Упр.134 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
134 Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Выполните разбор отмеченных слов, обращая внимание на связь между единицами языка разных уровней.
I. Спится мне, младенькой", дремлет(?)ся
Клон..т голову на подуш..чку2
Свёкор-батюшка по сеничкам похаж..вает
Сердитый по новым погул..вает.
Спится мне, младенькой, дремлется (что делает?), (запятая разделяет части БСП)
Клонит (гл. II спр.) голову на подушечку (сущ. за корнем после шипящ. без ударения – е), (запятая разделяет части БСП)
Свёкор-батюшка по сеничкам похаживает (похаживаю; жи-ши), (запятая разделяет однород. сказ.)
Сердитый по новым погуливает (погуливаю).
II. Другая — тесная
Дорога чес(?)ная2
По ней идут
Лишь души сильные
Любв..обильные
На бой на труд.
За обойдённого
За угнетённого
Стань в их ряды.
Иди к унижен(?)ым
Иди к обижен(?)ым —
Там нуж..н ты.
Другая — тесная
Дорога честная (честен), (запятая разделяет части БСП)
По ней идут
Лишь души сильные, (запятая разделяет однород. определ.)
Любвеобильные (соединит е после мягк. согл.)
На бой, (запятая разделяет однород. обст.) на труд.
За обойдённого, (запятая разделяет однород. дополн.)
За угнетённого
Стань в их ряды.
Иди к униженным (прич. сов. в..), (запятая разделяет части БСП.)
Иди к обиженным (прич.сов. в.) –
Там нужен (беглая гласная: нужный) ты.
III. В минуту унынья о родина-мать!
Я мыслью (в)перёд улетаю.
Ещё сужд..но“ тебе много страдать'
Но ты не погибн..шь я знаю.
Был гущ., невежества мрак над тобой
Удушливей" сон (не)пробудный.
Была ты глубоко несчас(?)ной" страной
Подавленной рабски-бессудной. < ... >
Довольно! Окончен с прошедшим" расч..т
Окончен расч..т с господином!
Сб..рается" с силами русский народ
И учится быть гражданином...
(Н. А. Некрасов)
В минуту унынья, (запятая выделяет обращение) о родина-мать!
Я мыслью вперёд (нареч.) улетаю.
Ещё суждено (от «сужденный») тебе много страдать, (зпаятая перед противит. союзом.)
Но ты не погибнешь (гл. II спр.), (запятая разделяет части БСП) я знаю.
Был гуще (кр. прил., за корнем после шипящ. без ударения – е) невежества мрак над тобой, (запятая разделяет части БСП)
Удушливей сон непробудный (= крепкий).
Была ты глубоко несчастной (несчастен) страной, (запятая разделяет однород. определ.)
Подавленной, (запятая разделяет однород. определ.) рабски-бессудной.
Довольно! Окончен (от гл. не на -ать/-ять) с прошедшим расчёт (в корне после шипящ под ударением – ё), (запятая разделяет части БСП)
Окончен расчёт (в корне после шипящ под ударением – ё) с господином (господь)!
Сбирается (черед., за корнем есть -а-) с силами русский народ
И учится быть гражданином (гражданский)...
(И. А. Некрасов)
Младенькой2, подушечку2, похаживает2, честная2, суждено2, страдать2, удушливей2, несчастной2, прошедшим2, собирается2.
1. Какова связь морфем некоторых слов со стилистическими особенностями. стилистической окраской стихотворных фрагментов?
Некоторые суффиксы кратких прилагательных и причастий употреблены таким образом, чтобы сохранить ритмику стихотворений (окончен, суждено). То же самое можно сказать и о формах полных причастий (обойдённого, угнетённого, униженным, обиженным).
2'. Прочитайте фрагменты выразительно, предварительно осмыслив их содержание, выявив в них ключевые слова, определив их эмоциональную окраску, целесообразно используя логические ударения, паузы.
Устно.
3‘. Тропинка к литературе. Фрагменты какого произведения использованы в упражнении? События какого времени описывает автор?
В упражнении использованы фрагменты поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор описывает события, связанные с отменой крепостного права в России.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением