Упр.351 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Упр.351 ГДЗ Разумовская 9 класс
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания и раскрывая скобки.
ЗАЧЕМ ТЕХНАРЯМ РУССКИЙ ЯЗЫК?
Часто я слышу голоса (не) довольных: «А технарям — будущим физикам инж..нерам мат..матикам — за (чем) столько уроков русского ..зыка? Их что, в школе в Пушкины готов..т? Пусть лучше точ(?)ные науки уч..т!» Но так (ли) бе..полезно знание р..дного ..зыка?
Русский ..зык пр..ход.-т к ч..ловеку в первые (же) дни его ж..зни. (С) начал., семья потом школа... Но главное — через хорош., книги. Именно через слово ра..в..ва..(тся, ться) лич(?)ность — неслучайно Царскосельском лице., была обширная библиотека.
Но времена м..няю(тся, ться). И то что в последние годы наш ..зык роду..(тся, ться) об..дня..(тся, ться) а порой просто т..ря..(тся, ься), — факт. (У) меня есть строки:
А в ныне модных книгах речь родная
Унижена опошл..(н, нн)апуста.
Ползёт она (по) мусорному краю,
Куда д..вно не вхожа кр..сота.
(С) нач..лом р..форм в школах (не) укло(н, нн)о сокр..щал..сь ко..лич..ство ч..сов отпущ..(н. нн)ых на русский ..зык л..т..р..туру историю. А всё должно происходить (на) оборот — мы должны думать (о) том что ост-.вля. .м м..л..дёжи чему уч..м: какому отношению к своей Родине к её прошлому к её л..т..р..тур.. и и(с, сс)ку(с, сс)тву.
Бедность русского ..зыка чу(?)ству..(тся, ться) и на телевид..н.. и на рад..о. А это говорит о духовной бедност., наших сограждан. Утв..ржден..е что русский ..зык нужен только гум..н..тариям ош..боч(?)но! Хороший русский ..зык нуж.лі каждому ч-.ловеку в какой (бы) сфер., он (н..) работал. Мне могут возразить (не) важно (на) сколько богат л..ксикон у ч..ловека ведь главное это передать суть. Но Владимир Даль отда..ш..й многие годы составлению «Т..лкового сл..варя ж-.вого великорусского ..зыка» говорил что с ..зыка начина-
ется лич(?)ность.
Дело тут даже не (в) умени.. грамотно излагать свои мысли а в том что ..зыковая культура позволя..т ш..ре пр..дставить пр..дмет которым ты занима..ш(?)ся которому посв..тил ж..знь. Нам (не) нужно духовное убож..ство. Ведь ч..ловек в натужном поиске слова может так и (н..) передать суть своего повествования (н..) донести до других важность своего открытия. Когда (то) я написал:
Как девальвируется, ться) слово...
Забыв величие своё.
Оно сорва(тся, ться) с уст готово,
Как с колокольни вороньё...
..зык всегда был основой — душ., духовност., человеческих отношений культуры образования. В конеч(?)ном счёт.. реч(?) всегда была пок..зател..м того каков ч..ловек. Если он плохо зна..т ..зык пр..небр..гает хорошими книгами мне такой человек (н..) интересен. Это значит его душа закрыта для тех чу(?)ств которые испыт..вали и которые передавали нам Пушкин Лермонтов Лев Толстой. Это значит что он воспита(н, ни) не на красоте. А дурной вкус отбрас..ва..т нас — и каждого и всё общество — назад.
(По А. Дементьеву)
Зачем технарям русский язык?
Часто я слышу голоса недовольных: «А технарям – будущим физикам, инженерам, математикам – зачем русский язык? Их что, в Пушкины готовят? Пусть лучше точные науки учат!» Но так ли бесполезно знание родного языка?
Русский язык приходит к человеку в первые же дни его жизни. Сначала семья, потом школа... Но главное – через хорошие книги. Именно через слово развивается личность – не случайно в Царскосельском лицее была обширная библиотека. Но времена меняются. И то, что в последние годы наш язык уродуется, обедняется, а порой просто теряется, – факт. У меня есть строки:
А в ныне модных книгах речь родная
Унижена, опошлена, пуста.
Ползет она по мусорному краю,
Куда давно не вхожа красота.
С началом реформ в школах неуклонно сокращалось количество часов, отпущенных на русский язык, литературу, историю. А все должно происходить наоборот – мы должны думать о том, что оставляем молодежи, чему учим: какому отношению к своей Родине, к ее прошлому, к ее литературе и искусству.
Бедность русского языка чувствуется и на ТВ, и на радио. А это говорит о духовной бедности наших сограждан. Утверждения, что русский язык нужен только гуманитариям, ошибочны! Хороший русский язык нужен каждому человеку, в какой бы сфере он ни работал. Мне могут возразить: неважно, насколько богат лексикон у человека, ведь главное – это передать суть. Но Владимир Даль, отдавший многие годы составлению «Толкового словаря живого великорусского языка», говорил, что с языка начинается личность.
Дело тут даже не в умении грамотно излагать свои мысли, а в том, что языковая культура позволяет шире представить предмет, которым ты занимаешься, которому посвятил жизнь. Нам не нужно духовное убожество. Ведь человек в натужном поиске слова может так и не передать суть своего повествования, недонести до других важность своего открытия. Когда-то я на писал:
Как девальвируется слово...
Забыв величие свое,
Оно сорваться с уст готово,
Как с колокольни воронье...
Язык всегда был основой – души, духовности, человеческих отношений, культуры, образования. В конечном счете речь всегда была показателем того, каков человек. Если он плохо знает язык, пренебрегает хорошими книгами, мне такой человек не интересен. Это значит, его душа закрыта для тех чувств, которые испытывали и которые передавали нам Пушкин, Лермонтов, Толстой. Это значит, что он воспитан не на красоте. А дурной вкус отбрасывает нас – и каждого, и все общество – назад.
2. Выразительно прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Ответ обоснуйте.
Текст относится к публицистическому стилю речи. Это можно обосновать следующими признаками:
Цель текста: Публицистический стиль направлен на воздействие на общественное мнение, формирование взглядов и убеждений читателей. В данном тексте автор обсуждает важность русского языка для всех людей, независимо от их профессии, и критикует современные тенденции, которые ведут к обеднению языка.
Тематика: Текст затрагивает социально значимые темы, такие как образование, культура и духовное состояние общества. Эти темы характерны для публицистических произведений, направленных на широкую аудиторию.
Эмоциональность и экспрессивность: В тексте присутствуют эмоциональные и экспрессивные выражения, которые помогают автору выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме и привлечь внимание читателей. Примеры таких выражений: «язык уродуется, обедняется», «духовное убожество», «дурной вкус отбрасывает нас назад».
Аргументация и примеры: Автор использует аргументы и примеры для обоснования своей позиции, что также характерно для публицистического стиля. Например, упоминание реформ в школах, цитаты Владимира Даля и стихи, которые подчеркивают важность языка.
Призыв к действию: Публицистический текст часто содержит призыв к изменению ситуации, обращение к читателям с целью побудить их к действиям или размышлениям. В данном тексте автор говорит о необходимости уделять больше внимания языку и культуре, чтобы сохранить их для будущих поколений.
Таким образом, текст сочетает в себе элементы информационного и оценочного характера, направлен на формирование общественного мнения и использует выразительные средства для эмоционального воздействия, что является основными признаками публицистического стиля речи.
3. Определите тип речи текста.
Текст является образцом рассуждения. Это можно определить по следующим признакам:
Тезис: В начале текста выдвигается тезис о важности русского языка для всех людей, независимо от их профессии.
Аргументация: Автор приводит аргументы в поддержку этого тезиса, обсуждая, как знание языка способствует развитию личности, сохранению культуры и духовности. Также упоминаются примеры из истории и личные наблюдения.
Примеры и доказательства: В тексте приводятся конкретные примеры, такие как сокращение часов на изучение русского языка в школах и слова Владимира Даля, а также собственные стихи автора, что подтверждает выдвинутый тезис.
Заключение: В конце текста делается вывод о том, что бедность языка приводит к духовной бедности, и призыв к сохранению и развитию русского языка как основы культуры и образования.
Таким образом, текст построен по схеме тезис – аргументы – примеры – вывод, что является типичным для рассуждения.
4. Объясните, как вы понимаете авторский заголовок текста. Что отражено в этом заголовке: тема или основная мысль высказывания? Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте
свой ответ.
Авторский заголовок текста «Зачем технарям нужен русский язык?» отражает основную тему, но не полностью передает основную мысль. Заголовок интригует и сразу привлекает внимание к вопросу, который часто обсуждается: действительно ли знание русского языка важно для людей, занимающихся техническими науками, такими как физика, инженерия или математика. Он побуждает читателя задуматься о связи между гуманитарными и техническими знаниями.
Тема заголовка — необходимость изучения русского языка для технических специалистов.
Основная мысль текста заключается в том, что русский язык важен для всех людей, независимо от их профессиональной деятельности, потому что он способствует общему культурному и духовному развитию, помогает лучше выражать свои мысли и сохранять национальную идентичность.
Я разделяю точку зрения автора по нескольким причинам.
Культурное наследие: Русский язык — это ключ к богатому литературному и культурному наследию. Технарям, как и всем остальным, полезно иметь доступ к произведениям классиков, таким как Пушкин, Лермонтов и Толстой, чтобы обогатить свою духовную жизнь и развить личностные качества.
Коммуникативные навыки: Хорошее владение языком помогает лучше излагать свои мысли, что важно в любой профессии. Умение ясно и чётко выражать свои идеи необходимо как для написания технической документации, так и для общения с коллегами и руководством.
Развитие мышления: Изучение языка и литературы способствует развитию критического мышления и аналитических способностей. Это полезно не только для гуманитариев, но и для технарей, так как помогает им подходить к решению задач более творчески и всесторонне.
Национальная идентичность: Знание родного языка и литературы укрепляет чувство принадлежности к своей нации и культуре. Это важно для сохранения национальной идентичности и духовного единства народа.
Таким образом, хороший уровень владения русским языком важен для всестороннего развития личности и профессионального успеха, независимо от сферы деятельности.
5. Выполните лексический анализ выделенных слов.
Лексикон – 1) то же, что словарь (устар.); 2) запас слов, лексика.
2) Однозначное.
3) Прямое значение.
4) Синонимы: лексика, словарный запас.
Антонимы: нет.
5) Заимствованное.
6) Профессионализм.
Девальвируется – претерпевает девальвацию, обесценивается.
2) Однозначное.
3) Прямое значение.
4) Синонимы: обесцениться, нуллифицироваться.
Антонимы: нет.
5) Заимствованное.
6) Профессионализм.
6. Проанализируйте слово опошле(н, нн)а по плану:
а) фонетический и орфоэпический анализ;
б) морфемный анализ;
в) лексический анализ;
г) морфологический анализ.
Опошлена.
Опошленный – 1) сделавшийся пошлым; сделавшийся банальным.
2) Прямое значение.
3) Синонимы: затасканный, упрощенный.
Антонимы: нет.
4) Исконное.
5) Общеупотребительная лексика.
7. Выпишите наречия. Объясните, как они образованы.
Так, потом, всегда, столько – непроизводные наречия.
Часто (от частый); зачем (за + чем); бесполезно (от бесполезный); сначала (предлог + сущ.); неслучайно (от неслучайный); порой (форма сущ.); просто (от простой); давно (от давний); неуклонно (от неуклонный); наоборот (предлог + сущ.); неважно (от неважный); насколько (предлог + местоимение); грамотно (от грамотный); шире (сравн. степень наречия широко); когда-то (наречие + частица); плохо (от плохой); назад (предлог + сущ.).
8. Сравните два предложения: Он плохо знает родной язык. — Ему сегодня плохо. Выполните морфологический анализ выделенных слов. Сделайте вывод.
Он плохо знает родной язык.
Двусоставное предложение, где слово «плохо» - наречие (определительное, образа действия, неизменяемое).
Ему сегодня плохо.
Односоставное предложение, где слово «плохо» - категория состояния (указывает на состояние человека).
9. Выполните синтаксический анализ выделенного предложения (письменно).
С началом реформ в школах неуклонно сокращалось количество часов, отпущенных на русский язык, литературу, историю.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено причастным оборотом и однородными членами).
10. Укажите слова в переносном значении (эпитеты, метафоры).
Уродуется (язык уродуется) — используется в переносном значении для описания того, как изменяется и ухудшается язык.
Обедняется (язык обедняется) — метафора, означающая потерю богатства и разнообразия языка.
Теряется (язык теряется) — метафора, указывающая на то, что язык утрачивает свои особенности и качество.
Унижена, опошлена, пуста (речь родная унижена, опошлена, пуста) — эпитеты, описывающие деградацию и опустошение языка.
Ползет она по мусорному краю — метафора, обозначающая падение уровня и качества речи.
Духовная бедность — метафора, характеризующая недостаток духовных и культурных ценностей.
С языка начинается личность — метафора, подчеркивающая важность языка в формировании личности человека.
Духовное убожество — метафора, указывающая на низкий уровень духовного развития.
Девальвируется слово — метафора, описывающая потерю значения и ценности слов.
Оно сорваться с уст готово, как с колокольни воронье — метафора, показывающая, как легко и бездумно могут использоваться слова.
Язык всегда был основой – души, духовности, человеческих отношений, культуры, образования — метафора, подчеркивающая важность языка в различных аспектах жизни.
Если он плохо знает язык, пренебрегает хорошими книгами, мне такой человек не интересен — эпитеты, характеризующие отношение к человеку, который не ценит язык и литературу.
Дурной вкус отбрасывает нас – и каждого, и все общество – назад — метафора, указывающая на негативное влияние плохого вкуса на развитие общества.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением