Упр.255 ГДЗ Власенков 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Решение #3
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Власенков, Рыбченкова 10-11 класс, Просвещение:
255. Найдите в приведённых стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Проведите наблюдение над существительными в словосочетаниях житейский вихрь, сокрушительным набегом, струны рвал, заносил холодным снегом (в 1-м стихотворении); над прилагательными в словосочетаниях нивы печальные, с улыбкою странной, небо широкое (во 2-м стихотворении). Как изменяется их обычное значение в стихотворении? Сделайте вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи (письменно). Подводя итоги лингвистического эксперимента, оформите результаты в виде презентации. Подготовьте чтение, передающее настроение и мысли автора, красоту стихотворной речи.
***
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты —
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна,
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье...
(А. К. Толстой)
В ДОРОГЕ
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
(И. Тургенев)
СТАРАЯ ЯБЛОНЯ
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
(И. Бунин)
Поясните художественный образ, созданный в стихотворении «Старая яблоня» словосочетанием молодая старость. Как он связан с содержанием стихотворения в целом, с другими художественными деталями стихотворения?
ГЛАЗА
Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза,
Зелёные — солёные —
Крестьянские глаза!
Была бы бабою простой —
Всегда б платили за постой —
Всё эти же — весёлые —
Зелёные глаза.
Шёл мимо паренёк с лотком...
Спят под монашеским платком
Смиренные — степенные —
Крестьянские глаза.
Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза...
Что видели — не выдадут
Крестьянские глаза!
(М. Цветаева)
Какие другие, кроме названных в задании, изобразительно-выразительные средства вы находите в стихотворении М. Цветаевой?
Ответ 1
Житейский вихрь, сокрушительным набегом, струны рвал, заносил холодным снегом, нивы печальные, с улыбкою странной, небо широкое – данные словосочетания употреблены не в прямом своем значении, а в переносном. Слова используются в них для усиления художественного восприятия описываемого явления.
Поэтическая речь очень сильно отличается от прозы, а также от любого другого текста. В первую очередь тем, что практически все явления не называются в стихотворениях напрямую. О них сообщается метафорически. Связано это с тем, что основная роль поэтического языка – не коммуникативная, а эстетическая. Она построена на средствах художественной выразительности. Поэтический язык не называет описываемые события напрямую, он сообщает о них посредством метафор, описание природы дается посредством олицетворения (по сути, приравнивания неживого живому, наделения природы человеческими качествами).
Молодая старость – это оксюморон. Имеет значение «отмена старости, постоянное обновление жизни». Стихотворение посвящено цветению яблони весной. Вероятно, яблоне уже достаточно много лет, однако она не стареет в прямом смысле этого слова. Она каждую весну вновь становится молодой и зацветает, а затем приносит плоды.
Особенность стихотворения Цветаевой «Глаза» в том, что в нем нет четкого стихотворного ритма. Некоторые строки намеренно сокращены. Среди других художественно-выразительных средств следует выделить большое количество просторечий (баба, постой, застилась, потупивши), синекдоха (соленые глаза), параллелизм построения строф (1-4, 2-3), инверсия.
Ответ 2
Вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи.
Поэзия, как форма искусства, имеет способность преобразовывать обычные слова в нечто особенное и волнующее. Обычные слова, которые мы используем в повседневной речи, в поэтическом контексте обретают новое звучание и смысл. Это своеобразие обычных слов в поэзии позволяет поэтам создавать эмоционально насыщенные и яркие произведения.
В поэтической речи обычные слова приобретают ритмическую гармонию и музыкальность. Они становятся частью мелодии стиха, их звучание создает определенное ритмическое движение, которое подчеркивает эмоциональную силу произведения. Обычные слова становятся инструментом выражения чувств и переживаний поэта, их звучание вызывает резонанс в сердцах читателей.
Кроме того, обычные слова в поэзии часто преображаются и приобретают новый смысл. Поэты используют различные литературные приемы, такие как метафоры, сравнения и символы, чтобы расширить смысловое поле слов и создать богатую образность. В результате обычные слова становятся многогранными и многослойными, их значения раскрываются через ассоциации и контекст, что придает поэтическому тексту глубину и эстетическую ценность.
Таким образом, своеобразие обычных слов в поэтической речи заключается в их трансформации и особом использовании, благодаря которым поэты могут выразить свои эмоции, мысли и взгляды на мир. Это позволяет поэзии быть искусством, которое вдохновляет, трогает и заставляет нас видеть привычные вещи в новом свете.
Ответ 3
Своеобразие обычных слов в поэтической речи проявляется в их трансформации, в необычных сочетаниях и контексте, которые придают им глубину и эмоциональную окраску. В поэзии слова приобретают новые оттенки и значения, становятся более выразительными и метафоричными.
Поэтические слова оживают, словно они обретают дополнительные смыслы и возможности для самовыражения. Они способны создавать образы, вызывать эмоции и передавать тонкие нюансы мысли. Обычные слова в поэзии могут звучать необычно и притягательно, их звуковое воплощение и ритмическое употребление в стихотворении придают им особую гармонию.
В поэзии слова становятся инструментом художественного выражения, способом передачи глубоких мыслей, чувств и настроений. Они обладают магической силой, способной пробуждать в нас воображение и вовлекать в мир поэтической реальности.
Таким образом, обычные слова в поэтической речи приобретают новую жизнь и становятся неотъемлемой частью поэтического творчества. Они помогают поэту выразить свои мысли и чувства, а читателю — погрузиться в мир поэзии и насладиться красотой и глубиной слов.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением