкий представлял в городском управлении торгово-ремесленное население, ведал судом по торговым делам. В случае военной опасности тысяцкий становился одним из командующих новгородским ополчением. Новгородский архиепископ являлся главой новгородской епархии. Он скреплял своей печатью все международные договоры, без его согласия невозможно было принять никакое важное решение. Позднее у архиепископа появилось даже своё собственное войско.
4. Объясните, какое положение в Новгороде занимали князья. Чем оно отличалось от положения князей, например, в землях Юго-Западной Руси?
Князья занимали не очень высокое положение, их власть была во многом формальной. Высшая власть принадлежала назначавшемуся из Киева князю-наместнику, но своей княжеской династии в Новгороде не сложилось. Окончательно укрепилась новгородская вольность после бурных событий в Новгороде в 30-е годы XII века, когда оттуда был изгнан сын Мстислава Великого Всеволод. После этого князей в Новгород стало приглашать вече — собрание новгородцев. Без согласия новгородцев князь теперь не мог принимать никаких важных решений. Вече могло изгнать неугодного князя. Такое случалось нередко, поэтому князья менялись в Новгороде довольно часто. С прибывшим князем вече заключало договор (ряд), которым определялись княжеские права и обязанности. Князь не мог вмешиваться во внутренние дела городского управления и смещать должностных лиц. Вместе с посадником князь вершил суд, а во время войны возглавлял новгородское войско. Жил князь с дружиной не в самом городе, где у него не было соб­ственного дворца, а за городом.
5. Историки отмечают, что среди населения древнего Новгорода была весьма широко распространена грамотность. В чём это выражалось? Как вы думаете, чем объяснялась такая высокая степень распространения грамотности?
Высокое распространение грамотности в Новгороде выражалось в том, что новгородцы писали друг другу грамоты. Новгородцы создавали былины, слагали песни, сочиняли сказки. Новгородские былины также очень своеобразны. Их герои — не богатыри, как в Киеве, а купцы и простые горожане, такие, как богатый гость Садко или лихой молодец Василий Буслаев. Такая высокая степень распространения грамотности объясняется доступностью образования в Новгороде.
6. Рассмотрите иллюстрации с изображениями новгородских храмов (с. 119–120). Какие типичные черты вы в них отметили? Что отличало их от церковной архитектуры других русских земель?
• простота
• могучие силуэты
• отсутствие декора на стенах
• суровая величавость
• массивность
• прочность
• строгость
• асимметрия.
7*. Как вы думаете, чем определялся выбор героев в древних русских былинах, сказаниях? Почему, например, герои новгородских былин отличались от персонажей былин, возникших в Киеве?
Я думаю, выбор героев определяется спецификой княжества и реалий, которые в нем распространены. Герои новгородских былин отличались от персонажей былин, возникших в Киеве, потому что в Киеве простые люди и купцы играли гораздо меньшую роль, чем в Новгороде. Здесь больше восхваляли богатырей, героев.
8*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Новгород XIII века. Укажите род занятий своего героя, цель его поездки, впечатления от города, его достопримечательностей и т. д. Используйте в своём сообщении иллюстрации из учебника и других доступных вам изданий, а также интернет-ресурсов.
Я приехал из Лондона в Новгород, чтобы продать свои товары и купить что-нибудь у местных купцов. Чтобы пройти к торговой площади, мне было нужно пройти по нескольким новгородским улочкам. Торговый конец лежал на другой стороне Новгорода, так что еще мне пришлось пройти через центр города и ров. В центре я увидел невероятной красоты храмы. Вокруг величественного Софийского собора располагался детинец (кремль), обнесённый каменной стеной. По обеим сторонам Волхова гудел огромный посад. В конце XII века недалеко от Новгорода была построена и украшена фресками церковь Преображения Господня на Нередицком холме (церковь Спаса на Нередице). Храмы в Новгороде были монументальными и строгими, похожими на наши. Мне очень понравилось путешествие в Новгород. Это очень красивый город, где живут добрые люди.
Тренажёр к §19 № 1
На причале в Новгороде стоят два корабля. Один приплыл из Германии (когг) из городов Ганзейского союза и привёз товары на Русь. Другой корабль (ладья) принадлежит новгородскому купцу, который собирается плыть в Европу с русскими товарами. Распределите, в какой корабль, какие товары поместить.
Ганзейский когг
Новгородская ладья
Тренажёр к §19 № 2
Соотнесите наименования правителей Новгородского государства и описание их функций
Тренажёр к §19 № 3
Соотнесите названия, относящиеся к Новгородскому государству, с изображениями
Тренажёр к §19 № 4
Соотнесите название должности и её функции в Новгородском государстве
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением