Параграф 16 ГДЗ Сивоглазов Сарычева 7 класс (Биология)

Изображение $16. КЛАСС НАСЕКОМЫЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАКаковы общие черты класса Паукообразные?Общие черты паукообразных:- два отдела тела – головогрудь и брюшко;- шесть пар...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Сарычева 7 класс, Просвещение:
$16. КЛАСС НАСЕКОМЫЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Каковы общие черты класса Паукообразные?
Общие черты паукообразных:
- два отдела тела – головогрудь и брюшко;
- шесть пар конечностей: ногочелюсти, ногощупальца, четыре пары ходильных ног;
- отсутствие усиков;
- простые глаза, расположенные на спинной стороне головогруди;
- наличие трахеи или лёгких.
Какие общие черты строения присущи всем насекомым?
Общие черты насекомых:
- тело состоит из трёх отделов – головы, груди и брюшка;
- одна или две пары крыльев;
- три пары ног;
- сложные глаза, находящиеся на голове;
- одна пара усиков.

Вспомните!
Есть ли на брюшке у речных раков и пауков конечности для передвижения?
У пауков на брюшке конечностей для передвижения нет, у рака сегменты брюшка несут 6 пар конечностей: 5 пар плавательных ног, 6 пара образует хвостовой плавник.
Для чего нужна кровеносная система?
Кровеносная система переносит кислород и питательные вещества ко всем органам и уносит образовавшийся углекислый газ и отходы клеточного обмена.
Что происходит, когда развитие животного идёт с превращением?
При развитии с превращением из яйца выходит личинка, которая и внешне, и по внутреннему строению, а нередко и по образу жизни отличается от взрослого животного. Эта личинка растёт, развивается и превращается во взрослую особь. Такое развитие ещё называют развитием с метаморфозом.
Как выглядят куколка и гусеница бабочки?
Гусеница — это личинка бабочки. Обычно она червеобразная, имеет хорошо выделенную голову правильной округлой формы, рогообразные усики, несколько пар конечностей.
Форма куколки напоминает пулю. Чаще всего куколки бабочек коричневые и блестящие. Куколки некоторых видов висят на кормовых растениях или других опорах вниз головой, другие — вверх головой, прикрепленные шелковым пояском. В связи с тем, что куколки висят открыто, им необходима маскировка, поэтому часто куколки имеют всевозможные выросты, а их окраска сливается с окружающим фоном.
Как ты считаешь, что общего в образе жизни у пчёл и муравьёв?
Общей для муравьёв и пчёл является «общественная трёхчленность» колоний с разделением их на матку (одна в семье пчёл, много в семье муравьёв), самцов (у пчёл — трутни) и множество рабочих особей (самки, не способные размножаться).
Как называют дом для семьи пчёл?
Дом для семьи пчёл называют ульем.
Поясни на примере, что такое рефлекс.
Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение. Например, собака откликается на кличку, человек одёргивает руку при касании горячего предмета.

ДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙ
Проверь свои знания
1. Каковы особенности внешнего строения насекомых?
Для насекомых характерны следующие особенности внешнего строения:
- тело делится на три отдела — голову, грудь и брюшко;
- на голове сложные глаза и одна пара усиков;
- сложный ротовой аппарат (видоизменённые конечности);
- грудной отдел несёт три пары ног;
- наличие одной или двух пар крыльев.
2. Что собой представляют крылья насекомых? Каково их строение?
Крылья — это двуслойные складки покровов тела, пронизанные трахеями и нервами. Наличие крыльев позволяет их обладателям осваивать большие территории в поисках пищи или брачных партнёров.
3. Назовите основные отделы пищеварительной системы насекомых и их функции.
Пищеварительная система насекомых состоит из рта, глотки, пищевода, желудка и кишечника. В желудке пища перетирается, а окончательное переваривание происходит в кишечнике.
4. Как устроена нервная система насекомых?
У насекомых лучше развита нервная система по сравнению с другими членистоногими. Головной нервный узел очень крупный (иногда его называют «головной мозг»), а поведение насекомых очень сложное. Головной нервный узел получает информацию от всех органов чувств, расположенных на голове.

5. Чем и почему функции гемолимфы насекомых отличаются от функций крови кольчатых червей?
Функции гемолимфы насекомых отличаются от функций крови кольчатых червей тем, что она не переносит кислород. Это связано с хорошо развитой дыхательной системой. Дышат насекомые только при помощи сильно разветвлённых трахей, которые открываются наружу отверстиями — дыхальцами. Трахеи настолько тонкие и разветвлённые, что проводят воздух буквально к каждой отдельной клетке.
Гемолимфа насекомых служит для транспорта питательных веществ от кишечника к органам тела. Она переносит также продукты обмена веществ к органам выделения — мальпигиевым сосудам.

Выполни задания
1. Предложите свой план наблюдений за насекомыми-опылителями (в летний период).
План наблюдений за насекомыми-опылителями:
1) Выберите цветущее растение. Опишите цвет, запах, форму.
2) Установите, какие насекомые прилетают к данному растению, как часто и в какое время суток.
3) Определите влияние погоды на количество насекомых-опылителей.
4) Сделайте вывод о взаимных приспособлениях растения и насекомых, а также об участии разных групп опылителей в опылении растения.
2. Подготовьте презентацию «Насекомые нашей местности».

Обсуди с товарищами
Какие особенности насекомых позволили им освоить все среды обитания нашей планеты?
Особенности насекомых, которые позволили им освоить все среды обитания нашей планеты:
- наличие крыльев;
- дыхание при помощи трахей (позволяет поддерживать интенсивный газообмен во время полёта);
- выделительная система из мальпигиевых сосудов позволяет им приспосабливаться к жизни в сухих условиях;
- размножение у большинства с полным превращением, где личинка питается другой пищей, в отличие от взрослого насекомого, что уменьшает конкуренцию;
- маленькие размеры. Большинство насекомых и особенно их личинки ведут скрытный образ жизни. Мелкие размеры делают возможным активное использование естественных полостей в почве, подстилке, под корой, в гниющих субстратах.

Выскажи мнение
Насекомые, развивающиеся с полным превращением, имеют больше шансов выжить в конкурентной борьбе между особями одного вида, чем насекомые, развивающиеся с неполным превращением.
Личинки насекомых с полным превращением не вступают в пищевую конкуренцию с взрослыми особями, иногда обитают в разных условиях. Личинки же насекомых с неполным превращением питаются той же пищей, что и взрослая особь.
Насекомое в состоянии куколки может перенести больший диапазон колебаний условий среды.

РАБОТА С ТЕКСТОМ
Составьте план параграфа.
1) Среда обитания насекомых
2) Внешнее строение
3) Пищеварительная система
4) Система органов дыхания
5) Кровеносная система
6) Нервная система
7) Размножение
8) Образ жизни
9) Поведение

ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Изучение внешнего строения насекомых
1. Рассмотрите внешний вид насекомого. Определите его размеры (длина, ширина) и окраску тела.
Муха имеет серую окраску, на грудном отделе имеются четыре узкие черные продольные полосы. Длина тела составляет 6 мм, ширина – 1,8 мм.
2. Определите отделы тела. Сравните их размеры относительно друг друга.
Тело мухи разделено на три части: голову, грудь и брюшко. Голова 1 мм, грудь 1,5 мм, брюшко 3,5 мм.

3. Рассмотрите голову насекомого. Найдите на ней усики, глаза, ротовой аппарат. С помощью лупы рассмотрите их устройство.
Ротовой аппарат представлен хоботком. Глаза занимают большую часть головы, состоят из множества простых глазков и выглядят как сетка.
4. Найдите на грудном отделе крылья и конечности. Определите их количество с по мощью лупы. Рассмотрите строение ног. Есть ли различия между крыльями?
Грудь покрыта хитиновым покровом. У мухи три пары ног, каждая состоит из пяти частей. На конце имеется коготок. Крыльев у мухи две пары, верхняя пара больше нижней. Крылья прозрачные, перепончатые.
5. Рассмотрите брюшко, найдите на нём дыхальца. Каковы их функции?
Брюшко имеет цилиндрическую форму, вытянутое, состоит из 10 сегментов.
У мухи 10 пар дыхалец, 2 пары на груди, остальные на брюшке. Дыхальца имеют большое значение в осуществлении газообмена. Они проводят воздух в трахеи.
6. В рабочей тетради запишите вывод, на каком основании рассмотренное животное относится к типу Членистоногие и классу Насекомые. Сделайте необходимые рисунки.
Муху относят к типу Членистоногие, потому что её конечности состоят из члеников – суставов. Тело делится на 3 отдела, имеются 3 пары конечностей, 2 пары крыльев, усики, хитиновый покров, сложные глаза, на брюшке дыхальца, поэтому муху относят к классу Насекомые.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением