Параграф 17 ГДЗ Сивоглазов Сарычева 7 класс (Биология)

Изображение $17. МНОГООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ. ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХУ каких насекомых развитие происходит с неполным превращением, а у каких — с полным превращением?Развитие с неполным...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Сарычева 7 класс, Просвещение:
$17. МНОГООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ. ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ
У каких насекомых развитие происходит с неполным превращением, а у каких — с полным превращением?
Развитие с неполным превращением происходит у тараканов, саранчи, стрекозы, клопа.
Развитие с полным превращением происходит у бабочки, мухи, пчелы, жука.
Почему насекомых нельзя делить на полезных и вредных?
Насекомые имеют огромное значение в природе и играют важную роль в жизни человека. Некоторые насекомые наносят вред сельскому хозяйству, лесам, переносят болезни, но вместе с тем служат пищей значительному количеству других животных: рыбам, земноводным, рептилиям, птицам, млекопитающим. Поэтому нельзя делить насекомых на полезных и вредных.

Вспомните!
Приведите примеры насекомых для каждой из сред обитания — наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной.
Наземно-воздушная среда: муха, бабочка, пчела.
Водная среда: личинки стрекоз, жук-плавунец.
Почвенная среда: медведка, панцирный клещ.
Организменная среда: клещ, клоп.
Какие кровососущие членистоногие тебе известны?
Мне известны такие кровососущие членистоногие, как комары, москиты, слепни.
Какие животные увеличивают плодородие почвы?
Плодородие почвы увеличивают животные, которые перерабатывают органические остатки и производят разрыхление почвы. Например, дождевые черви, почвенные клещи, муравьи.
Как ты думаешь, когда кто-то говорит «налетели как саранча», что он имеет в виду?
Говоря «налетели как саранча», подразумевают, что набросились большой толпой, с жадностью, шумом на что-либо, поедая всё.
Стаи саранчи могут насчитывать до сотен миллионов насекомых, образуя облака по несколько тысяч квадратных метров. Саранча очень прожорлива и поедает зелень и злаковые культуры, встречающиеся на пути. В полёте издаёт шум, который можно принять за гром.
Какие круглые и плоские черви паразиты тебе известны? Какие у них основные и промежуточные хозяева?
Мне известны такие черви паразиты, как:
- печёночный сосальщик (основной хозяин – человек или крупный рогатый скот, промежуточный хозяин – улитка малый прудовик или моллюск),
- бычий цепень (основной хозяин – человек, промежуточный хозяин – крупный рогатый скот),
- кошачий сосальщик (основной хозяин – человек или кошка, промежуточный хозяин – моллюск, затем карповые рыбы).

ДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙ
Проверь свои знания
1. Какие из названных в параграфе видов насекомых развиваются с неполным превращением? Какова их роль в природе?
Пустынная саранча — поедает растения в больших количествах.
Певчий кузнечик — важное звено в цепи питания.
Медведка — поедает корни растений, семена, дождевых червей.
Тля — высасывает соки растений, является пищей другим животным.
Рыжий и чёрный тараканы — переносят заболевания, звено цепи питания.
Стрекоза — хищник, контролирует численность кровососов.
2. Назовите виды насекомых, указанные в тексте параграфа, которым свойственно развитие с полным превращением.
Развитие с полным превращением свойственно пчёлам, бабочкам, жуку — усачу, мухам, жуку — навознику, божьей коровке, комару, москитам, мошкам, мухе — жигалке, слепням, оводам, тутовому шелкопряду.
3. Сравните особенности питания гусениц и взрослых особей бабочек.
Личинки бабочек — гусеницы, в отличие от взрослых особей, питающихся нектаром цветов, поедают зелёные части растений. Гусеницы очень прожорливы и способны на удивление быстро уничтожать листья.

Выполни задания
1. Разработайте план исследования «Развитие бабочки крапивницы».
План исследования бабочки-крапивницы:
1) Найдите растение с кладкой яиц бабочки-крапивницы. Это может быть крапива или хмель.
2) Наблюдайте за развитием насекомого в яйце. Отметьте время рождения гусениц.
3) Наблюдайте за жизнью гусениц. Отмечайте время, когда гусеница меняет цвет, и какого цвета она становится.
4) Наблюдайте за окукливанием гусеницы. Укажите, как это происходит, какое время занимает, как выглядит куколка бабочки-крапивницы.
5) Наблюдайте за выходом бабочки из куколки. Опишите процесс выхода бабочки из куколки. Укажите, через какое время после окукливания это происходит.
2. Создайте презентацию проекта «Редкие и охраняемые виды насекомых нашей страны».
3. Подготовьте презентацию «Опылители наших садов».

Обсуди с товарищами
1. Каково значение колорадского жука, короеда-типографа, бабочки-капустницы и платяной моли для хозяйственной деятельности человека?
Вышеперечисленные насекомые наносят вред хозяйственной деятельности человека и причиняют вред в повседневной жизни (быту).
И жуки, и личинки колорадского жука питаются листьями паслёновых культур: картофеля, томата, баклажана. Перезимовавшие самки с весны до осени откладывают на нижнюю поверхность листьев ярко-оранжевые яйца. В течение одного дня самка откладывает от 5 до 80 яиц. Если с ними не бороться, то можно лишиться урожая.
Короед-типограф получил свое название не случайно. Если в коре дерева селится семейная пара таких насекомых, то дальнейшая их жизнедеятельность приведёт к тому, что ствол будет походить на отпечаток типографской машины. В жаркое лето могут вывестись последовательно три поколения, которые напрочь испортят деревянные постройки и нанесут ущерб лесу. Здоровое дерево гибнет через 2-3 года.
Гусеницы бабочки-капустницы питаются преимущественно капустой, но могут также навредить урожаю редьки, репы, плодовым растениям. Выводок гусениц способен полностью уничтожить урожай.
Личинки платяной моли поедают шерсть верхней одежды, ворс ковров и ковровых изделий, мех, шерсть животных, шторы, текстиль и другие материалы, содержащие не менее 20% волокон животного происхождения, т. к. основой питания и развития является белок кератин, содержащийся в животных волокнах.
2. Почему многие насекомые требуют охраны?
В результате деятельности человека (замусоривание и загрязнение земель, образование пастбищ, использование удобрений и др.) происходит разрушение биоценозов, что, в свою очередь, приводит к исчезновению многих видов насекомых. На нашей планете ежедневно исчезает один вид насекомого. А любой вид насекомых может быть опылителем, источником питания для других животных, некоторые насекомые участвуют в почвообразовании, улучшают её плодородие. Поэтому крайне важно принять все меры, чтобы сохранить многообразие насекомых.

Выскажи мнение
Пчела и тутовый шелкопряд — одомашненные животные.
Из всех известных насекомых человек одомашнил только медоносную пчелу и тутового шелкопряда. При разведении пчёл можно было иметь мёд и воск, а при разведении тутового шелкопряда – шёлк.

Прополис, или пчелиный клей, содержит эфирные масла, воск, пыльцу. Лечебные свойства: обезболивающее (сильнее новокаина в 5,2 раза), противозудное, противомикробное средство. Тонизирует организм, повышает иммунитет. Укрепляет эмаль зубов. Обезболивает и размягчает мозоли. Стимулирует рост волос. Улучшает память и зрение. Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчёл.
Мёд обладает выраженным противовоспалительным действием. Повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет. Расширяет сосуды, снижает кровяное давление. Уменьшает вязкость и свертываемость крови. Снижает холестерин в крови.
Тутовый шелкопряд – белая бабочка средней величины. Её гусеницы перед окукливанием плетут коконы из шелковой нити. Разведением тутового шелкопряда начали заниматься в Китае около 5 тыс. лет назад. В процессе одомашнивания из поколения в поколение для разведения оставляли бабочек, которые откладывали много яиц и имели слаборазвитые крылья, а их гусеницы плели крупные коконы (их нить стала длиной до 1000 м и более).
Коконы собирают и часть из них отправляют на специальные станции для получения грены, а остальные поступают на фабрики, где их обрабатывают горячим паром и разматывают на особых машинах. Нити идут на изготовление шёлка, а заморенные куколки – на корм сельскохозяйственным животным.

РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, СХЕМАМИ, ТАБЛИЦАМИ
Заполните таблицу «Насекомые нашего края».
Название насекомого Отряд Тип развития
Зелёный кузнечик Прямокрылые С неполным превращением
Медведка Прямокрылые С неполным превращением
Тля Равнокрылые С неполным превращением
Колорадский жук Жесткокрылые С полным превращением
Моль Чешуекрылые С полным превращением
Муха Двукрылые С полным превращением
Комар Двукрылые С полным превращением
Слепень Двукрылые С полным превращением
Пчела Перепончатокрылые С полным превращением
Шмель Перепончатокрылые С полным превращением
Оса Перепончатокрылые С полным превращением
Бабочка-капустница Чешуекрылые С полным превращением
Клоп Полужёсткокрылые С неполным превращением

ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Изучение типов развития насекомых
1. Рассмотрите коллекцию «Развитие кузнечика». Найдите яйцо, личинки и взрослое насекомое. Сравните их. Чем они различаются?
Личинки и взрослое насекомое различаются размерами, строение не отличается.
2. Рассмотрите коллекцию «Развитие бабочек». Найдите яйцо, личинку (гусеницу), куколку и взрослое насекомое. Сравните каждую стадию между собой. Объясните, чем они различаются.
У бабочек личинки совсем не похожи на взрослых особей. У личинок отсутствуют сложные глаза, тело — червеобразное. Отсутствуют усики, нет крыльев.
Куколка — неподвижное промежуточное звено между личинкой и взрослым насекомым. Куколки покрыты общим покровом, охватывающим всё тело, включая усики, ноги и крылья. Двигать конечностями они не могут.
3. Сравните развитие насекомых с полным и с неполным превращением.
Неполное превращение включает три стадии — яйцо, личинка и взрослое насекомое. Личинки насекомых с неполным превращением внешне сходны со взрослыми особями. Помимо этого, у многих насекомых с неполным превращением личинки ведут сходный со взрослыми животными образ жизни и могут встречаться совместно с последними.

При полном превращении проходят стадии: яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое. Личинки насекомых с полным превращением, как правило, мало похожи на взрослых особей. Помимо того, личинки живут в иной среде, чем взрослые. В связи с этим большинство органов личинок имеют временный характер. Куколка — переходная форма от личинки к взрослому животному. В таком состоянии животное зимует, органы претерпевают значительные изменения. Из куколки выходит взрослое насекомое.
4. Зарисуйте стадии развития в рабочую тетрадь. Сделайте выводы.

Неполное превращение характеризуется прохождением лишь трёх стадий — яйца, личинки и взрослое насекомое, а полное превращение – прохождением четырёх стадий — яйца, личинки, куколки, взрослое насекомое. Личинки насекомых с полным превращением, как правило, мало похожи на взрослых особей и отличаются их среды обитания, тем самым развитие с превращением снижает конкуренцию у насекомых с родительской особью и в пище, и в жилье. У насекомых же с неполным превращением личинки ведут сходный с взрослой особью образ жизни и могут встречаться совместно с последними, создавая конкуренцию.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением