Упр.171 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)

Не совпадает с вашим учебником?
Посмотрите обновленный решебник

Решение #1 (Учебник 2019)

Изображение Прочитайте текст. Какие непонятные диалектные слова встретились вам в рассказе? Выпишите их и расскажите, как вы понимаете их значения. Используйте сведения, данные на...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение Прочитайте текст. Какие непонятные диалектные слова встретились вам в рассказе? Выпишите их и расскажите, как вы понимаете их значения. Используйте сведения, данные на...

Решение #3 (Учебник 2014)

Изображение Прочитайте текст. Какие непонятные диалектные слова встретились вам в рассказе? Выпишите их и расскажите, как вы понимаете их значения. Используйте сведения, данные на...
Дополнительное изображение

Решение #4 (Учебник 2014)

Изображение Прочитайте текст. Какие непонятные диалектные слова встретились вам в рассказе? Выпишите их и расскажите, как вы понимаете их значения. Используйте сведения, данные на...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Найдите к каждому слову из левого столбика синоним из правого. Запишите слова парами.
разбор
перерыв
себялюбие
победитель
споры
антракт
анализ
дебаты
эгоизм
чемпион
Составьте предложения со словами-синонимами. Проверьте, могут ли эти слова использоваться в одних и тех же предложениях.
Ответ 1
1. На дом по литературе было задано сделать небольшой анализ рассказа Чехова и записать его в тетради. По русскому языку было задано сделать разбор записанных предложений и подчеркнуть все грамматические основы.
2. После первого акта начался антракт. В перерыве между буфетом и уборной мне удалось немного прогуляться по вестибюлю.
3. Во всех его фразах было столько себялюбия, что не хотелось даже продолжать с ним разговор. Всё же эгоизм никогда не красит людей.
4. Победителем в соревнованиях по заплыву на длинные дистанции стал трёхкратный чемпион Василий Иванов.
5. Вести споры на эту тему можно было бесконечно, поэтому мы решили остановится и закончили собрание. Следующие дебаты были назначены уже на пятницу.
Ответ 2
Найдём к каждому слову из левого столбика синоним из правого и запишем слова парами:
- разбор - анализ
- перерыв - антракт
- себялюбие - эгоизм
- победитель - чемпион
- споры - дебаты
Составим предложения со словами-синонимами:
К уроку по литературе нужно было приготовить детальный разбор произведения.
С помощью детального анализа мы сможем понять больше.
Все ушли на обеденный перерыв.
Спектакль идёт с двумя антрактами.
Меня часто упрекают за себялюбие.
В той или иной мере эгоизм присущ каждому человеку.
Всем было интересно, кто станет победителем турнира.
Этот фигурист дважды становился Олимпийским чемпионом.
В коридоре были оживлённые споры между учениками.
Среди учёных давно ведутся дебаты об этом.
Проверим, могут ли эти слова использоваться в одних и тех же предложениях:
К уроку по литературе нужно было приготовить детальный разбор произведения. - К уроку по литературе нужно было приготовить детальный анализ произведения. (возможна замена на синоним)
С помощью детального анализа мы сможем понять больше. - С помощью детального разбора мы сможем понять больше. (невозможна замена на синоним, та как слово «анализ» имеет более научное, книжное значение)
Все ушли на обеденный перерыв. - Все ушли на обеденный антракт. (замена на синоним невозможна, так как слово антракт имеет более узкое значение)
Спектакль идёт с двумя антрактами. - Спектакль идёт с двумя перерывами. (возможна замена на синоним, однако при замене предложение становится более характерным для разговорной речи)
Меня часто упрекают за себялюбие. - Меня часто упрекают за эгоизм. (возможна замена на синоним)
В той или иной мере эгоизм присущ каждому человеку. - В той или иной мере себялюбие присуще каждому человеку. (возможна замена на синоним, однако при замене предложение становится более характерным для разговорной речи)
Всем было интересно, кто станет победителем турнира. - Всем было интересно, кто станет чемпионом. (возможна замена на синоним)
Этот фигурист дважды становился Олимпийским чемпионом. - Этот фигурист дважды становился Олимпийским победителем. (возможна замена на синоним, однако при замене предложение становится более характерным для разговорной речи)
В коридоре были оживлённые споры между учениками. - В коридоре были оживлённые дебаты между учениками. (возможна замена на синоним, слово споры имеет более просторечное, разговорное значение, слово дебаты является книжным)
Среди учёных давно ведутся дебаты об этом. - Среди учёных давно ведутся споры об этом. (возможна замена на синоним, слово споры имеет более просторечное, разговорное значение, слово дебаты является книжным)

Прочитайте текст. Какие непонятные диалектные слова встретились вам в рассказе? Выпишите их и расскажите, как вы понимаете их значения. Используйте сведения, данные на полях.
В гости к поморам
Изба их стоит на берегу реки. С берега вокруг поморской избы располагается двор с разными хозяйственными строениями. В каждом дворе обязательно есть сенник (сарай для сена) и сетница (амбар на сваях для хранения сетей)
Заходим по крылечнику в избу. Радушные хозяева встретят нас, помогут снять мокрую одежду, в печурку положат сушиться катанки (так здесь валенки называются) и рукавицы. Потом нас пригласят к столу. И чего только здесь нет. и уха, и брусника мочёная, и жареная рыба (по-местному «жарёха»)!
После вкусного да сытного обеда зададим вопросы хозяйке о дедах и прадедах, чтобы узнать, чем занимались поморы, как жили. И поведает нам хозяюшка: «Жили больше на тонях, рыбу ловили; карбас был, на нём в море ходили. Дома держали дойнуху, чтоб молоко давала. В страдную пору сено косили. Работали и мужики и бабы. Ребятишки на огородах картошку обрабатывали, огурцы поливали, капустицу. А осенью сначала, конечно, смотренье, уговор. Потом уж и свадебничали. Вывожальница невесту выводит, а уж она красна! Стряпея бегает, угощает всех.
А как плясали-то! Зачиналыцица песни начинает, подхватывают все. Старухи коротушки поют. Весело. Баско».
Выпишем диалектные слова и дадим им толкование:
- сенник - сарай для сена
- сетница - помещение для сетей
- крылечник - крыльцо
- печурка - печь
- катанки - валенки
- жарёха - жареная рыба
- тони - места для рыбалки
- карбас - небольшое судно
- дойнуха - дойное домашнее животное
- страдная - урожайная
- смотренье - смотрины
- вывожальница - та, которая выводит невесту
- стряпея - повариха, кухарка
- зачинальщица - начинающая петь
- коротушки - частушки
- баско - хорошо
1. Почему значения некоторых диалектных слов можно понять без специальных объяснений и без словарей.
Значение некоторых диалектных слов можно понять без словаря, поскольку они по звучанию и написанию похожи на свои общеупотребительные синонимы.
2. Какое из диалектных слов соотносится с общеупотребительным разговорным глаголом стряпать — готовить еду?
Диалектизм стряпея соотносится с общеупотребительным разговорным глаголом стряпать.
Стряпея - та, что готовит еду, кухарка, повариха.
3. Какое из диалектным слов можно заменить общеупотребительным синонимом смотрины - старинный обряд знакомства жениха и его родственников с невестой? Укажите, к каким ещё диалектным словам можно подобрать общеупотребительные синонимы.
Диалектное слово смотренье можно заменить общеупотребительным словом смотрины.
Укажем, к каким ещё диалектным словам можно подобрать общеупотребительные синонимы:
- сенник - сарай для сена
- печурка - печь
- крылечник - крыльцо
- катанки - валенки
- жарёха - жареная рыба
- тони - места для рыбалки
- карбас - небольшое судно
- дойнуха - дойное домашнее животное
- стряпея - повариха, кухарка
- зачинальщица - начинающая петь
- коротушки - частушки
- баско - хорошо
4. Определите, в каком значении употребляется в тексте слово красна.
Красна - красивая.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением