Параграф 1 ГДЗ Пасечник 5 класс Введение в биологию (Биология)

Изображение §1. Живая и неживая природа — единое целое1. Что такое вещество и физическое тело?Вещество – это то, из чего состоят физические тела; вид материи.Физическое тело —...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник 5 класс, Дрофа:
§1. Живая и неживая природа — единое целое
1. Что такое вещество и физическое тело?
Вещество – это то, из чего состоят физические тела; вид материи.
Физическое тело — материальный объект, имеющий массу, форму, объём; и отделённый от других тел внешней границей раздела.
2. Что такое химический элемент? Что такое атомы и молекулы?
Химический элемент – это определенный вид атома; любое вещество, которое не может быть разделено на какие-либо более простые вещества.
Атом – это частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.
Молекула – это частица, которая состоит из двух или более связанных атомов; наименьшая частица химического вещества, которая обладает всеми его свойствами.
3. Какие оболочки Земли вам известны?
Земля имеет 4 оболочки: атмосферу (внешняя газообразная оболочка), гидросферу (водная оболочка), биосферу (та часть оболочек Земли, в которых живут различные организмы), литосферу (внешняя твердая оболочка земного шара, образованная каменными породами).
Вопросы
1. Почему сложно дать определение понятия «жизнь»?
Дать определение понятия «жизнь» сложно, потому что грань между живым и неживым тонка и условна. Нет ни одного свойства или признака, который бы чётко разделял живое от неживого. Например, живые организмы растут, но и кристаллы тоже могут расти.
2. В чём заключается различие химической организации тел живой и неживой природы?
Различие химической организации тел живой и неживой природы заключается в различном соотношении химических элементов. Тела живой природы на 98% состоят из четырёх элементов — углерода, кислорода, азота и водорода. Тела неживой природы могут состоять из других элементов, и даже из одного единственного, а перечисленные выше могут в них и не содержаться.
3. Каковы основные свойства живых тел природы (признаки живого)?
Основными свойствами живых тел природы являются движение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, обмен веществ.
4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов от аналогичных процессов, встречающихся в неживой природе?
В отличие от «обменных процессов» в неживой природе, обмен веществ в живых организмах обеспечивается дыханием, питанием и выделением. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в условиях окружающей среды.
5. Какова роль живого в природе?
Живые организмы в процессе своей жизнедеятельности постепенно изменяли химический состав Мирового океана и атмосферы. В результате деятельности организмов появились залежи полезных ископаемых — торфа, угля, нефти, известняка и др. С появлением живых организмов и их распространением появилась особая оболочка Земли — биосфера.
Все вместе живые организмы оказывают значительное влияние на природу.
Подумайте
1. Почему мы можем утверждать, что живая и неживая природа представляет собой единое целое?
Живая и неживая природа представляет собой единое целое, потому что все тела живой и неживой природы неразрывно связаны между собой и со средой, в которой они находятся (существуют), а также взаимодействуют друг с другом. На это указывает единство химического состава тел живой и неживой природы, а также тот факт, что уничтожение неживой природы неизбежно влечёт за собой гибель всего живого.
2. Как раздражимость проявляется у человека? Приведите примеры.
Раздражимость человека проявляется в его реагировании на воздействие факторов (раздражителей) внешней или внутренней среды. Например, человек отдергивает руку, уколовшись, или зажмуривается от яркого света. При жевании и глотании пищи раздражаются рецепторы ротовой полости и пищевода, в результате чего желудок начинает вырабатывать сок.
Задание для любознательных
Выращивание кристаллов
1. В стеклянной ёмкости приготовьте насыщенный солевой раствор из 100 мл горячей воды и 40 г соли (рис. 4, А). Дайте жидкости остыть и отфильтруйте её с помощью фильтровальной бумаги или свёрнутой в несколько слоёв марли.
2. К леске прикрепите кристаллик соли и опустите в приготовленный соляной раствор так, чтобы он не касался дна. Если кристаллика соли нет, используйте небольшой пластмассовый предмет. Другой конец лески привяжите к перекладине, которая шире горлышка стеклянной ёмкости. Роль перекладины может выполнять карандаш, ручка или деревянная палочка. Перекладина будет фиксироваться на ёмкости с раствором, чтобы кристаллик на леске был в подвешенном состоянии (рис. 4, Б).
3. Накройте полученную конструкцию салфеткой или тканью и поставьте в тёмное место при комнатной температуре. Исключите встряхивание и передвижение ёмкости.
4. По мере роста кристалла содержание соли в окружающей его жидкости будет уменьшаться. Если хотите вырастить крупный кристалл, то раз в неделю добавляйте в ёмкость крепкий соляной раствор.
5. Когда кристалл вырастет до необходимых размеров, выньте его из жидкости и осторожно промокните мягкой тканью. Покройте хрупкий кристалл бесцветным лаком для придания дополнительной прочности (рис. 4, В).
6. Регулярно записывайте и фотографируйте свои наблюдения. Оформите их и представьте в классе. Обсудите, можно ли считать кристаллы живыми телами природы.
Несмотря на то, что кристалл соли растёт, его нельзя считать живым телом природы. Тело живой природы должно обладать сразу всеми признаками живого (рост, обмен веществ, развитие, размножение, раздражимость). А кристалл соли обладает лишь одним признаком.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением