Урок 133 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 3 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Урок 133Давай подумаемКачественное прилагательное сладкий (чай) называет признак предмета. Этот признак может быть в предмете в большей или меньшей степени (слаще,...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 3 класс, Просвещение:
Урок 133
Давай подумаем
Качественное прилагательное сладкий (чай) называет признак предмета. Этот признак может быть в предмете в большей или меньшей степени (слаще, самый сладкий).
Относительное прилагательное январский (мороз) называет время, когда то или иное явление происходит. Этот признак не может быть в предмете в большей или меньшей степени.
А на что указывают прилагательные папин (портфель), лисья (нора)? Можно ли эти прилагательные отнести к качественным или относительным? Какой вопрос лучше задать к прилагательным папин, лисья — какой? или чей?
Кому принадлежит портфель, нора? или какой портфель? какая нора?
Прилагательные папин, лисья нельзя отнести к качественным или относительным, потому что они показывают принадлежность предмета кому-то. К этим прилагательным больше подходят вопросы чей? и чья?
Упр. 1. Прочитай текст. Выпиши качественные и относительные прилагательные. Докажи, что они действительно являются качественными и относительными.
Я зажмурился и снова открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.
Сколько лет с тех пор прошло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой.
(По В. Астафьеву)
Какое прилагательное осталось невыписанным? Почему?
Качественные прилагательные: огромной (огромен), розовых (более розовых), белый (самый белый), розовой (самой розовой), дивного (самого дивного).
Относительные прилагательные: кухонному (стол для кухни).
Не выписано осталось прилагательное бабушкиного, потому что оно притяжательное.
Упр. 2. Прочитай стихотворение. Выпиши сначала притяжательные прилагательные вместе с существительными, потом все остальные. Задай к прилагательным вопросы, укажи род, число и падеж. Определи, какими членами предложения являются прилагательные в тексте. в чьей?
Образец: в лисьей норе — ж. р., ед. ч.,
Репей
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей;
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
(В. Берестов)
В волчий хвост – ж. р., ед. ч., В. п.;
в заячью грудь – ж. р., ед. ч., В. п.
Одинокий репей – м. р., ед. ч., И. п.;
прекрасные сны – мн. ч., В. п.;
в далёкий путь – м. р., ед. ч., В. п.
Давай подумаем
Употребляешь ли ты прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-? Например, как ты скажешь — братов учебник или учебник брата; учителев стол или стол учителя?
К какому выводу можно прийти?
Я не употребляю прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-.
Правильно говорить: учебник брата, а не братов учебник, стол учителя, а не учителев стол.
Можно прийти к выводу, что притяжательные прилагательные с суффиксами -ов- и -ев- выходят из употребления и считаются устаревшими, поэтому в речи их употребляются всё реже.
Упр. 3. Замени в словосочетаниях выделенные существительные именами прилагательными по образцу.
скатерть бабушки, книги папы, гитара Васи, велосипед Светы, хвост лисицы
скатерть бабушки – бабушкина скатерть,
книги папы – папины книги,
гитара Васи – Васина гитара,
велосипед Светы – Светин велосипед,
хвост лисицы – лисицын хвост
Упр. 4. Попробуй образовать от существительных прилагательные, указывающие на их
принадлежность, с помощью суффиксов -ии-, -ов-.
Образец: -ии-: акула — акулий,
-бе-: старик — стариков,
-йи-: щука, черепаха, павлин
-бе-: Роман, дед, Пётр
-ий-: щука – щучий, черепаха – черепаший, павлин – павлиний
-ов-: Роман – Романов, дед – дедов, Пётр – Петров
Упр. 5. Прочитай. Докажи, что перечисленные фамилии были когда-то давно именами прилагательными.
Вспомни или узнай, чем знамениты люди, носившие эти фамилии.
Перечисленные фамилии были когда-то давно именами прилагательными, образованными с помощью суффиксов -ин-, -ов-:
Шишкин < шишка, Бородин < борода, Репин < репа, Крылов < крыло, Кольцов < кольцо, Пирогов < пирог.
Шишкин И.И. – русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.
Бородин А.П. – композитор, который прославился как автор исторической оперы «Князь Игорь».
Репин И.Е. – русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.
Крылов И.А. – публицист, баснописец, поэт, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен.
Кольцов А.В. – русский поэт. Через все его творчество проходит тема деревенской жизни, крестьянского труда и природы.
Пирогов Н.И. – русский хирург и учёный-анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением