Упр.163 ГДЗ Александрова Загоровская 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 9 класс, Просвещение:
163. 1) Прочитайте фрагмент рассказа Д. Г. Шеварова «Первый клоун на деревне». От чьего имени идёт повествование? Какие языковые средства помогают это понять?
Сначала повествование идёт от лица 1 «а» класса (нам, мы), а потом от 1 лица (я, меня, мне).
Всё есть в Вёдрышках — и кино, и пожарная каланча, и киоск с мороженым, и детский парк с каруселью, и пристань с теплоходами, и даже кукольный театр. Есть даже две бани!
Только одной важной вещи в Вёдрышках не хватает — цирка. Но почти каждый день представления открываются в нашем 1«а».
Ни с того, ни с сего смешинка вдруг начинает гулять по классу, захватывая всех-всех и даже учительницу Юль-Николавну. <...>
И почему нам так нравится быть смешными? Наверное, это оттого, что мы всем классом очень любим Юрия Никулина, хотя видим его только в кино. Никулин как-то незаметно внушил нам, что хорошему человеку не страшно быть немножечко смешным. А иногда это просто необходимо, чтобы спасти положение.
Недавно наступил час и моей персональной славы. Я к ней не стремился, но обстоятельства, как волна, выбросили меня на сцену. А дело было так. Забыл я дома мешок со сменкой и, пока бежал в школу, заляпался в рыжей глине. Ботинки от глины стали тяжёлыми, и я еле доковылял до нашего класса. Звонок прозвенел, а я стою в дверях огорчённый, что не успел проскочить к своей парте.
Юль-Николавна смотрит на меня, как будто я не ученик её, а комок грязи, неизвестно как закатившийся в класс. И все ребята смотрят на меня как на чужого. Мне тоже захотелось посмотреть на себя: и чего это во мне такого удивительно страшного, но зеркала в классе не было. Тем временем Юль-Николавна зачем-то разворачивает газету «Красный Север» и стелет её на свой учительский стол. Потом вдруг хватает меня, как пушинку, и ставит на газету. Я уже догадываюсь, что это не пьедестал почёта.
— Полюбуйтесь на этого... — возмущённая Юль-Николавна не сразу находит то слово, которого я заслуживаю. Дожидаясь приговора, я сквозь набегающие слёзы разглядываю свои глиняные ботинки и заголовки на спортивной странице «Красного Севера»: «Спартак расстаётся с кубком», «А штанга всё тяжелеет»... Учительница продолжает греметь.
— Полюбуйтесь на него — первый клоун на деревне! Вылитый Никулин!
И в этот момент происходит то, чего не ожидали ни я, ни учительница. При слове «Никулин» девочки начинают шептаться, а мальчишки одобрительно гудят. Я потихоньку поднимаю голову и вижу сияющие глаза нашего класса. Ребята смотрят на меня, как на
артиста, который выполнил какой-то опасный трюк и благополучно спустился из-под купола на арену.
Всё происходит как во сне. Ребята хлопают в ладоши, смеются. Я начинаю кланяться во все стороны. Топчусь и кланяюсь: мол, очень вам признателен за такой тёплый приём. Юль-Николавна тоже вдруг начинает улыбаться; она стаскивает меня со стола и отправляет мыть ботинки.
В тот день я твёрдо решил, что когда подрасту, то обязательно пойду всерьёз учиться на клоуна. Нет, не просто на клоуна, а именно на
Никулина.
2) Среди особенностей разговорной речи исследователи отмечают неполные предложения, изменения в порядке слов, укороченные звательные формы, стремление к экономии языковых средств, с одной стороны, и к избыточности — с другой. Подтвердите эти наблюдения примерами из текста.
Неполные предложения: – Нет, не просто на клоуна, а именно на Никулина.
Изменения в порядке слов: Недавно наступил час и моей персональной славы. Забыл я дома мешок со сменкой и, пока бежал в школу, заляпался в рыжей глине. И в этот момент происходит то, чего не ожидали ни я, ни учительница.
Укороченные звательные формы: Юль-Николавна.
Стремление к экономии языковых средств: сменка – сменная обувь
Стремление к избыточности: Всё есть в Вёдрышках – и кино, и пожарная каланча, и киоск с мороженым, и детский парк с каруселью, и пристань с теплоходами, и даже кукольный театр. Дожидаясь приговора, я сквозь набегающие слёзы разглядываю свои глиняные ботинки и заголовки на спортивной странице «Красного Севера»: «Спартак расстаётся с кубком», «А штанга всё тяжелеет»...
3) Перескажите текст от 3-го лица.
Всё есть в Вёдрышках, кроме одной важной вещи – цирка.
Но почти каждый день представления открываются в 1«а», в котором учится герой рассказа.
Первоклассникам нравится быть смешными, потому что они очень любят Юрия Никулина и понимают, что хорошему человеку не страшно быть немножечко смешным.
Недавно наступил час персональной славы героя рассказа, хотя он к этому и не стремился. Случилось так, что мальчик забыл дома мешок со сменкой и, пока бежал в школу, заляпался в глине. Ботинки стали тяжёлыми, и он еле доковылял до класса и не успел проскочить к своей парте, потому что уже прозвенел звонок.
Юль-Николавна посмотрела на него так, будто он не ученик её, а комок грязи, закатившийся в класс. Она развернула газету на учительском столе, подхватила мальчика и поставила его туда.
– Полюбуйтесь на него – первый клоун на деревне! Вылитый Никулин! – сказала возмущённая учительница.
При слове «Никулин» девочки зашептались, а мальчишки одобрительно загудели. Мальчик поднял голову и увидел, что ребята смотрели на него, как на артиста, благополучно выполнившего опасный трюк.
Ребята хлопали в ладоши, смеялись, а их одноклассник кланялся во все стороны: мол, очень вам признателен за такой тёплый приём. Юль-Николавна тоже вдруг заулыбалась и отправила его мыть ботинки.
В тот день мальчик твёрдо решил, что обязательно пойдёт учиться на клоуна, и не просто на клоуна, а на Никулина.
4) Расскажите о смешном случае, который мог бы стать основой для анекдота, который произошёл с вами или свидетелем которого вы были.
С нами произошёл смешной случай, когда мы привели свою собаку на приём в ветклинику. Пока врач осматривал её, в соседней комнате орал кот. Мяукал на все лады без остановки. Ветеринар на это абсолютно не обращал внимания. Мы даже засомневались в выборе клиники. Решили спросить, что с котом. Врач не понял:
– С каким котом?
– У вас же кот за стенкой орёт. Может, ему помощь нужна, обезболивающие?
– Ах, этот кот, – улыбнулся ветеринар. – Пойдёмте, покажу.
Мы прошли за врачом в соседнюю комнату и увидели... попугая. Он увлечённо мяукал разными голосами. Увидев нас, попугай хитро подмигнул, гавкнул и сказал:
– Пр-р-ривет!
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением