Параграф 13-14 ГДЗ Мединский Чубарьян 11 класс (История)

Изображение § 13-14. Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в.Каковы были причины и последствия революционных движений на Кубе и в Центральной Америке?Ко...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 11 класс, Просвещение:
§ 13-14. Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в.
Каковы были причины и последствия революционных движений на Кубе и в Центральной Америке?
Ко второй половине ХХ в. страны Латинской Америки значительно отставали от США, от которых зависели экономически и политически. Эти страны оставались преимущественно аграрными. В них преобладало сельскохозяйственное производство, большинство населения составляли крестьяне. Крестьянам не хватало земли даже для того, чтобы обеспечить пропитание своей семье, потому что огромные земельные пространства принадлежали помещикам-латифундистам (владельцам крупных поместий), на земле которых разводили скот и выращивали тропические культуры.
Во второй половине ХХ — начале ХХI в. перед странами Латинской Америки продолжали стоять задачи дальнейшей модернизации, тесно связанные с освобождением от зависимости со стороны США. В ряде стран проводились реформы, нацеленные на демократизацию, ускорение экономического развития и решение социальных проблем. Нередкими были попытки решить эти задачи революционным путём. Однако периоды подобных преобразований сменялись периодами установления диктаторских режимов, действовавших в интересах внутренней реакции и иностранного, прежде всего американского, капитала.
1. С какими проблемами сталкивались страны Латинской Америки в середине ХХ в.?
Ко второй половине ХХ в. страны Латинской Америки значительно отставали от США, от которых зависели экономически и политически. Эти страны оставались преимущественно аграрными. Крестьянам не хватало земли даже для того, чтобы обеспечить пропитание своей семье, потому что огромные земельные пространства принадлежали помещикам-латифундистам (владельцам крупных поместий), на земле которых разводили скот и выращивали тропические культуры.
2. Чем объясняются особенности внутриполитического развития и международного положения латиноамериканских стран?
Могущественные группировки латифундистов и иностранные корпорации, прежде всего американские, распоряжались не только собственностью, но и властью в странах Латинской Америки. Во главе страны стоял президент, обычно существовал и парламент. Но реальная власть находилась в руках узкой группы наиболее могущественных собственников — крупнейших латифундистов и ставленников иностранных компаний. Из числа представителей этой олигархии избирались и президенты, и наиболее влиятельные депутаты парламента.
Когда олигархи не могли решить свои противоречия мирным путём, совершался военный переворот и устанавливалась военная диктатура. «Верхушечные» перевороты осуществлялись с согласия США, которые контролировали политическую жизнь стран Латинской Америки как через прямые контакты с местными олигархиями, так и через Организацию американских государств, созданную в 1948 г.
1. Почему не удалась попытка глубокой аграрной реформы в Гватемале?
Правительство приступило к национализации американской банановой компании «Юнайтед фрут». После этого США устроили Гватемале торговую блокаду. В 1954 г. при поддержке Соединённых Штатов в страну вторглись противники местного правительства. Командование гватемальской армии не решилось противостоять США и свергло Арбенса. Реформы были свёрнуты.
2. Что было общего в экономической политике Мексики и Аргентины при президенте Х. Пероне?
Перед Мексикой встала задача перехода к импортозамещающей индустриализации. Перон (президент Аргентины) проводил политику строительства промышленных предприятий в тех отраслях, продукция которых раньше поступала в Аргентину из-за рубежа.
1. Почему на Кубе начались революционные выступления?
Кубе были присущи все основные социально-экономические проблемы, характерные для стран Латинской Америки. В то же время после демократической революции 1934—1935 гг. благосостояние кубинцев росло несколько быстрее, чем населения соседних стран.
На Кубе сложилась многопартийная система. Но в 1952 г. в резуль-тате военного переворота к власти пришёл генерал Ф. Батиста. Против диктатора выступили молодые революционеры. 26 июля 1953 г. группа смельчаков во главе с Ф. Кастро предприняла неудачный штурм казармы Монкада.
2. Почему кубинские революционеры победили?
Батиста недооценивал угрозу, направляя против партизан небольшие отряды. Революционеры получили поддержку народа. В середине 1958 г. наступление армии против партизанских районов в горах провалилось. Солдаты не хотели воевать. Партизанское движение ширилось по всему югу страны.
1. Почему многие соратники Ф. Кастро по борьбе с Ф. Батистой затем с ним разошлись?
Количество противников нового режима множилось за счёт их поддержки Соединёнными Штатами. Начались террористические акты против революционных властей, многие несогласные бежали на территорию США, возобновилась партизанская война — на этот раз против режима Кастро.
2. Каковы достижения Кубы на пути независимого развития?
На Кубе была проведена последовательная аграрная реформа, передавшая землю крестьянам. Но на этом Кастро не остановился: вскоре крестьянские земли стали передаваться государственным хозяйствам.
С помощью СССР создавались новые промышленные предприятия (металлургические, машиностроительные и химические заводы) и электростанции. На Кубе была ликвидирована неграмотность, удалось создать одну из лучших в Латинской Америке систему медицинского обеспечения населения.
1. За что сражался Че Гевара?
Его идеалом было построение «морального общества» без денег и индивидуализма. Че Гевара надеялся перенести отношения партизанского братства на всё общество. Но на пути этого идеала стояли «предрассудки» простых людей и вся империалистическая система. Че Гевара считал, что её можно уничтожить, втянув империализм в непосильные для него войны — во множество «вьетнамов», в том числе в Латинской Америке.
2. Предположите, почему не удалась попытка Че Гевары поднять восстание в Боливии?
Правительство Боливии попросило помощи в борьбе с отрядом Че Гевары у США. За его голову была назначена награда. В джунглях Боливии партизаны провели 11 месяцев. В боях с правитель-ственными войсками отряд Че Гевары таял на глазах. 8 октября 1967 г. он был ранен, взят в плен и на следующий день расстрелян.
1. Кто и почему боролся против власти семейства Сомоса в Никарагуа?
Этой семье принадлежали обширные земли и целые отрасли экономики. Под влиянием кубинской революции здесь началась партизанская война под руководством Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО), который был назван в честь А. Сандино — героя освободительной борьбы Никарагуа 1920—1930-х гг. Одновременно против президента А. Сомосы вели борьбу либералы.
2. Как победа Сандинистской революции в Никарагуа отразилась на ситуации в других странах?
Победа революционеров в Никарагуа активизировала вооружённую борьбу в соседних странах. В 1979 г. революционеры во главе с М. Бишопом захватили власть на острове Гренада и передали предприятия в руки кооперативов, состоявших из их работников. В 1980 г. развернулась гражданская война в Сальвадоре и усилилась давнишняя гражданская война в Гватемале.
1. Какие реформы провели в странах Латинской Америки революционно настроенные военные?
Установив свою диктатуру, офицеры стали передавать землю крестьянам. Чтобы увеличить производительность сельско-хозяйственного труда, создавались крестьянские кооперативы, в которых крестьяне должны были совместно работать на общей земле. Налоговые поступления направлялись на импорто-замещающую индустриализацию. Часть иностранной собственности была конфискована
2. Почему сторонники реформ нередко довольно быстро теряли власть?
Первоначально реформы военных имели успех. Но затем начался кризис. Опасаясь национализации, предприниматели неохотно вкладывали средства в производство. Иностранный капитал покидал эти страны. Государственных средств на проведение реформ не хватало, что вело к инфляции. Среди военных начались разногласия. Реформаторы были отстранены от власти. Они или уходили в отставку, или погибали, или свергались сторонниками олигархии.
1. Каковы особенности развития Чили, Аргентины и Уругвая?
На юге Южной Америки (в Чили, Аргентине, Уругвае) утверждение капиталистических отношений и индустриальное развитие происходило несколько быстрее, чем в Латинской Америке в целом. Здесь упрочились демократические традиции, городское население было более грамотным, росли средние слои населения, существовали влиятельная оппозиция, профсоюзы, относительно независимая пресса.
2. Почему политика С. Альенде сначала пользовалась широкой поддержкой, но затем вызвала недовольство?
Первоначально реформы «Народного единства» поддерживала большая часть общества и парламента. Была введена индексация зарплаты (регулярное повышение в соответствии с ростом цен), ускорена аграрная реформа, детям бесплатно выдавали молоко, на государственных предприятиях началось создание советов самоуправления с участием администрации, рабочих и профсоюзов. Христианские демократы тоже поддержали эти реформы. В июле 1971 г. парламент единогласно провозгласил «чилинизацию» медных рудников, угольных шахт, разработок селитры и гидроресурсов. Зависимость чилийской экономики от иностранных монополий была ослаблена. Но это немедленно вызвало санкции со стороны стран Запада, у которых была изъята собственность.
Отток иностранных капиталов из страны вынудил правительство финансировать государственные предприятия за счёт увеличения выпуска денег (эмиссии), который привёл к росту цен (инфляции). В первые месяцы правления Альенде это свело на нет повышение благосостояния трудящихся.
1. Почему С. Альенде предпочёл союз с коммунистами, а не с христианскими демократами?
Под давлением США многие страны оборвали экономические связи с Чили, страна оказалась в сильнейшей экономической блокаде. Оппозиция, которую финансово и организационно поддерживали США, обличая экономические трудности, проводила «марши пустых кастрюль».
В условиях обострения ситуации в стране Альенде предпочёл опереться на компартию. Коммунисты были дисциплинированнее социалистов. Альенде стал следовать советам лидера коммунистов Л. Корвалана, игнорируя требования своей партии.
2. В чём причина выступления армии против законно избранного главы государства?
ЦРУ разработала операцию по свержению Альенде («проект Fubelt»). Его место должен был занять генерал Пиночет. На путч в Чили были выделены большие финансовые средства. В 1973 г. под давлением военных место главнокомандующего занял генерал Пиночет.
1. Что свидетельствует о том, что после военного переворота в Чили установилась именно диктатура?
Генерал Пиночет начал своё правление с массовых арестов и убийств активистов политических партий (и не только левых) и профсоюзов, журналистов и даже артистов — всех, кто мог выступить против диктатуры. В первые дни после переворота был убит знаменитый чилийский бард В. Хара, выступавший в поддержку Альенде. В стране сооружались концлагеря, заключённые подвергались издевательствам и пыткам. За годы диктатуры были убиты тысячи людей. Пиночет уничтожал и тех своих противников, которые оказались за рубежом.
2. Какую экономическую политику проводил А. Пиночет?
Правительство провело приватизацию значительной части государственного сектора. Иностранному капиталу были предоставлены широкие привилегии и возвращена возможность использовать природные богатства страны. Прибыли от их эксплуатации уходили за рубеж, в то время как в Чили росла нищета.
Какие она имела последствия?
Серьёзные зарубежные фирмы опасались вкладывать крупные капиталы в страну, в которой царил произвол.
Постепенно меры «чикагских мальчиков» всё же позволили привлечь иностранные капиталы, начался экономический рост. Но он был непродолжителен. Новая экономическая система всецело зависела от колебаний цен на мировом рынке и в 1982 г. рухнула. Национальная валюта была обесценена (девальвирована), а большинство приватизированных предприятий оказались на грани банкротства. Пиночету пришлось отказаться от политики монетаризма и оплачивать долги частных банков.
1. Почему в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в странах Латинской Америки началась демократизация?
В 1980-е гг. страны, в которых существовали диктатуры, оказались в экономическом тупике и политической изоляции. Демократизация проводилась под давлением международной общественности и средних слоёв населения.
2. Какие процессы свидетельствуют о серьёзном кризисе однополярного глобализма?
Правительства Венесуэлы, Боливии, Эквадора и Никарагуа заявили о строительстве «социализма XXI века». По инициативе Кубы и Венесуэлы в 2005 г. был создан Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА). Все страны Западного полушария (кроме США и Канады) вошли в состав основанного в 2010 г. Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК).
Многие страны Латинской и Центральной Америки стремятся ослабить влияние США на их развитие и политику.
1. Каковы были причины отсталости стран Латинской Америки?
Экономика многих стран региона была ориентирована на экспорт сырьевых товаров (сельскохозяйственной продукции, полезных ископаемых), что привело к зависимости от мировых рынков и колониальной эксплуатации.
Почему страны Латинской Америки в ряде случаев отказались от импортозамещающей индустриализации?
Защищённая от внешней конкуренции местная промышленность часто оказывалась менее эффективной и не способной производить продукцию высокого качества.
Высокие затраты на импорт оборудования и технологий для создания новых производств требовали валютных ресурсов, которых у многих стран не было.
2. В чём заключались основные причины революционных движений в Латинской Америке?
Большинство революционных движений возникало из-за глубокой бедности и неравенства, отсутствия доступа к земле и другим ресурсам у крестьян и рабочих.
В странах с военными диктатурами или олигархическими режимами, где подавлялись политические свободы, революционные движения становились средством борьбы за права и демократию.
Используя знания по экономической географии, установите, в каких странах Латинской Америки эти социальные явления сохранились до настоящего времени.
Социальные явления, связанные с революционными движениями, сохраняются в таких странах, как Колумбия, где до сих пор существуют повстанческие движения (например, ФАРК), и Венесуэла, где социалистические идеи Чавеса остаются актуальными.
3. Привлекая материал учебника по истории России, охарактеризуйте роль, которую сыграл Советский Союз в поддержке Кубинской революции. Какое значение имела эта поддержка в борьбе Кубы за независимость от США?
Советский Союз сыграл ключевую роль в поддержке Кубинской революции Фиделя Кастро, предоставив Кубе значительные экономические и военные ресурсы после прихода к власти революционного правительства в 1959 году.
СССР начал активно поставлять Кубе нефть, продовольствие и военную технику, помогая ей выжить в условиях американской блокады.
Советская военная помощь, включая ракетные комплексы, которые привели к Карибскому кризису 1962 года, гарантировала защиту Кубы от возможной агрессии США.
Эта поддержка позволила Кубе сохранить свою независимость от США и закрепить социалистический курс развития.
4. В 1960 г. Э. Че Гевара писал: «Не всегда нужно ждать, пока созреют все условия для революции: повстанческий центр может сам их создать». Проанализируйте этот вывод, используя сведения об опыте партизанской войны на Кубе, в Никарагуа и Боливии.
В Никарагуа Сандинисты смогли создать условия для победы над диктатурой Сомосы в 1979 году. В Боливии попытки Че Гевары повторить кубинский сценарий не увенчались успехом, что показало, что для успешной революции важны социальная поддержка и внутренние условия.
5. Что было общего между событиями в Центральной Америке и на юге Южноамериканского субконтинента во второй половине 1980-х гг.?
• Конец диктатур
• Активное вмешательство США
• Аграрные реформы
• Борьба с повстанцами
6. Найдите на карте мира Латинскую Америку. Покажите на ней страны, в которых во второй половине ХХ в.:
1) произошли революции;
Ответ: Куба (1959), Никарагуа (1979)
2) революционные выступления были подавлены в результате военного вмешательства США;
Ответ: Гватемала (1954), Гренада (1983)
3) произошли военные перевороты;
Ответ: Чили (1973), Аргентина (1976)
4) были проведены аграрные реформы.
Ответ: Боливия (1952), Мексика (1910-1920-е)
7. Почему образ Э. Че Гевары стал одним из самых популярных в массовой культуре второй половины XX в.?
Че был не только политическим лидером, но и интеллектуалом, чьи идеи о справедливости и равенстве вдохновляли многих. Его трагическая гибель и образ героя-мученика сделали его иконой среди молодых людей и сторонников антикапитализма и антиимпериализма. Фотографии и изображения Че Гевары распространились по всему миру, став символом борьбы за свободу и сопротивления системе.
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
• создание Организации американских государств – 1948 г
• свержение президента Х. Перона в Аргентине – 1955 г
• Кубинская революция – 1959 г
• правительство «Народного единства» в Чили – 1970 г
• революция в Никарагуа – 1979 г
• Фолклендская война – 1982 г
• приход к власти У. Чавеса в Венесуэле – 1999 г
Используя словари, объясните смысл понятия «глобализация».
Глобализация — это процесс интеграции и взаимодействия между странами, народами и экономиками на глобальном уровне, который включает в себя обмен товарами, услугами, идеями, технологиями, капиталом, информацией и культурой.
Существовало ли это явление до второй половины ХХ в.?
Элементы глобализации существовали задолго до ХХ века, хотя глобализация в современном понимании значительно усилилась именно после Второй мировой войны. Основные этапы предшествующей глобализации включают:
• Древние торговые пути
• Эпоха Великих географических открытий
• Промышленная революция
• Империализм и колонизация
Своё мнение аргументируйте. Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав 2—3 причины и 2—3 последствия.
Ко второй половине ХХ в. страны Латинской Америки значительно отставали от США, от которых зависели экономически и политически. Эти страны оставались преимущественно аграрными. В них преобладало сельскохозяйственное производство, большинство населения составляли крестьяне. Крестьянам не хватало земли даже для того, чтобы обеспечить пропитание своей семье, потому что огромные земельные пространства принадлежали помещикам-латифундистам (владельцам крупных поместий), на земле которых разводили скот и выращивали тропические культуры.
Во второй половине ХХ — начале ХХI в. перед странами Латинской Америки продолжали стоять задачи дальнейшей модернизации, тесно связанные с освобождением от зависимости со стороны США. В ряде стран проводились реформы, нацеленные на демократизацию, ускорение экономического развития и решение социальных проблем. Нередкими были попытки решить эти задачи революционным путём. Однако периоды подобных преобразований сменялись периодами установления диктаторских режимов, действовавших в интересах внутренней реакции и иностранного, прежде всего американского, капитала.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением