Упр.163 ГДЗ Александрова Загоровская 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 163. 1) Прочитайте фрагмент рассказа Д. Г. Шеварова «Первый клоун на деревне». От чьего имени идёт повествование? Какие языковые средства помогают это понять?Сначала...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 9 класс, Просвещение:
163. 1) Прочитайте фрагмент рассказа Д. Г. Шеварова «Первый клоун на деревне». От чьего имени идёт повествование? Какие языковые средства помогают это понять?
Сначала повествование идёт от лица 1 «а» класса (нам, мы), а потом от 1 лица (я, меня, мне).

Всё есть в Вёдрышках — и кино, и пожарная каланча, и киоск с мороженым, и детский парк с каруселью, и пристань с теплоходами, и даже кукольный театр. Есть даже две бани!
Только одной важной вещи в Вёдрышках не хватает — цирка. Но почти каждый день представления открываются в нашем 1«а».
Ни с того, ни с сего смешинка вдруг начинает гулять по классу, захватывая всех-всех и даже учительницу Юль-Николавну. <...>
И почему нам так нравится быть смешными? Наверное, это оттого, что мы всем классом очень любим Юрия Никулина, хотя видим его только в кино. Никулин как-то незаметно внушил нам, что хорошему человеку не страшно быть немножечко смешным. А иногда это просто необходимо, чтобы спасти положение.
Недавно наступил час и моей персональной славы. Я к ней не стремился, но обстоятельства, как волна, выбросили меня на сцену. А дело было так. Забыл я дома мешок со сменкой и, пока бежал в школу, заляпался в рыжей глине. Ботинки от глины стали тяжёлыми, и я еле доковылял до нашего класса. Звонок прозвенел, а я стою в дверях огорчённый, что не успел проскочить к своей парте.
Юль-Николавна смотрит на меня, как будто я не ученик её, а комок грязи, неизвестно как закатившийся в класс. И все ребята смотрят на меня как на чужого. Мне тоже захотелось посмотреть на себя: и чего это во мне такого удивительно страшного, но зеркала в классе не было. Тем временем Юль-Николавна зачем-то разворачивает газету «Красный Север» и стелет её на свой учительский стол. Потом вдруг хватает меня, как пушинку, и ставит на газету. Я уже догадываюсь, что это не пьедестал почёта.
— Полюбуйтесь на этого... — возмущённая Юль-Николавна не сразу находит то слово, которого я заслуживаю. Дожидаясь приговора, я сквозь набегающие слёзы разглядываю свои глиняные ботинки и заголовки на спортивной странице «Красного Севера»: «Спартак расстаётся с кубком», «А штанга всё тяжелеет»... Учительница продолжает греметь.
— Полюбуйтесь на него — первый клоун на деревне! Вылитый Никулин!
И в этот момент происходит то, чего не ожидали ни я, ни учительница. При слове «Никулин» девочки начинают шептаться, а мальчишки одобрительно гудят. Я потихоньку поднимаю голову и вижу сияющие глаза нашего класса. Ребята смотрят на меня, как на
артиста, который выполнил какой-то опасный трюк и благополучно спустился из-под купола на арену.
Всё происходит как во сне. Ребята хлопают в ладоши, смеются. Я начинаю кланяться во все стороны. Топчусь и кланяюсь: мол, очень вам признателен за такой тёплый приём. Юль-Николавна тоже вдруг начинает улыбаться; она стаскивает меня со стола и отправляет мыть ботинки.
В тот день я твёрдо решил, что когда подрасту, то обязательно пойду всерьёз учиться на клоуна. Нет, не просто на клоуна, а именно на
Никулина.

2) Среди особенностей разговорной речи исследователи отмечают неполные предложения, изменения в порядке слов, укороченные звательные формы, стремление к экономии языковых средств, с одной стороны, и к избыточности — с другой. Подтвердите эти наблюдения примерами из текста.
Неполные предложения: – Нет, не просто на клоуна, а именно на Никулина.
Изменения в порядке слов: Недавно наступил час и моей персональной славы. Забыл я дома мешок со сменкой и, пока бежал в школу, заляпался в рыжей глине. И в этот момент происходит то, чего не ожидали ни я, ни учительница.
Укороченные звательные формы: Юль-Николавна.
Стремление к экономии языковых средств: сменка – сменная обувь
Стремление к избыточности: Всё есть в Вёдрышках – и кино, и пожарная каланча, и киоск с мороженым, и детский парк с каруселью, и пристань с теплоходами, и даже кукольный театр. Дожидаясь приговора, я сквозь набегающие слёзы разглядываю свои глиняные ботинки и заголовки на спортивной странице «Красного Севера»: «Спартак расстаётся с кубком», «А штанга всё тяжелеет»...

3) Перескажите текст от 3-го лица.
Всё есть в Вёдрышках, кроме одной важной вещи – цирка.
Но почти каждый день представления открываются в 1«а», в котором учится герой рассказа.
Первоклассникам нравится быть смешными, потому что они очень любят Юрия Никулина и понимают, что хорошему человеку не страшно быть немножечко смешным.
Недавно наступил час персональной славы героя рассказа, хотя он к этому и не стремился. Случилось так, что мальчик забыл дома мешок со сменкой и, пока бежал в школу, заляпался в глине. Ботинки стали тяжёлыми, и он еле доковылял до класса и не успел проскочить к своей парте, потому что уже прозвенел звонок.
Юль-Николавна посмотрела на него так, будто он не ученик её, а комок грязи, закатившийся в класс. Она развернула газету на учительском столе, подхватила мальчика и поставила его туда.
– Полюбуйтесь на него – первый клоун на деревне! Вылитый Никулин! – сказала возмущённая учительница.
При слове «Никулин» девочки зашептались, а мальчишки одобрительно загудели. Мальчик поднял голову и увидел, что ребята смотрели на него, как на артиста, благополучно выполнившего опасный трюк.
Ребята хлопали в ладоши, смеялись, а их одноклассник кланялся во все стороны: мол, очень вам признателен за такой тёплый приём. Юль-Николавна тоже вдруг заулыбалась и отправила его мыть ботинки.
В тот день мальчик твёрдо решил, что обязательно пойдёт учиться на клоуна, и не просто на клоуна, а на Никулина.

4) Расскажите о смешном случае, который мог бы стать основой для анекдота, который произошёл с вами или свидетелем которого вы были.
С нами произошёл смешной случай, когда мы привели свою собаку на приём в ветклинику. Пока врач осматривал её, в соседней комнате орал кот. Мяукал на все лады без остановки. Ветеринар на это абсолютно не обращал внимания. Мы даже засомневались в выборе клиники. Решили спросить, что с котом. Врач не понял:
– С каким котом?
– У вас же кот за стенкой орёт. Может, ему помощь нужна, обезболивающие?
– Ах, этот кот, – улыбнулся ветеринар. – Пойдёмте, покажу.
Мы прошли за врачом в соседнюю комнату и увидели... попугая. Он увлечённо мяукал разными голосами. Увидев нас, попугай хитро подмигнул, гавкнул и сказал:
– Пр-р-ривет!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением